Авторский блог Наше Завтра 01:03 13 октября 2021

Вардан Багдасарян "Матрицы общественного сознания"

Багдасарян Вардан. Матрицы общественного сознания. — М. : Наше Завтра, 2021. — 416 с. : ил. (18+)

В общественном сознании понятие «матрицы» с 1999 года, когда в мировой прокат вышел одноимённый фильм братьев (впоследствии — сестёр) Вачовски, неразрывно связано с «виртуальной реальностью», исходящей из английской философской традиции субъективного идеализма, от Дэвида Юма до Джорджа Беркли. Согласно этой традиции, каждый субъект живёт в том мире, который он воспринимает, человеческое восприятие = человеческое бытие. Собственно, любой субъект и является, прежде всего, лишь «суммой своих восприятий». А что за ними стоит и стоит ли хоть что-то — на этот счёт мнения могут быть любыми. В своём исходном математическом понятии «матрица» — комплекс переменных величин, значения которых определяются двумя и более переменными факторами. С развитием «цифровых» технологий и искусственного интеллекта (ИИ) в «матричную форму» стало возможным переводить всё более сложные и многомерные системы — это с одной стороны. А с другой — стало возможным говорить о «матрицах» таких систем.

Книга Вардана Багдасаряна посвящена матрицам — без всяких кавычек — общественного сознания. Так сказать, коллективному сознательному современных обществ, в которых присутствует и стремительно расширяется их «виртуальная» составляющая. Задача и сверхзадача автора — деконструкция матрицы современного глобализма, направленной, в том числе, против матрицы русской цивилизации, и реконструкция последней в качестве кода идеократического общества нового типа, нейтрализующего код глобального нетократического (сетевого, синархического) общества. «Может возникнуть в этой связи вопрос — а в чём разница? Одно рабство заменяется другим, не более того. И не столь важно написано на ней «Made in USA» или «Сделано в России». Разница в действительности есть, и она принципиальная. Матрица постидеологии отключает сознание, репрессирует большие смыслы и вообще большой нарратив, даёт ответы по принципу «само собой разумеется». Матрица ресуверенизации должна, напротив, быть смыслоцентричной. Смыслы, большой нарратив в ней не блокируются, не подлежат сокрытию, а предъявляются прямым и очевидным образом», — разъясняет автор. Сообщества людей-творцов не имеют права быть поглощёнными сообществами людей-потребителей.

двойной клик - редактировать изображение

1.0x