Сообщество «Образ будущего» 00:00 2 января 2016

Автаркия

сегодня мы — дай Бог, навсегда — заговорили с внешним миром на русском языке

Итак, санкции, санкции, санкции… В их условиях нам остаётся только один путь. В политической и экономической теории он называется автаркией.

Нам нужна "автаркия больших пространств". По сути, континентальная, имперская автаркия — авторитарная, но не тоталитарная.

Автаркия, в известном смысле, — это "закрытость" и "неподвижность". Впервые слово "автаркия" появляется у Фукидида, в значении как самодостаточности человека, так и политико-экономической независимости государства. В средневековой Руси к этому понятию изначально близок термин "самодержавие" или "самодержавство", появляющийся в XIV–XV вв. Самодержавие — внешняя политическая независимость, а "белый царь" — царь, свободный от уплаты дани другому государству, — если рассуждать об этом с точки зрения права. Конечно, есть и другие значения, но сейчас нам важно именно это.

Большинство современных политологов, воспитанных на идеях "европейского просвещения", в понятие автаркии вкладывают негативное содержание. Отношение к автаркической экономике определяется, исходя из цивилизационного или формационного подхода к истории. Но подлинные причины негативного отношения к автаркии лежат в области метафизики. Критикуя автаркию, отрицают пространство и выбирают время, выбирают эфемерность летучего — это и есть "общественно-экономические формации", сменяющие друг друга. Цивилизационный же подход основан на возможности автаркической экономики в любое время и в любом месте, причем связан он по преимуществу с континентальным геополитическим положением страны. Также автаркия является важной чертой именно традиционного общества с доминированием религиозного или иного нематериалистического мировоззрения. Парадоксально, но в СССР в качестве религиозного начала выступал "научный атеизм". Бога именовали "Бога-нет". Достаточно посмотреть великий фильм Александра Довженко "Земля". "Утверждение отрицания" впоследствии и убило Советский Союз…

Пространственная парадигма противопоставляется временной, а "синхронический подход" к реальности — историцизму (вот еще одно гибельное для СССР обстоятельство — воинствующий историцизм идеологии при задачах "удержания пространства"). Именно синхронический подход и характерен как принцип "автаркии больших пространств" (выражение Фридриха Листа). Связывать автаркию с докапиталистическими формациями неверно. Уж если говорить о "формациях", то тогда о некапиталистических. Кстати, их разнообразие не обязательно связано с социализмом, тем более в марксистском смысле. Но важно помнить, что сама по себе единственность и безусловность глобальной капиталистической модели также совершенно не обязательна. Более того, это ловушка, в которую человечество оказалось загнано. Глобализм не предопределен. Это такой же чисто экзистенциальный выбор, как и автаркия.

Вопреки сегодняшним "новым красным", СССР не мог не распасться. "Тяга земная" одной шестой части мировой суши, расположенной в виде "чаши" между горами и океанами — причем океанами не Запада, а Северо-Востока — с ея огромными, неимоверными богатствами и естественным разнообразием, предопределяло автаркическое развитие, тягу к самодостаточности, а прогрессистские установки марксизма все равно предопределяли тягу элит к евроамериканским моделям. Советские элиты не могли не пожертвовать страной ради "экономики" — такой, какой ее видят западные модели.

Можно любить СССР и жалеть о нём. Но невозможно вернуть то, что изначально существовало "на разрыв". Ориентация на время, а не на пространство, связана с господством изначально "греко-иудейских", атлантических моделей — в ХХ веке — от либерализма до евромарксизма и социал-демократии. Но, как на первый взгляд ни странно, не анархизма, в котором так же, как и в монархии, пространство господствует над временем. "Русский человек или монархист, или анархист, но никогда — либерал", — писал Лев Александрович Тихомиров. Ему перед смертью вторил и сам Нестор Иванович Махно: "В России может быть или монархия, или анархия, но вторая — всегда ненадолго".

Монархия антиномична. То есть "противозаконна", точнее, "надзаконна" "Надо, чтобы один человек был выше всего, даже выше закона" (А.С.Пушкин). Анархия самодержавна. Но ни то, ни другое — не "застой", о котором и говорить-то можно лишь в категориях времени. Как и автаркия — не застой. Автаркические модели рассматриваются, напротив, как элемент развития. Наиболее четко в современной политической теории принцип автаркии и связанный с ним "закон пространственной прогрессии" сформировал в Европе — и для Европы — Жан Тириар: "от городов-государств через государства-территории к государствам-континентам". В России — и для России — Александр Дугин. В его "Основах геополитики" говорится: "Автаркия — самодостаточность, возможность устойчивого существования экономической, социальной, экологической и др. систем только за счет внутренних ресурсов. История цивилизаций показывает, что минимальный уровень, необходимый для реализации автаркии социальных систем, постоянно повышается".

Как Тириар, так и Дугин следуют в конечном счете за уже упоминавшимся выдающимся германским экономистом ХIХ в. Фридрихом Листом — именно он, по сути, создал экономическую теорию, противостоящую как либерализму, так и марксизму. Согласно Листу "автаркия больших пространств", связывающая экономическое развитие с территориальным и демографическим фактором. Евразийцы (князь Н.Трубецкой и П.Савицкий), дополнили все это еще более широким понятием "месторазвития". Пространственная парадигма противопоставляется временной, а "синхронический подход" к реальности — историцизму.

Александр Зиновьев вообще писал о принципиальной "нереформируемости" советского строя и вообще России. Это и так, и не так. Если понимать под реформируемостью смену исторической парадигмы — да, если же действия в рамках парадигмы — нет. Но это относится к любому живому государству как автаркическому, так и либеральному.

О "тысячелетней русской парадигме" и необходимости ея "слома" говорил "прораб перестройки" Александр Яковлев. Перестройка не удалась — только поэтому мы все еще живы. По сути, все осталось, как было и есть, — давление и мощь пространства, "самодержавие пространства", выступающее под разными именами.

Были ли необходимы реформы советского политического и экономического строя? Конечно. Но совершенно иные — на путях не слома "тысячелетней парадигмы", но на путях расчищения завалов — с 1917 года, а на самом деле еще с XVII века, по крайней мере. Собственно, этот путь, хотя и в рамках "советского новояза", и был предложен, и назывался он не "перестройка", а "ускорение", то есть не смена исторической парадигмы, а ее максимальная концентрация. "Россия сосредотачивается". Это и есть на самом деле автаркия. Господство пространства над временем. Безбожна та власть, которая исповедует первичность собственности. Она опирается на "чистое ничто". Она не держит самое себя. Следовательно, ее нет. Ни либерализма, ни демократии просто нет. В политике существует только самодержавие.

Даже когда Россия пытается уйти от автаркии, она никуда от нее не уходит. Она не ушла от нее ни в 1861-м, ни в 1917-м, ни в 1991-м. "Деспотизм внутренней идеи" (К.Н. Леонтьев) неотменим, и если мы пытаемся его "отмыслить", его будет навязывать противник. Восстановлении России через автаркию началось не сейчас. Оно прошло через Мюнхенскую речь Владимира Путина, но началось при Ельцине — примерно с 1998 г., со второй чеченской и с Балкан.

Сегодня мы — дай Бог, навсегда — заговорили с внешним миром на русском языке. Причем заговорили не сами и не по собственной воле. Запад сам вынуждает нас делать это, изолируя Россию, Запад сам создает новый "железный занавес". Но мы должны сделать его совершенно иным, чем "железный занавес" начала пятидесятых и далее. Тот — не нужен. Граница, на наш взгляд, должна быть открыта, но только в одну сторону — "туда". И никаких "возвращений". Более того, вполне возможно восстановить в УК статью о лишении гражданства (при отмене пресловутой 282-й). Лишать гражданства, в числе прочего, за сепаратизм.

И не надо никаких ГУЛАГов. Более того, можно решительно сократить количество мест лишения свободы вообще — они, как правило, не исправляют, а еще более разлагают. Преступления малой и средней тяжести вполне можно наказывать исправительными работами, ограничением передвижения или штрафами (в т.ч. в рассрочку).

Мы должны создать возможности, при которых будут казнены только откровенные враги и нелюди: военные шпионы, предатели, прямые агенты, ну и серийные убийцы, растлители детей… Инакомыслящие — просто — пусть едут туда, где им легче мыслить так, как они хотят. Едут, чтобы больше не вернуться. Их судьба нас не волнует, и пусть их не волнует наша. "Была без радости любовь, разлука будет без печали".

Выход на самодостаточность развития даст возможность, наконец, начать жить и работать самим. Слезть с иглы "евроатлантической зависимости". В том числе, и прежде всего в области углеводородов. В конце концов, у нас остается тыл — страны БРИКС, организация ШОС и т.д. Не на Европе свет клином сошелся.

В идеале социальное устройство России должно быть таково. Весь народ делится на "тех, кто защищает государство, и тех, кто кормит тех, кто его защищает" (В. Ключевский). Ну, и еще небольшая прослойка иноков, аскетов, служителей Бога — "государевых богомольцев". Земля, финансы и крупная собственность переходят целиком Державе. Мелкая и средняя, также и любая трудовая собственность — сохраняются. Продажа земли и недр прекращается. Продукция, плоды, продукты переработки — пожалуйста. Бесплатное образование и медицина (притом, что желающие изысков могут заплатить, и это будет предоставлено). "Цветущая сложность" в культуре — при запрете индустрии гламура и растления. Да, это социализм. Но не марксистский, не ленинский, а исконный царско-народный социализм, "тягловое государство" (В. Ключевский). Социал-монархизм Льва Тихомирова, Константина Леонтьева, генерала А.Д. Нечволодова. Переходных и временных вариантов может быть много. Но — без "евроатлантической зависимости".

"Новый железный занавес" принесет стране очищение. Запад делает все сам, за нас…

Санкции, санкции, санкции…

Санация, санация, санация…

Илл. Алексей Беляев-Гинтовт

1.0x