Об авторе

Савва (Савелий) Васильевич Ямщиков (8 октября 1938 — 19 июля 2009) — отечественный искусствовед и реставратор, общественно-политический деятель.

Биография

Родился в Москве, в семье командира пожарного взвода Ямщикова Василия Андреевича и Александры Васильевны (в девичестве Гришиной), из рода поморских староверов-беспоповцев. В раннем детстве (по одним данным, в 1941-м, по словам самого С.В. Ямщикова — в 1944 году). Был сразу после рождения крещён бабушкой Екатериной Ивановной Гришиной в старообрядческой церкви на Преображенке как Савва. При госрегистрации в ЗАГСе записан как Савелий. Поскольку семья проживала в железнодорожных бараках у Павелецкого вокзала, «получил хорошее барачное воспитание». С детства страдал ревматическим полиартритом. В 1956 году поступил на вечернее искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, параллельно работал грузчиком-такелажником на Московском заводе внутришлифовальных станков (ныне — Московский завод координатно-расточных станков). С 1958 года, ещё будучи студентом, начал работать в отделе иконописи Всероссийского реставрационного центра, располагавшегося тогда в комплексе зданий Марфо-Мариинской обители на Большой Ордынке, куда и распределился после получения диплома о высшем образовании по специальности «художник-реставратор» в 1962 году. Был направлен в Кижи для инвентаризации икон, вывезенных Финляндией с оккупированных территорий СССР и возвращённых после Второй мировой войны. За четыре десятилетия работы художников-реставратором участвовал в восстановлении более 400 русских икон и картин XVIII-XX веков.

С начала 1960-х годов занимался описью произведений древнерусской живописи, хранящихся в музеях РСФСР, открыл русский провинциальный портрет XVIII-XIX вв. как особый жанр отечественного изобразительного искусства, а также творчество таких художников, как Николай Мыльников (1797-1842), Григорий Островский (1756-1814), Фёдор Тулов (1792-1855), Ефим Честняков (1874-1961), и др. В 1965 г. был приглашён режиссёром Андреем Тарковским в качестве консультанта на съёмки фильма «Андрей Рублёв». Широкую известность Савва Ямщиков приобрёл после того, как 28 декабря 1968 г. по его инициативе на Кузнецком мосту была открыта первая выставка русских икон, большинство экспонатов которой доставили самолётом из Кижей в Москву.

«Первая» мастерская Саввы Ямщикова в Хамовниках (Всеволожский переулок, 12), которую художник получил при содействии Евгения Вучетича и именовал «бункером», быстро стала одним из центров «неформальной» культурной жизни Москвы 1960-х—1970-х годов. У входа в это подвальное помещение красовалась надпись: «Здесь не были Ф.М. Достоевский и А.П. Чехов. Остальные были». В число «остальных» входил весь «цвет» советской столицы, многочисленные друзья и знакомые со всех концов СССР плюс множество зарубежных гостей. «Вторая» мастерская Саввы Ямщикова, куда он перебрался в начале 1980=х годов, находилась в одном из отреставрированных им и его друзьями-художниками флигелей знаменитой Поливановской гимназии на Пречистенке .

Исключительная общительность Саввы Васильевича сочеталась со столь же исключительными организаторскими способностями. Он участвовал в проведении более чем 300 выставок в СССР, России и за рубежом (в том числе выставки «Живопись древнего Пскова» в 1985 году и «Реставрация и исследование музейных ценностей» в 1989 году), издании множества книг, каталогов и буклетов, является автором более 40 книг, нескольких сотен статей и интервью, вёл радио- и телепрограммы, посвящённые проблемам искусства и культуры. Активно взаимодействовал с отечественными и зарубежными коллекционерами произведений искусства.

Был членом Союза художников, Союза журналистов, Союза кинематографистов и Союза писателей СССР, а затем России, с 1983 года — ведущим специалистом Всероссийского института реставрации (ГосНИИР), членом президиума Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Лауреат премии Ленинского комсомола ЦК ВЛКСМ (1980) в сфере искусства — за реставрацию и популяризацию произведений русских авторов XVIII—XIX веков, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1982). Организовывал и возглавлял Ассоциацию реставраторов СССР, был председателем Ассоциации реставраторов России. В 1988 году стал членом правления созданного при его активном участии Советского фонда культуры (СФК), многие годы руководил Клубом коллекционеров СФК. Одним из первых стал заниматься проблемами реституции культурных ценностей, перемещённых в годы Великой Отечественной войны. Принял участие в возвращении из Германии Псковско-Покровской иконы Божией Матери.

В 1989-1998 годах из-за резкого ухудшения здоровья и сопутствующей тяжёлой депрессии отошёл от публичной деятельности, но после 1998 года, когда его состояние улучшилось, активно выступал (в том числе в средствах массовой информации) с народно-патриотических позиций, вёл активную борьбу за сохранение для России Бременской коллекции и других «трофейных» ценностей, за восстановление исторического облика древнего Пскова, заповедника «Пушкинские горы», создание музея Н.В. Гоголя в Москве. Савву Ямщикова называли «реставратором всея Руси», имея в виду его не только профессиональную, но и общественно-политическую деятельность.

Состоял в первом браке с Велиной Братановой, дочерью болгарского дипломата, во втором — с Сармой Холцман, манекенщицей, в третьем — с балериной, солисткой Мариинского театра Валентиной Ганибаловой (дочь — искусствовед Марфа Ямщикова (1974 г.р.)).

15 июля 2008 г., во время поездки в Псков, был госпитализирован и прооперирован по поводу острого желудочного кровотечения. Скончался через три дня после операции от остановки сердца. Похоронен на городище Воронич в Пушкинских Горах, у храма Георгия Победоносца.

8 октября 2011 года на здании Поганкиных палат Псковского государственного объединённого историко-архитектурного и художественного музея-заповедника была установлена мемориальная доска Савве Ямщикову, автором текста которой стал Валентин Курбатов: «С твёрдой верой в силу креста и слова стоявшему за Псков духовному воину. Благодарные псковичи». 8 октября 2020 года в Пушкинских Горах состоялось открытие «Музея друзей Саввы Ямщикова». В тот же день у Покровской башни в Пскове, восстановленной благодаря усилиям Саввы Васильевича, был открыт трёхметровый бронзовый памятник ему.

Библиография

  • Древняя живопись Карелии. — Петрозаводск: Карельское кн. изд-во, 1966. — 50 с.
  • Древнерусская живопись: новые открытия. — М.: Сов. художник,1966.— 48 с.
  • Ямщиков Савелий, Пулькин Виктор, Крохин Владимир, Смирнов Владимир. Остров Кижи. — Петрозаводск: Карельское кн. изд-во, 1968. — 72 с.
  • Древнерусская живопись: новые открытия. [2-е изд., доп.]. – Л.: Аврора, 1969. — 120 с. (англ., рус).
  • Н. К. Голейзовский, С. В. Ямщиков. Феофан Грек и его школа. — М.: Изобр. искусство, 1970. — 10 с.
  • Суздаль. М.: Планета, 1970. — 89 с.
  • Опись произведений древнерусской живописи, хранящихся в музеях РСФСР: материалы для реставрационного каталога. Ч. I: Псковский историко-художественный музей, Новгородский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Кировский краеведческий музей, Рязанский краеведческий музей, Рязанский художественный музей. — М.: [б. и.], 1970.— 136 с.
  • Псков. Музей. Древнерусская живопись. — М.: Сов. Россия, 1971. — 64 с. (англ., франц.)
  • Опись произведений древнерусской живописи, хранящихся в музеях РСФСР: материалы для реставрационного каталога. Ч. II: Ростовский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Угличский историко-художественный музей, Переславль-Залесский историко-художественный музей, Горьковский художественный музей, Тотемский краеведческий музей, Костромской музей изобразительных искусств, Костромской историко-архитектурный музей-заповедник. М.: [б. и.], 1972. — 147 с.
  • Русский портрет XVIII—XIX веков в музеях РСФСР: Тула, Смоленск, Ясная Поляна, Калинин, Новгород, Переславль-Залесский, Кострома, Ярославль, Горький, Псков : альбом. М.: Изобразительное искусство, 1976. — 248 с.
  • С.Ямщиков, С.Иванов. Новые открытия советских реставраторов. Японская гравюра. — М.: Сов. художник, 1979. — 38 с.
  • Ямщиков С. В., Фёдорова И. Ярославские портреты XVIII-XIX веков М.: Изобразительное искусство, 1984. — 276 с.
  • Древний Новгород: История, Искусство, Археология: Новые исследования. — М.: Изобразительное искусство, 1983. — 360 с.
  • Радость открытия: Записки художника-реставратора. — М.: Правда, 1983. — 48 с.
  • Ямщиков С., Фёдорова И. Ярославские портреты XVIII-XIX веков. — М.: Изобразительное искусство, 1986. — 160 с.
  • Ямщиков С. В., Колчин Б. А., Янин В. Л. Древний Новгород: Прикладное искусство и археология. — М.: Изобразительное искусство, 1985. — 166 с.
  • Спасённая красота: Рассказы о реставрации памятников искусства: Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1986. — 192 с.
  • Древняя живопись Карелии; Вступ. ст. И. Горина. — Петрозаводск: Карелия, 1986. — 150 с.
  • Возрождая красоту былого: Записки художника-реставратора. — М.: Правда, 1987. — 46 с.
  • Хранители вечного: Записки художника-реставратора. — М.: Мол. гвардия, 1987. — 78 с.
  • Мой Псков. — Псков: [б. и.], 2004. — 350 c.
  • Архимандрит Алипий. Человек. Художник. Воин. Игумен. М.: Москва, 2004 — 488 c.
  • Давайте одумаемся. — М.: Грошев-дизайн, 2005. — 178 с.
  • Анатолий Зверев в воспоминаниях современников [сост. Н. А. Шмелькова, С. В. Ямщиков]. — М.: Молодая гвардия, 2006. — 310 с.
  • Давайте одумаемся 2. — М.: Грошев-дизайн, 2006. — 254 с.
  • Возврату не подлежит! Трофеи Второй мировой. — М.: Алгоритм, 2006. — 254 с.
  • Давайте одумаемся 3. — М.: Грошев-дизайн, 2007. — 258 с.
  • Созидающие. — М.: Русскiй мiръ, 2007. — 484 с.
  • Послушание истине. Записки реставратора. — Иркутск: Издатель Сапронов, 2007. — 352 с.
  • Бремя русских. — М.: Алгоритм, 2008. — 368 с.
  • Музей друзей. Собрание Саввы Ямщикова: каталог выставки к 70-летию со дня рождения и 50-летию творческой деятельности . — М.: Сантал, 2008. — 202 с.
  • Хранитель русской старины  [цикл бесед историка Максима Емельянова-Лукьянчикова на радио «Радонеж»]. — М.: Даниловский благовестник, 2008. [Звукозапись]
  • Рассказы о реставрации памятников искусства. — М.: Московские учебники. [Кн. 1: Спасенная красота, 2009. — 397 с.; Кн. 2: Мой Псков, 2008. — 413 с.]
  • «Когда не стало Родины моей...» — М.: Алгоритм, 2009. — 480 с.
  • Псковская губернiя. Савва Ямщиков. — Псков: Центр социального проектирования «Возрождение», 2010. — 432 с.
  • Антикультурная революция в России. — М.: Алгоритм, 2014. — 224 с.
  • Служу по России. — М.: Алгоритм, 2014. — 350 с.
  • Горький дым Отечества. — М.: Ин-т русской цивилизации, 2016. — 966 с.
  • Савва сам о себе. — М.: ИЦ Москвоведение, 2018. — 288 с.

Публикации в "Завтра"

Публикации о Савве Ямщикове

Последние прокомментированные статьи
1.0x