Автошкола – университет грабежа
Современные автомобильные дороги превратились в поле битвы необъявленной, нескончаемой и самой кровавой войны в истории человечества. Российский же фронт этой войны с дикарским азартом и беспощадностью уничтожает человеческие жизни, формирует и утверждает новую мораль общества. Мораль циников, убийц, хамов, негодяев.
Конечно, не каждого первого, и даже – не каждого второго-пятого можно зачехлить в эти эпитеты. Но дело не в соотношении: сколько подонков приходится на энное количество водителей. Поражает то, что нормальные, вроде бы, в обычной жизни люди - адекватные, здравомыслящие, сев за руль автомобиля, преображаются. Дамы (и даже – леди), высокодолжностной люд, интеллигентно-духовно-образованный слой общества – принадлежность даже к этим кастам отнюдь не подразумевает приличного поведения в дорожной стихии. С волками жить…
Страна со звериной жадностью пытается зарабатывать деньги. Благосостояние какой-то части населения растёт, будто под воздействием избыточного объёма дрожжевых культур. Для них-то автопром и создал культ автомобиля, престижности владения четырёхколёсным божеством. На самом низшем уровне состоятельности действует критерий наличия авто. Какая угодно железяка, но машина должна быть. Дальше – больше. Зарабатывающие люди демонстрируют окружающим уровень своих доходов (читай – успешности) очередным автомобилем более высокого класса.
Поток, лава машин самого разного производства прёт и прёт на российские дороги. Ужасные дороги, которые стремительно приходят от этого потока в полную негодность. Спасительных развязок практически нет. Городские и сельские улицы, придомовые территории рассчитаны на автомобильную плотность советских времён, когда машина, действительно, была роскошью для простого люда.
И вот в эти условия явилась многомиллионная армия людей за рулём, в которых никто никогда не воспитывал элементарных правил поведения на дороге. Скорее всего, они и правила-то поведения в обществе тоже усвоили в скромных объёмах. Но до тех пор, пока они не сели за руль и не нажали на газ, большой опасности для людей они не представляли. Ну, обхамят локально, ну, мордобой учинят. А вот когда они разгонят свой престижеёмкий агрегат до ублажающей самомнение скорости… Вот тут-то и начинает зашкаливать статистику аварий, происшествий, смертей.
Теперь догадайтесь с одного раза, кого государственная машина по формированию общественного мнения назначила главным виновным за всю эту вакханалию на дорогах? Ну да, к бабке не ходите – автошколы. Мол, дело именно в том, что плохо готовят водителей транспортных средств. И для убедительности приводят статистику: половина совершённых аварий случилась при участии водителей, стаж которых не более двух лет. Классический приём перекладывания с больной головы на здоровую. Ведь автошколы права на вождение автомобиля не выдают. Они лишь предоставляют гражданам возможность обучиться вождению. И тут, как и в обычной школе – все по-разному используют эту возможность.
Давайте вспомним - как готовили водителей в прежние времена. Девяносто процентов водителей страны - выпускники ДОСААФ. Выпускники ДОССАФ (тогда – ОСОВИАХИМА) во время Великой Отечественной войны с беспримерным мужеством и мастерством обеспечивали войска боеприпасами, продовольствием, другими необходимыми грузами. В послевоенное время они обеспечивали тяжелейшую работу по восстановлению народного хозяйства, строительство жилья, заводов и т.д. Водители были самыми нужными людьми на крупнейших стройках социализма – целина, БАМ, КАМАЗ, на освоении нефтегазовых богатств Сибири.
В ДОСААФ не только учили вождению, правилам дорожного движения. Там прививали любовь к технике, уважение к водительской профессии. «И что с того?» – спросите вы. А то, что во всей стране было организовано обучение детей с раннего возраста в кружках технического творчества. Ракетомодельные, авиамодельные, мотокружки, картинги, авиационные школы. Вот в этих кружках, где, надув щёчки, мальчуганы строили, клеили модели ракет, самолётов, гоняли на мотоциклах, ломали их, ремонтировали и снова мчались вперёд, задыхаясь от счастья и встречного ветра – в этих кружках и прививалась любовь к технике, воспитывалось бережное к ней отношение. И не только к своей технике – любой. Садясь за баранку автомобиля шофера выпускники ДОСААФ, сызмальства приученные к уважению водительского дела, любви к технике, с очень небольшим процентом аварийности эксплуатировали автотранспорт страны.
Куда всё это делось? Так мы же сами – голосующими руками наших депутатов, принявших закон об общественных организациях, эту систему и порушили. ДОСААФ приравняли к кружкам кройки и шитья, запретили поддерживать их бюджетным финансированием. В результате - громадная система ДОСААФ (позже – РОСТО) буквально за десяток лет десятилетие рухнула. Обескровленная, разворованная. Десятки тысяч детишек с техническими задатками уже не имели возможности реализовывать свои способности. Улица, смачно чвакнув, подобрала их, найдя своё применение несостоявшимся кулибиным и левшам.
Плюс ко всему некое ведомство издало (уверен – хорошо проплаченный) документ, в котором запретило обучение в автошколах, не имеющих автодромов с твёрдым покрытием.
Думаю, не менее двух третей школ по стране закрылось в то время. А права-то продолжали выдавать. Какого качества обученности водители их получали, как вы думаете? Впрочем, ни для кого не секрет, что права было проще купить, чем «париться» на занятиях и экзаменах. Поэтому образовательный (и воспитательный) процесс превратился в пустую формальность. Результат этого не замедлил проявиться на дорогах страны.
Словом, разрушить-то - быстро разрушили десятилетиями формировавшуюся систему. А вот создать новую – проблема из проблем. На лакомое поприще, как голодные стервятники, слетелись вузы, колледжи, лицеи и прочие образовательные учреждения, догадавшиеся, что на обучении водительскому делу можно неплохо подзаработать. Чего и говорить, что ни методик, ни матбазы, ни преподавателей они не имели. Главное было – заполучить право выдавать документ о прохождении обучения. Вузовские экономисты, пересчитав стоимость обучения, "вздули" калькуляцию и довели её до космических высот.
В советское время обучение на категорию "В" стоило, как сейчас помню - семнадцать рублей. Зарплата у меня была – сто шестьдесят рублей. То есть, практически, обучение обошлось мне в десять процентов одной месячной зарплаты. А сейчас, при средней зарплате 20-25 тыс. руб., за обучение в автошколе приходится выкладывать 30-40 тыс. руб. т.е., полторы-две месячных зарплаты.
Такие чудовищные перевёртыши могли возникнуть только вследствие тотальной коррупции, когда образовались многоуровневые схемы заинтересованных ведомств и должностных лиц. У кормушки собралось столько «заинтересованных» персон, что для их прокорма нужно было существенно экономить на образовательном процессе и закладывать в цену баснословную маржу.
Но это, конечно же, можно считать лишь косвенной причиной многочисленных аварий на дорогах. Какая бы ни была, автошкола научит человека управлять автомобилем, правилам дорожного движения, основам безопасности дорожного движения. Но автошкола не научит нравственности, этике, приличиям, толерантности.
Это, как раз - прерогатива семьи, школы, общества, государства. И если выпускник автошколы, со стажем не более двух лет, сел за руль автомобиля в нетрезвом состоянии, или выехал на полосу встречного движении, или поехал на красный цвет светофора, это не проблема недоученности, это проблема нравственности. И нет в этом вины автошколы, и нет в этом вины инспектора ГИБДД, который выдал такому водителю водительские права. Так что, прекратить, или хотя бы – уменьшить масштабы войны на дорогах, нужно создать систему нравственного воспитания участников дорожного движения, выработать некие писаные и неписаные правила, следование которым должно быть таким же обязательным, как и уважение к родителям, нежность к любимым, забота о детях.
А чтобы нанести, если не сокрушительный, то хотя бы – существенный удар по коррупции, считаю, нужно разрешить гражданам обучение на категорию "В" проходить самоподготовкой. Такое обучение станет доступно, прежде всего, в финансовом плане кандидату в водители с самым скромным достатком. За десять тысяч рублей можно пройти обучение практическим навыкам вождения у частного инструктора, на учебном автомобиле. Рухнет грабительская монополия автошкол.
В комиссию по приёмке экзаменов и итоговой аттестации кандидатов в водители считаю необходимым ввести представителей от общественности, это уменьшит коррупцию при приёмке экзаменов на водительские права.