Илья Сергеевич Глазунов (10 июня 1930 г. — 9 июля 2017 г.) — выдающийся отечественный художник, общественный деятель.
Биография
Родился в Ленинграде, в семье Глазуновых Сергея Фёдоровича (1 (13) сентября 1898—1942), доцента ЛГУ, и Ольги Константиновны (в девичестве Флуг, 13 (25) августа 1897—8 апреля 1942). С раннего детства проявляет художественные способности, принят в детскую школу искусств, затем — в художественную школу на Петроградской стороне. В 1941 году в журнале «Юный художник» публикуется работа Ильи Глазунова «Вечер».
В феврале 1942 года по «Дороге жизни» был вывезен из блокадного Ленинграда, где остались и погибли его родители. В 1944 году, после снятия блокады, возобновил обучение в Ленинградской средней художественной школе. В 1951 году поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина (с 1954 г. — мастерская Б.В.Иогансона, куда Глазунов подал заявление вместо «положенной» ему мастерской Ю. М. Непринцева).
В 1956 году стал обладателем Гран-при Всемирной выставки молодёжи и студентов в Праге за картину «Поэт в тюрьме», посвященную памяти Юлиуса Фучика. В начале февраля по инициативе КМО ЦК ВЛКСМ в московском ЦДРИ была открыта первая персональная выставка художника, ставшая событием в культурной жизни не только столицы, но и всего Советского Союза, а также получившая широкий отклик за рубежом, где её охарактеризовали как «удар ножом в спину соцреализма». После этого Глазунов был исключён из института (скандал замяли, восстановив художника в числе студентов, но не допустив к защите его дипломную работу «Дороги войны»). По распределению должен был отработать три года в Ижевске (затем в Иваново), но вместе с женой Ниной Александровной Виноградовой-Бенуа переехал в Москву, где несколько месяцев находился на полулегальном положении, пока, благодаря содействию С.В.Михалкова и других ценителей своего таланта не получил прописку и работу в Москве. Активно работал в жанре портрета и книжной иллюстрации. С 1960 года начинает публиковаться в периодической печати (журнал «Молодая гвардия» и другие издания), участвует в работе Московского международного кинофестиваля 1961 года, в начале 1960-х годов становится одним из инициаторов создания Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), в 1967 году принят в Союз художников СССР. Направлялся в творческие командировки во Вьетнам, Чили, Индию, Кубу, Никарагуа и другие страны мира.
В 1973 году присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1979 году — Народного художника РСФСР, в 1980 году — Народного художника СССР. В 1981 году создал и возглавил Всероссийский музей декоративного искусства, в 1987 году — Российскую академию живописи, ваяния и зодчества. В 1997 году удостоен Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства за участие в реставрации Московского Кремля. В 2000 году избран действительным членом Российской академии художеств, в 2004 году была открыта «Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова», в 2017 году — Музей сословий России. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (IV степень — 1995, III степень — 2000, II степень — 2005, I степень — 2010).
Скончался на 88-м году жизни в ЦКБ г. Москвы от острой сердечной недостаточности. Отпет в Елоховском соборе, похоронен на Новодевичьем кладбище рядом со своей первой женой Н.А.Виноградовой-Бенуа (перезахоронение).
Библиография
- Клякса и образ: Заметки о некоторых вопросах современной живописи // «Мол. гвардия», 1960. № 1, с.192-200.
- Андрей Рублев: К 600-летию со дня рождения художника // «Мол. гвардия», 1960, № 10
- Культура и патриотизм: О любви и бережном отношении к художественным сокровищам русского народа // «Мол. Гвардия», 1961, № 1
- Что помнить, чем гордиться...: Вопросы охраны памятников отечественной культуры // «Известия». 1962. 6 апреля.
- Дорога к тебе: Из записок художника // «Мол. гвардия», 1965, № 10; 1966, № 2; № 6.
- ...Принадлежит народу: О необходимости усиления охраны памятников культуры и старины // «Смена», 1965, № 5.
- Сказка новгородская: О памятниках архитектуры Севера // «Лит. Россия», 1965, 3 сентября
- Там, где жил Блок. О Шахматове: Заметки художника / «Лит. газета», 1965, 6 апреля
- Сражающийся Вьетнам: Рисунки / Вступ. ст. С. Высоцкого. — М.: Сов. Художник, 1967. — 24 с.
- Россия. Родина. Любовь: Лирико-эпическая композиция в картинах и стихах (соавт.: Поперечный А. Г.). — М.: Мол. гвардия, 1968. — 79 с.
- Земля непокорённых. Вьетнамский репортаж (соавт.: Высоцкий С. А.). — М.: Воениздат, 1970. — 112 с.
- Чили глазами художника / Вступ. ст. В. Дунаева. — М.: Изобраз. искусство, 1973. — 10 с.
- Альенде — президент обездоленных: Из воспоминаний художника о встречах с чилийским президентом // «Правда», 1973. 16 сентября.
- Два портрета [Индира Ганди и Урхо К. Кекконен] // «Огонёк», 1974, № 16.
- Неточка с Арбата: Об иллюстрации литературных произведений // «Лит. газета», 1978, 23 августа.
- Это всё о России // «Огонёк», 1978, № 11.
- Постичь человека в человеке // Журналист. 1979. № 2.
- Писатель и художник (соавт.: Солоухин В. А.). — М.: Изобразительное искусство, 1979. —240 с.
- Времён связующая нить. Русская история в творчестве художника // «Огонёк», 1980, № 4.
- Диалог со временем // «Огонёк», 1986, № 49.
- Нелицеприятный суд держать // «Юность», 1987. № 5.
- Поиск через традицию // «Правда», 1987, 27 сентября.
- Всероссийская Академия. Беседа с её ректором художником Ильей Глазуновым // «Правда», 1989, 2 февраля.
- Если сами себе не поможем // «Наш современник», 1991. № 4.
- Наша культура — это традиция — М.: Современник, 1991. — 205 с.
- Россия распятая. — М.: АСТ, 2017. — 1008 с.