В последнее время русская Арктика привлекает всё больше внимания соседей. В арктических недрах есть практически вся таблица Менделеева, воды богаты биоресурсами. Важность региона для России трудно переоценить, ведь это 83% российского природного газа и 17% российской нефти, 90% никеля и кобальта, 60% меди и почти 100% алмазов, редких и редкоземельных металлов.
Большое значение имеет и Северный морской путь, который становится более доступным для использования, а это самый короткий путь из Азии в Европу.
Дискуссия между Россией и США о правах России на регулирование судоходства по Северному морскому пути (СМП), которые закреплены на уровне национального законодательства, остаётся очень острой. Со времён Советского Союза прохождение военных кораблей в водах Арктики было возможно только с разрешения властей нашей страны. Теперь же Штаты заявляют о том, что действующие правила ущемляют всех остальных участников судоходства.
Россия собственными ледоколами осуществляет ледовую проводку, используя береговую инфраструктуру, оставшуюся ещё с советской поры. Без нашего сопровождения плавание в этих водах представляет серьёзную опасность. Но американцы продолжают настаивать, что проводку могут осуществлять также ледоколы других стран, и Россия не имеет права вводить ни уведомительный, ни разрешительный порядок для прохода военных кораблей.
Сохранение контроля над Севморпутём для России является вопросом национальной безопасности и имеет первостепенное значение, поэтому противостояние будет только нарастать.
У американской Береговой охраны в строю единственный исправный ледокол USCGC Polar Star (WAGB-10), который в скором времени будет списан. Чтобы исправить ситуацию, командование военно-морских систем ВМС США 29 декабря 2021 года выдало американской судостроительной компании VT Halter Marine в Паскагула контракт на строительство второго большого дизель-электрического ледокола по программе Polar Security Cutter (PSC). Работы должны быть закончены к сентябрю 2026 года. Головной ледокол PSC (бортовой номер WSMP 1) для Береговой охраны США был заказан этой компании ещё в апреле 2019 года с поставкой к июню 2024-го. Контракт 2019 года включал опционы на строительство ещё двух ледоколов со сроками сдачи в 2026 и 2027 годах, первый из этих опционов сейчас и переведён в контракт. Вся программа PSC должна быть выполнена к 2030 году или чуть позже.
В связи со сложившейся ситуацией американцы задумались об аренде ледокольного флота союзников. Правда, и те ледоколами небогаты.
Норвегия имеет в строю ВМФ патрульный корабль "Свальбард", который разрабатывался и строился как ледокол. При максимальной скорости хода 17 узлов и дальности плавания 18,5 тыс. км на 13 узлах, он может преодолеть ледовый покров толщиной в один метр. Несмотря на скромные ходовые характеристики, корабль в августе 2019 года достиг самостоятельно Северного полюса. Это событие объясняется ускоренным таянием льдов Арктики. В составе ВМС Канады находятся три корабля подобного класса. Великобритания не так давно построила и ввела в действие новый ледокол "Сэр Дэвид Аттенборо", способный ломать лёд толщиной до одного метра. Но, несмотря на планы американцев, широкое применение ледоколов союзников маловероятно.
Россия же в настоящее время имеет пять атомных и почти сорок дизель-электрических ледоколов.
В 2019, 2020 и 2021 годах США опубликовали три военные арктические стратегии — министерств обороны, военно-воздушных сил и сухопутных войск, в которых провозгласили Арктику одним из приоритетных регионов для усиления своего военного присутствия. А 9 июня 2020 года президент США Дональд Трамп подписал меморандум «О защите национальных интересов США в Арктическом и Антарктическом регионах». Главный упор в документе сделан на необходимости создания и полного развёртывания к 2029 году боеспособного ледокольного флота в составе трёх тяжёлых и трёх средних современных ледоколов, а также на создании в прилегающей к Арктике зоне четырёх баз ВМС США (двух зарубежных и двух, расположенных на американской территории). В рамках этого замысла США увеличили контингент войск на Аляске и обозначили присутствие в Исландии, создают тёплые ангары для истребителей F-35 и увеличивают противоракетную составляющую на Аляске. Тем не менее, даже к 2030 году, когда американская программа PSC будет завершена, как смогут противостоять шесть американских ледоколов нашему ледокольному флоту? Не планируют же они воевать с Россией этими силами в Арктике?
Конечно, самостоятельно ледоколы не воюют, однако они могут обеспечить деятельность 6-го и 7-го флотов на входе в СМП в Атлантике между Гренландией, Исландией, Норвегией и на выходе из него в Беринговом проливе между Северным Ледовитым и Тихим океанами.
Надо пояснить, что 6-й флот в Атлантике – это две авианосные группы с 65–85 самолётами в каждой и группами сопровождения по шесть крейсеров и эсминцев, не считая более многочисленных фрегатов и корветов. Три больших десантных корабля-вертолётоносца, противолодочные корабли и подводные лодки, группа обеспечения. В момент максимального усиления в состав флота входили более 40 надводных кораблей, в том числе два авианосца, четыре атомные подводные лодки, 175 самолётов и 21 тыс. военнослужащих.
7-й флот в Тихом океане на пике был самым крупным объединением передового базирования. Включал в свой состав 50–60 кораблей различных типов, в том числе до трёх-четырёх авианосцев, 350 самолётов, а также 60 тыс. военных моряков и морских пехотинцев.
В случае военного конфликта ледоколы обеспечат проход в акваторию СМП группировки кораблей этих флотов. А вот это уже серьёзно.
Для защиты российской Арктики создано межвидовое стратегическое территориальное объединение ВС РФ "Северный флот", с января 2021 года выполняющее задачи военного округа. По состоянию на май 2021 года в составе флота: 46 надводных кораблей и 43 подводные лодки, в том числе девять специального назначения и тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», который сейчас находится на ремонте. Также в объединение входят ВВС и ПВО, армейский корпус сухопутных войск, есть и современная развитая инфраструктура на архипелагах арктических островов — комплекс “Арктический трилистник” (остров Земля Александры, архипелаг Земля Франца-Иосифа), комплекс “Северный клевер” (остров Котельный, архипелаг Новосибирские острова), объекты на архипелагах островов Новая Земля и Северная Земля.
Как рассказал 19 марта 2021 года командующий Северным флотом адмирал Моисеев, «срок службы подводных лодок в среднем составляет 30 лет. Некоторые, к примеру, РПКСН (ракетный подводный крейсер стратегического назначения), в силу модернизационного потенциала служат и больше – 35–40 лет. Мы сейчас находимся на этапе смены поколений данного вооружения. На смену третьему поколению – многоцелевым подводным лодкам проектов 971, 945, 949, подводным крейсерам проекта 667 БДРМ – приходят новые – четвёртого поколения – корабли проектов "Ясень" и "Борей". Новые подводные лодки воплотили в себе все передовые технологические решения, в том числе стали универсальными носителями современного ракетного и противолодочного оружия – я имею в виду "Калибры", "Ониксы", "Цирконы" и другие, – способными поражать любые объекты на большом расстоянии как в море, так и на берегу. В ближайшие десятилетия именно эти подводные лодки составят основу подводных сил Северного флота».
Далее Моисеев продолжает: «Главным направлением совершенствования системы базирования подводных сил Северного флота является развитие причального фронта и всей береговой инфраструктуры, системы хранения и подготовки всех видов оружия, эксплуатации подводных лодок. Это уже реализовано в основном пункте базирования подводных сил Северного флота – гарнизоне Гаджиево, и частично – в Заозёрске. Большое внимание уделяется развитию социальной инфраструктуры в местах проживания подводников и их семей».
Означает ли это, что инфраструктура готова лишь частично? Ведь традиционными пунктами базирования Северного флота являются не только Гаджиево и Заозёрск, но и Северодвинск, Мурманск, Видяево, Гремиха, Западная Лица и Полярный. Готова ли там инфраструктура? В другом интервью Командующий СФ сообщил про ввод в строй очередных противодиверсионных катеров "Грачонок" и что доля новых кораблей превышает 60%. А это значит, что 40% — старые корабли ещё советской постройки. Способны ли силы Северного флота дать отпор американцам, если понадобится, уже сейчас?
Конечно, нельзя сбрасывать со счетов наличие ядерных ракет, которые размещены на борту подводных ракетоносцев. Однако военный эксперт, капитан 3-го ранга в отставке Максим Климов ещё три года назад отмечал, что если система морских сил ядерного сдерживания не обладает боевой устойчивостью на уровне хотя бы одной гарантированно неотслеживаемой ракетной подводной лодки стратегического назначения, способной произвести ответный ядерный удар по территории противника в самых неблагоприятных условиях, то она не имеет смысла.
В связи с этим очень важно, чтобы наши подлодки могли пробивать лёд для всплытия, и в декабре прошлого года атомная субмарина российских ВМС провела отработку манёвра по формированию полыньи торпедной атакой для всплытия в акватории с толстым ледовым покрытием. Учения были проведены в Арктике в ходе особой масштабной экспедиции российского ВМФ под названием "Умка". Данный манёвр позволяет совершить неожиданную ракетную атаку. В ходе этих учений экипажи сразу трёх подводных лодок отработали операцию по одновременному всплытию в окрестностях архипелага Земля Франца-Иосифа. В нынешнем году атомные подводные лодки (АПЛ) должны будут сконцентрировать свои усилия на отработке действий подо льдом.
Однако рубеж противолодочной обороны ВМС США и НАТО уже многие десятилетия находится не в районе Исландии или острова Медвежий, а начинается фактически от наших баз. Серьёзной проблемой является и то, что на сегодняшний день в боевом составе Тихоокеанского и Северного флотов нет современных противоминных кораблей. То есть при блокировании нашего флота в местах стоянок и базирования постановкой мин, корабли просто не смогут покинуть их. При этом минные постановки американцами осуществляются с воздуха самолётами В-52.
Бывший главком ВМФ адмирал В.С. Высоцкий в своё время сказал так: «Если на Севере мы не будем иметь авианосца, то боевая устойчивость ракетных подводных лодок стратегического назначения будет сведена к нулю уже на вторые сутки, потому что основной противник лодок — это авиация». Как упоминалось выше, авианосец мы имеем, но… в долгосрочном ремонте. А решение по постройке нового современного авианосца для Северного флота до сих пор не принято по причине дороговизны проекта.
Вероятно, отсутствие у американцев ледокольной группировки до её появления не позволит американцам всерьёз активизироваться на этом направлении. Однако они времени не теряют. Арктическая стратегия США, принятая в 2019 году, гласит: «Гибкий и экспедиционный характер Сил специальных операций (ССО) в сочетании с установившимися союзническими и партнёрскими отношениями и оперативной совместимостью обеспечивает Министерству обороны готовую способность конкурировать на уровне ниже уровня вооружённого конфликта в Арктическом регионе и по всему спектру основных видов деятельности ССО».
Именно этим и занимаются, и будут заниматься американцы в ближайшие годы. США обладают самыми развитыми ССО в мире, и каждый вид ВС США, а также Корпус Морской пехоты имеет своё командование ССО. Командующий ССО ВВС генерал-лейтенант Джеймс Слайф сообщил, в частности, что боевые диспетчеры умеют устанавливать и управлять зонами приземления в сложных условиях: «Мы заново учимся действовать… таким образом, чтобы мы могли быстро перевооружать и заправлять истребители, работающие в суровых регионах, чтобы они могли вернуться в воздух и снова вступить в бой».
В январе 2020 года во время учений Emerald Warrior на Аляске лётчики впервые смоделировали захват передового пункта дозаправки и дозаправку самолётов пятого поколения в условиях экстремально холодной погоды. В этом принимали участие экипажи 27-го крыла ССО, группа специальной тактики и F-22 Raptors, приписанные к 3-му крылу ВВС в зоне Тихого океана. Согласно пресс-релизу командования ССО ВМС США, аэродром был обследован и находился под охраной, в то время как самолёт C-130 командования ССО ВВС США заправлял истребители, находившиеся на земле.
Надо пояснить, на что нацелены эти учения: захват аэродромов противника для применения с них своей авиации – важная задача американского спецназа.
Например, отрабатывается захват российского аэродрома на острове Котельный, который, в случае успеха, может грозить утратой Россией контроля над СМП. Через несколько суток туда военно-транспортными самолётами противника будут направлены силы и средства для создания авиабазы ВВС США, и, если это удастся, враг сможет наносить удары вглубь территории РФ.
Готовятся для арктических операций и «зелёные береты». В сентябре 2020 года 1-я группа американского спецназа участвовала в учениях Valor United 20 на Аляске. Согласно армейскому пресс-релизу, они оттачивали свои навыки патрулирования и выживания «в самых суровых условиях США». Основными направлениями деятельности были Арктика, альпийские горы и движение ледников, спасение в трещинах и высокочастотная связь на большие расстояния. «Как Командование специальных операций Тихоокеанского региона, так и обычные силы определили необходимость получения навыков дальней радиосвязи, чтобы иметь возможность передавать сообщения без помех со стороны опытных, технически продвинутых противников». Во время учений «зелёные береты» успешно передавали высокочастотные радиосообщения с Аляски на Окинаву, разделённые расстоянием более 4400 миль.
Они также отрабатывали навыки специальной разведки, строили скрытые места наблюдения и проводили дальнюю фотосъёмку. Объектами спецназа также являются элементы инфраструктуры СМП.
В марте 2021 армия США выпустила новую арктическую стратегию «Возвращение господства в Арктике», которая была разработана при участии SOCOM (Командования спецопераций). «Способность проводить эффективные и расширенные операции в Арктике требует гораздо большего, чем просто набор специализированного оборудования», — говорится в стратегии. «Для создания действительно всепогодных сил, способных к быстрому развёртыванию, может потребоваться изменение роли Объединённых учебных центров и Учебного центра сил специальных операций в качестве кульминационных учебных мероприятий для базирующихся в Арктике формирований».
Продолжает оттачиваться взаимодействие с союзниками. Так, в марте 2021 года "морские котики" США объединились с морскими пехотинцами и норвежскими солдатами в совместных учениях союзных передовых авиадиспетчеров возле Сетермоена (Норвегия). Операторам передового развёртывания (JTAC) было поручено направлять боевые самолёты для операций поддержки с воздуха и решения других наступательных задач. Во время совместных учений они отработали вызов имитации авиационных ударов бомбардировщиков B-1 Lancer ВВС США. «Интеграция JTAC с иностранными союзными войсками важна, поскольку она позволяет… союзникам научиться действовать вместе и точно призывать к огню с боевых самолётов поддержки в суровом арктическом климате», – говорится в пресс-релизе Корпуса морской пехоты.
Чтобы успешно противостоять военной угрозе на Севере, прежде всего исходящей от США, необходимы экстренные меры, которые должны быть реализованы в срок 5–10 лет в зависимости от сложности задач. Именно это время нам пока дарят американцы.
Наши меры должны касаться как состояния техники и вооружения группировки, наращивания её до размеров Северного флота времён СССР, так и уровня боевой подготовки.