Продолжение. Начало см. в публикациях от 15 и 29 апреля, 14 мая 2017 г., от 30 сентября 2019 г., от 1, 19 февраля и от 1 и от 22 мая 2020 г.
В последней статье от 22 мая с.г. мы завершили наше скромное паломничество по Никольским храмам России, но я обещал познакомить интересующихся читателей с теми Николаевскими церквями, моя встреча с которыми произошла уже во время написания этой брошюры. Что показалось интересным мне, то может оказаться и небезынтересным для других форумчан... Так что, путешествие продолжается...
События 11-го сентября 2001 года не только всколыхнули затхлое болото, называющееся «мировым сообществом», но и породили множество конспирологических версий произошедшего, причём поводов к тому, я считаю, было весьма достаточно. Ну, во-первых, мало кто поверил официальной версии Белого дома, а во-вторых… По образованию я – горный инженер, 10 лет своей профессиональной деятельности отдавший изучению направленных взрывов, в том числе с целью разрушения зданий и сооружений шпуровыми зарядами, позволяющими обрушить объект таким образом, чтобы не просто сминимизировать, а вовсе исключить разброс строительного мусора. Взрываемое здание должно «сложиться» само в себя, как в коробочку… Специальные технологии подразумевают даже пылеподавление при взрыве!
Так вот, для организации такого взрыва нужно много времени + опытные сапёры, и даже не просто «сапёры», а инженеры-взрывотехники высшей квалификации! Были ли таковые среди исламских террористов – большой вопрос!
Даже для того, чтобы снести 3 – 4 этажное кирпичное сооружение необходимы точные технические расчёты, выверенные схемы расположения шпуров, их диаметры и углы наклонов, соответствующие объём и качество взрывчатых веществ (ВВ), последовательность взрывания, время замедления инициирования заряда и т.д., и т.п.
Так «изящно» сложить два здания Всемирного торгового центра могут лишь большие мастера своего дела!
К чему это предисловие? А дело в том, что единственным разрушенным сооружением, не принадлежащим комплексу ВТЦ, оказался храм Святителя Николая, принадлежащий Греческой православной церкви архиепископии Константинопольского патриархата.
Само здание было построено в 1832 году. В 1916-ом оно было приобретено общиной Святителя Николая и в 1922 году переоборудовано под храм. В 1972-ом небольшой домик полностью затерялся в тени возведённых манхэттенских небоскрёбов, Южный из которых превратился в стекло-железобетонный саван для николаевской церквушки… Вся церковная утварь либо расплавилась, либо оказалась повреждена и сильно искорёжена… Но… Икона «Живоносный источник», хоть и треснула, но сама роспись уцелела и даже краски не утратили своей яркости, а бумажная (бумажная!) икона Святителя Дионисия сохранилась полностью, несмотря на то, что металлическая рамка и стекло, её предохранявшие, целиком расплавились!
двойной клик - редактировать изображение
Сам приход вместе со священником перебрался в храм Равноапостольных Константина и Елены в Бруклине, а церковь Святителя Николая на Манхэттене восстановлению не подлежит…
двойной клик - редактировать изображение
двойной клик - редактировать изображение
* * *
Древнейшей церковью столицы Германии Берлина по праву считается т.н. Nikolaikirche. Даже человек, не владеющий немецким языком, легко поймёт, что речь идёт о Николаевском храме. Он был построен в 1220-1230 гг. Отметим, что на территории нашей первопрестольной древнейшими храмовыми постройками являются уцелевшие фрагменты церкви Богородицы на Сенях, ныне «встроенные» в ансамбль Кремлёвского дворца. Возводилась церковь с 1394 по 1395 гг. по воле «Матери Земли Русской», вдовы св. в. к. Димитрия Донского (1350-1389), святой Ефросинии Московской – великой княгини Евдокии (1353-1407), дочери в. к. Суздальского Димитрия Константиновича. Самым же древним церковным строением России является без сомнения Собор Святой Софии в Великом Новгороде, возведённый в 1045-1050 гг. Но вернёмся в Берлин…
В XIII веке Никольскую церковь перестроили в архитектурном стиле, получившим название «Кирпичная готика», а в 1461 году состоятельная купеческая гильдия берлинских пекарей заказала для kirche дорогостоящий иконостас. Неоготический фасад с двумя стреловидными башнями храм получил при реконструкции 1876-78 годах. Последняя служба в храме состоялась в 1938 году, с тех пор здание перешло в собственность государства, а прихожане, вместе с клиром и церковной утварью переместились в соседнюю церковь Святой Марии – Мариенкирхе…
Во время Второй Мировой войны от николаевской церкви остались только одни стены, а капитальные реставрационные работы начались лишь в 1981 году.
двойной клик - редактировать изображение
Сегодня Nikolaikirche – едва ли не лучший по акустическим данным концертный зал Берлина. При здании расположен и исторический музей, рассказывающий, в основном, о судьбе самой церкви и о персоналиях, с ней связанных…
двойной клик - редактировать изображение
* * *
Свято-Николаевский гарнизонный собор. Белоруссия. Город Брест.
Важное историческое значение Бреста определялось его географическим положением. «Великая Брестская дорога» связывала столицы Польши и Великого княжества Литовского, здесь пересекались гданьские и венецианские купцы… Издавна в Бресте встречались приверженцы разных конфессий и церковных юрисдикций…
Недалеко от нынешнего собора ранее располагался храм августинцев. Августинцы – орден священников-бессребреников, возникший в 1256 году в память о Блаженном Августине (354-430), одном из столпов христианской церкви. Особая активность Ордена пришлась на XVI век. Он особенно усилился во времена Реформации, потому что одним из членов Ордена был и сам «главный реформатор» Мартин Лютер (1484-1546).
По соседству с августинским храмом располагался базилианский монастырь. Базилиане – католический монашеский орден, восходящий к общежительному Уставу Св. Василия Великого. Т.е., имевший в своей церковной практике черты, свойственные более православию, чем католицизму. Орден пережил несколько расколов, но устоял, и особенную силу приобрёл на территории Польши, Белоруссии и Литвы в результате принятия в 1596 году Унии, кстати, получившей в истории название «Брестской»… Это укрепление базилиан («василиан») легко объяснить тем, что именно в этих местностях большая часть коренного населения, в отличие от правящей элиты, придерживалась православного вероисповедания.
К середине XIX века необходимость обозначить своё присутствие в данном регионе осознало и русское правительство. Потребовалось возведение капитального православного собора, для окормления и гарнизонных солдат, и местного православного населения…
Автором проекта и архитектором выступил академик, создатель «русского» архитектурного стиля Давид Иванович Гримм (1823-1898). Деньги на строительство выделило военно-инженерное ведомство, но значительную сумму собрали гарнизонные офицеры, военное и местное духовенство, простые жители… Строительство собора началось уже в 1851 году, но даже цоколь пришлось несколько раз переделывать заново - крепостной храм, расположенный в центре цитадели, обязан был отличаться особой устойчивостью… А в середине 60-х годов здание и вовсе разобрали, т.к. оно оказалось слишком уязвимым для вражеских артобстрелов.
Нынешнее сооружение было возведено к сентябрю 1876 года, и его «восстановителем» явился военный инженер- капитан Л.М. Иванов. Для внутренней отделки собора были приглашены мастера из недавно созданного в Петербурге «Общества взаимного вспомоществования русских художников». Внешне храм представлял из себя уменьшенную копию Собора Святой Софии в Константинополе, а расписан был в романском стиле, и вскоре стал главным храмом Варшавского военного округа. Освящение храма состоялось в торжественной, но в строго военной обстановке, в августе 1877 года. Здание вобрало в себя многие военно-строительные ноу-хау того времени, имело водоснабжение и отапливалось каминами.
Перед началом Первой Мировой войны сладкозвучные соборные колокола решили вывезти в Россию, от греха подальше…
Грянула революция, и в судьбе храма начались неспокойные времена. С февраля 1919 года территория Брестской области (повета) находилась уже под польским контролем. В результате неудачной советско-польской войны с августа 1920 года Брест окончательно вошёл в состав Польской Республики…
В 1919 году под давлением польского духовенства с собора сняли наиболее «византийские» фрагменты украшений, закрасили часть росписей, а интерьер приспособили под католическую службу. Сам храм стал гарнизонным костёлом Святого Каземира. Но в 1928 году неутомимые ксёндзы добились капитальной перестройки всего сооружения, в результате чего здание стало походить на древний костёл августинцев, а не на российский православный собор. Основную роль в его перестройке принимал будущий настоятель храма, шеф-полковник Антоний Матейкин, декан Войска Польского (высшая должность при Главнокомандующем Войска Польского, осуществлявшая связь военного и местного епархиального духовенства).
В середине сентября 1939 года Третий Рейх начал вторжение на территорию Польши. 19-й моторизованный корпус без особого сопротивления занял Брест, и крепость, и монастырь, причём частично пострадало и само здание костёла. В строгом соответствии с «Договором о ненападении между Германией и Советским Союзом» от 23 августа 1939 года (известном более как «Пакт Молотова—Риббентропа»), всего через 5 дней после взятия Бреста город и прилежащая территория были переданы 29-й танковой бригаде Красной армии. В честь знаменательного события состоялся даже небольшой военный парад.
Полученный в качестве трофея от Германии город был включён в состав СССР в качестве центра новообразованной Брестской области БССР. Теперь государственная граница между Германией и Советским Союзом пролегала по реке Западный Буг...
До начала Второй Мировой войны храм использовался как гарнизонный клуб (и кинотеатр) 84-го стрелкового полка Красной армии. А спустя неполных два года – 22 июня 1941 года Брестская крепость одной из первых приняла массированный удар германской Армии, однако, вместо нескольких часов, выделенных на взятие города и крепости 45-ой Дивизии Вермахта, сопротивление длилось более недели…
двойной клик - редактировать изображение
В июле 1944 года город был освобождён силами 1-го Белорусского фронта, а по результатам Ялтинской конференции от февраля 1945 года, «высокие стороны» подтвердили прохождение границы Польши по Западному Бугу и нахождение Бреста в составе СССР…
Территория и экономика Брестской области после войны находились в крайне плачевном состоянии. До восстановления и реставрации разрушенных храмов руки просто не доходили…
Подвалы разрушенного собора до 1971 года служили овощехранилищем Горпищеторга. Судьбу храма не изменило и принятое в 1972 году решение о включение его (без реставрационных работ) в мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой»…
двойной клик - редактировать изображение
Первое богослужение в современный период – заупокойная лития по погибшим – было отслужено 22 июня 1991 года. В 1994 г. храм возвратили церковной общине, через год в нём возобновились регулярные службы. Храм располагает бесценными реликвиями: частицами мощей прославленных святых, в том числе – самого Святителя Николая (дар президента Белоруссии А.Г. Лукашенко), св. великомученика Пантелеимона, частицами Животворящего Креста Господня, а также частицами мощей апостола Андрея Первозванного, преподобного Исаакия Далматского, преподобной Ефросинии Полоцкой, святых бессребреников Космы и Дамиана и многих, многих других Целителей и Чудотворцев…С 1995 года в течении десяти лет велись капитальные реставрационные работы, однако, отделка некоторых элементов храма продолжается до сих пор… И тем не менее Свято-Николаевский гарнизонный Собор уже по праву считается одним из украшений белорусской земли, его звонница, насчитывающая десятки колоколов от мала до велика, прославилась на «весь крещёный мир», и разного рода «высокие гости», приезжая в Брест по «важным государственным делам», стараются теперь побывать в православном соборе и поклониться Чудотворцу и Угоднику Божию в надежде более успешно решить свои мирские, насущные задачи…
двойной клик - редактировать изображение