Сообщество «Форум» 17:50 23 октября 2018

Баба-яга - древнеславянская жрица

Слово "яга" происходит от слова "едок". Подробный разбор этимологии.

"Яга" происходит от слова "едок". Этимология такая. Еда раньше называлась "яд". Отсюда едок звучал как "ядок". А "ядок" женского рода звучал как "ядка". Однако, в славянских языках совместное звучание глухого и звонкого согласного сглаживалось "оглушением" или "озвончением" обоих звуков. Таким образом, "ядка" видоизменилось в "ядга". А потом ударение перенеслось на последний слог - "ядгА". В последствии, звук "д" выпал и получилось слово "яга".

Баба Яга всегда описывалась как исключительно хлебосольная хозяйка. А сама ее избушка была "на курьих ножках" (еда), пирогом подперта, блином покрыта (снова еда). А еще иногда она жила в пряничном домике, полном сладостей. Гостей она подманивала именно угощениями. В первую очередь, она подманивала детей (выпечкой и сладостями).

Почему же, собственно, она была "едоком-ядкой"? Дело в том, что баба-ядка была "жрецом" (от слова "жрать" - есть еду) у наших предков и была призвана поедать жертвенную еду. Слово "жертва" и "жратва" не спроста так созвучны между собой. Ибо жертва и есть жратва для бабы-ядки.

Пища сия, си речь еда, была "сокровенна" (со-кровенна, т.е. с кровью). Отсюда же и понятие "скверна" - оскверненная пища, пища с кровью. Именно такую еду приносили в жертву богам наши предки, верившие, что душа у живых существ находилась в крови.

Механизм принесения в жертву был таков. На жертвенное животное или человека (чаще всего ребенка) возводили вину за все беды, которые преследовали племя, род. Потому и брали ребенка, чтобы "чаша его вины" была еще пуста - чтобы был невинный, чтобы мог принять в себя вину за всех. И потом ритуально умервщляли его, как правило ножом на жертвенном камне. Укладывали кусками на ветви ели ("ель" - то, с чего "ели" еду). Ранее звучание слова "ель" тоже было со звуком "я" - "яль" (сохранилось в украинском "ялынка", а также в связанном этимологически украинском названии говядины - "яловычина").

К слову сказать, жертвенный камень назывался "алатырь бел-горюч камень". От него и произошло потом слово "алтарь". Само значение "алатырь" происходит от сложения слов "ала" - "яла" - отсыл к слову "яль-ель" и слову "тырь" - так раньше называли урожай "тырь-тарь". Например, с тырева (дерева) тырили (тарили) яблоки и складывали их в тарелку (тырелку). Таким образом - алатырь объединяет в себе и мясное и растительное жертвоприношение - и яль (мясо) и тырь (крупу, овощи и фрукты).

Кстати, именно всилу своей социальной роли жрицы сокровенной жертвенной еды, баба-ядка ела и принесенных в жертву детей - вместе с поеданием взявшей на себя вину души, баба-ядка отводила беды и несчастья от своего племени-рода. Потому и пугали родители своих неслухов, что отдадут их бабе-ядке на съедение. Оттого и сказки складывали про этот "фольклорный элемент". По сути, в те приснопамятные времена баба-ядка служила во благо своего племени и была доброй, как она это понимала. Однако же, это ей не мешало быть в известных рамках коварной и пытаться скармливать скверну - жертвенную еду - проходящим "добрым молодцам". Видимо, жилось ей, все же, относительно сытно, раз даже в народном фольклоре ее описывают, как обладающую большим количеством еды, которую она была обязана съесть.

12 ноября 2024
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
1.0x