Авторский блог Владислав Смоленцев 00:00 25 июня 2015

Исламисты у ворот России

Основная военная сила России в регионе — это развёрнутая на территории Таджикистана 201-я военная база — бывшая 201-я мотострелковая дивизия. На сегодняшний момент её численность около пяти тысяч военнослужащих, но побывавший в начале мая этого года на встрече министров обороны государств-участников ОДКБ министр обороны России Сергей Шойгу, заявил о том, что уже запланировано увеличение присутствия российского военного контингента на территории Таджикистана до девяти тысяч человек.

Спецслужбы Таджикистана, Узбекистана и Киргизии в один голос говорят о резком усилении деятельности экстремистов ИГИЛ на территории пограничного Афганистана. Разведывательная активность ИГИЛ отмечена на таджикско-афганской и узбеко-афганской границе, а в приграничных районах идёт активное образование отрядов ИГИЛ — общей численностью на сегодняшний день до полутора тысяч боевиков.

Эту информацию подтвердил недавно, на встрече Совета командующих погранвойсками СНГ, и помощник главы Таджикистана по вопросам безопасности Шерали Хайруллов, добавив, что Душанбе очень обеспокоено этим и видит в происходящем на границе с Афганистаном реальную угрозу своей безопасности. По словам Омара Нессара, руководителя Центра изучения современного Афганистана и сотрудника Института востоковедения РАН, у Афганистана нет никакой возможности самостоятельно дать отпор "Исламскому государству" по причине того, что армия этой страны очень слаба и неконсолидирована. "Афганистан не сможет самостоятельно содержать ту большую армию, которая была создана при помощи Запада. Очевидно, что в ближайшее время будут проблемы. Конечно, можно надеяться на улучшение, но готовиться надо к худшему, на мой взгляд", — заявил Нессар в интервью российскому изданию "АиФ". — А надеяться на войска коалиционных сил, находящихся на афганской территории, бесполезно".

Пока сдерживающим фактором для широкой экспансии ИГИЛ в Афганистан являются крайне напряжённые отношения между талибами и "игиловцами", которые фактически находятся в состоянии войны. Талибы уничтожают пойманных боевиков ИГ, а те в свою очередь жестоко расправляются с пленными талибами. Очевидно, что война идёт за сферы влияния в регионе. И в этой войне "Талибан" по факту является обороняющейся стороной. Талибы традиционно локализованы в Афганистане, ИГИЛ же захватывает всё новые регионы и проводит агрессивную экспансию практически во все исламские страны. Лидеры боевиков "Исламского государства" уже в открытую, не стесняясь, делают заявления, в которых угрожают правительствам центральноазиатских стран и обещают их свергнуть во имя создания на захваченных ими территориях халифата. Талибы пока прочно контролируют Афганистан, но уже есть и прецедент перехода одного из лидеров "Талибана" на сторону боевиков ИГ, и этот факт не может не настораживать.

Один из вероятных сценариев ближайшего будущего — это захват ИГИЛ контроля над Афганистаном и, как следствие, опасность военного вторжения в постсоветские республики Средней Азии. Необходимо понимать, что ни Таджикистан, ни Узбекистан, ни Киргизия самостоятельно парировать такую масштабную военную угрозу не смогут. Вооруженные силы этих республик крайне малы и технически слабо оснащены. Поэтому основная надежда политического руководства этих стран, как и большинства их населения, которое с ужасом думает о перспективах вторжения армии ИГИЛ, отличающейся звериной жестокостью, на российские войска, развёрнутые в регионе.

Понимает эту угрозу и российское политическое руководство.

Основная военная сила России в регионе — это развёрнутая на территории Таджикистана 201-я военная база — бывшая 201-я мотострелковая дивизия. На сегодняшний момент её численность около пяти тысяч военнослужащих, но побывавший в начале мая этого года на встрече министров обороны государств-участников ОДКБ министр обороны России Сергей Шойгу, заявил о том, что уже запланировано увеличение присутствия российского военного контингента на территории Таджикистана до девяти тысяч человек.

Следующим шагом России станет наращивание своего военного присутствия в киргизском городе Ош. Стратегическое значение Оша для РФ трудно переоценить — это единственный, по сути, пункт сухопутного обеспечения базы в Таджикистане. Другой возможный путь — через Узбекистан — слишком небезопасен с точки зрения внутренней нестабильности этой страны. Именно с этим был связан визит в Киргизию министра обороны России. "Военнослужащие России и стран Средней Азии должны быть готовы к негативному развитию ситуации в Афганистане в связи с выводом международных сил". Об этом в разговоре со своим киргизским коллегой заявил глава Минобороны РФ Сергей Шойгу.

В сентябре 2003 года Россия заключила договор на 15 лет с Киргизией о размещении в Канте авиационного подразделения в рамках Коллективных сил быстрого развертывания Организации договора о коллективной безопасности. В 2009 году действие договора продлили ещё на 49 лет, с возможным продлением ещё на 25 лет.

Министерство обороны России планирует усилить авиационную группировку, базирующуюся на авиабазе Кант, сразу по завершении реконструкции взлётно-посадочной полосы и замены навигационного оборудования. Авиабаза будет служить аэродромом подскока для самолётов Ту-95МС и Ту-160 авиабазы Энгельс. Ожидается, что по завершении реконструкции базы сюда будут направлены модернизированные истребители Су-27СМ, ударные самолеты Су-24 и Су-25, способные выполнять полёты круглосуточно и в любых погодных условиях, а также эффективно применять все виды высокоточного бомбового и ракетного вооружения.

Россия готовится надёжно прикрыть свои южные границы.

1.0x