13—15 ноября состоялся первый в истории государственный визит президента России в Сингапур. Кроме переговоров с президентом и премьер-министром этой республики, Владимир Путин принял участие в ряде официальных мероприятий, включая саммит АСЕАН и Восточноазиатский саммит, а также провёл несколько двусторонних встреч на высшем уровне. На 26-м саммите АТЭС, который проходил в Порт-Морсби (Папуа — Новая Гвинея) 17—18 ноября, Россию представлял премьер-министр Дмитрий Медведев.
Поездку российского лидера в бывшую (да и нынешнюю) "жемчужину британской короны" трудно назвать рядовым событием. 15—16 ноября 2009 года этот "город-государство" посещал президент РФ Дмитрий Медведев, но это был не государственный, а официальный визит, к тому же — для участия в саммите АТЭС, то есть отношений России с Сингапуром этот эпизод девятилетней давности практически не затрагивал. Сейчас же всё было наоборот. Путина пригласили специально накануне двух важнейших международных мероприятий, непосредственно перед встречей "Большой двадцатки" в Буэнос-Айресе, которую всё чаще называют "судьбоносной" для дальнейшего пути всего человечества, и уделили хозяину Кремля особое внимание.
Дело не столько в переговорах с президентом Сингапура Халимой Якоб и премьер-министром этой республики Ли Сянь Луном или в закладке первого камня в фундамент Российского культурного центра и православного храма в Сингапуре. Общим смыслом этой поездки российского лидера в находящийся под контролем англо-голландского дуумвирата и ключевой для мировой экономики регион АСЕАН (только через Малаккский пролив проходит за год свыше 60 тысяч кораблей — примерно треть всей морской торговли) можно назвать урегулирование конфликта и переформатирование отношений двух глобальных "центров силы": "Большой России" и "империи Ротшильда", а через неё — с высшим британским (и не только британским) истеблишментом.
Конфликт, о котором идёт речь, до сих пор воспринимался по преимуществу как небольшой периферийный казус. Он возник ещё в начале 2013 года, когда после переизбрания Барака Обамы Минфин США попытался провести переучёт офшорных долларовых активов на Британских Виргинских островах, тем самым задев интересы Её Величества Елизаветы II.
В итоге уже согласованное было вторжение сил "коллективного Запада" под руководством США в Сирию тогда не состоялось — якобы по причине "полной ликвидации режимом Асада своего химического оружия" по инициативе России, зато Обаме и Ко из Лондона был дан добрый совет "поднажать" на "друга Владимира" через Украину, санкции и снижение мировых цен на нефть (что было не просто выгодно Китаю, но и окончательно склонило саму российскую "властную вертикаль" к "повороту на Восток")…
Дальнейшее развитие событий хорошо известно: Евромайдан с Крымом и Донбассом, малайзийский (кстати!) "Боинг", миссия российских ВКС в Сирии, триумфальная поездка Си Цзиньпина в гости к Елизавете II, Брекзит, избрание Трампа et cetera, et cetera… Правда, проблема, видимо, усугубилась тем, что "Большая Россия" вышла за первоначальные рамки игры и начала выводить свои деньги не только из американских трежерис, но заодно — из британских офшоров тоже. Отсюда — более чем странное "дело Скрипалей" (Тереза Мэй тут выступала всего лишь политическим "расходным материалом").
Но — "не срослось", "Большая Россия" на шантаж в целом не поддалась. Вот и пришлось приглашать российского лидера в Сингапур для обсуждения и урегулирования ситуации. Параллельно на Туманном Альбионе вышло несколько "установочных" статей по теме, что Россия — вовсе не такое уж исчадие ада, с ней надо договариваться, а если русские будут делать то, что им говорят, так вообще никаких проблем у них не будет.
И Путин — поехал. И не из соображений вежливости. "Люди в тёмных костюмах и с кейсами в руках" — вообще его специализация. Судя по всему, разговор мог состояться и быть продуктивным — если для него нашлось "окошко" в промежутках между встречами российского президента с премьером Госсовета КНР Ли Кэцяном, премьер-министром Индии Нарендрой Моди, вице-президентом США Майком Пенсом, советником президента США по национальной безопасности Джоном Болтоном, премьер-министром Японии Синдзо Абэ, президентом Индонезии Джоко Видодо, премьер-министром Малайзии Махатхиром Мохамадом, президентом Республики Корея Мун Чжэ Ином, премьер-министром Королевства Таиланд Праютом Чан-Очой и так далее.
Хотя в глобальных и в отечественных "либеральных" СМИ больше напирали на то, как радушные хозяева не предоставили президенту России возможности пройти мимо "рамки" металлодетектора: мол, щелкнули по носу "кремлёвского диктатора" своей "диктатурой закона и традиций", но тут уж ничего не попишешь: англосаксы — они и в Африке англосаксы. И в Америке. И в Азии тоже… Путин через "рамку" прошёл, даже "не заметив" её, но шуму-то было, шуму!.. Точно так же, как и вокруг действий местной службы безопасности, "отжавшей" российских министров иностранных дел и обороны от переговоров Владимира Путина с Халимой Якоб… Но не надо думать, что Сергей Лавров произнёс про себя фирменную фразу, а Сергей Шойгу начал продумывать поручение российским ВКС и ВМФ внимательнее приглядеться к Сингапуру, — решение поехать туда "по умолчанию" предполагало и полный спектр негатива, который мог быть связан с этой поездкой.
А момент общения российского президента с вице-президентом США Майком Пенсом, который можно было наблюдать, выглядел достаточно забавно. Путин в Сингапуре был — само дружелюбие, а вот Пенс, которого под сурдинку прочили и прочат в преемники "неуправляемому" Дональду Трампу, если с нынешним "хозяином Белого дома" не дай Бог что-то случится: как с Франклином Рузвельтом, Джоном Кеннеди и Ричардом Никсоном… Куда делась его идеальная американская улыбка? Вице-президент США с "республиканским" красным галстуком напоминал боксёра-андердога на процедуре взвешивания: скрестив руки на животе, угрюмо и пристально рассматривал противника, явно прикидывая свои шансы на успех, но пытаясь не встречаться с Путиным взглядом — видимо, имел по этому поводу специальные инструкции от своих кураторов, чтобы не повторить ошибку Джорджа Буша‑младшего: "Я пристально посмотрел ему (Путину. — В.В.) в глаза, заглянул ему в душу и решил, что этому человеку могу верить…" Пенсу было приказано — Путину не верить.
Кстати, Трамп от поездки в Сингапур и Папуа — Новую Гвинею отказался, отправив в азиатское турне "давить" президента РФ и лидера КНР, словно Балда из пушкинской сказки, "своего меньшого брата" в лице вице-президента США. Путин, как отмечено выше, общался с Майком Пенсом в Сингапуре (20-минутная встреча "на ногах" перед отлётом), Си Цзиньпин — в Порт-Морсби (на саммите АСЕАН КНР представлял Ли Кэцян). И ни в том, ни в другом случае нельзя сказать, что экс-губернатор штата Индиана как-то смог повлиять на своих контрагентов или хотя бы установить с ними какие-то личные отношения. Так что Трамп наглядно продемонстрировал своим недоброжелателям, что ставить — во всяком случае сейчас — на Пенса не стоит.
Ну а выступление премьер-министра РФ в столице Папуа — Новой Гвинеи, можно сказать, подвело черту под этой "азиатской" неделей в российской внешней политике. Глава российского правительства посетовал, что мировые долги за последние 10 лет неизмеримо выросли, темпы экономического роста — гораздо меньше запланированных, а международные финансовые институты в этих условиях почему-то ужесточают кредитно-денежную политику. Иными словами, Дмитрий Анатольевич открыто возложил ответственность за грядущую глобальную социально-экономическую катастрофу на "хозяев мировых денег", включая МВФ. Это весьма неожиданный ход для человека, которого считают чуть ли не главным "кремлёвским либералом" — особенно после проведённых под его руководством пенсионных, налоговых и прочих нововведений 2018 года.