Сообщество «Учебный космос России» 05:17 12 апреля 2019

Арктический космос России. Менделеев и укрощение Северного Ледовитого Океана (часть 1-ая)

"УЧЕБНЫЙ КОСМОС РОССИИ". "УЧЕБНАЯ КНИГА РОССИИ". "Бюллетень-еженедельник дистанционной общественной кафедры истории развития гуманитарно- космических технологий" (Троицк-в-Москве)

НАВСТРЕЧУ ДНЮ КОСМОНАВТИКИ. Экспозиции "УЧЕБНОГО КОСМОСА РОССИИ"

и дистанционной общественной

кафедры истории развития гуманитарно-космических технологий" (Троицк-в-Москве)

..................................................................................................................................................

Дмитрий Шахов

Василий Шахов

АРКТИЧЕСКИЙ КОСМОС РОССИИ.

МЕНДЕЛЕЕВ И УКРОЩЕНИЕ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА (часть 1-ая)

«Победить полярные льды надобно и особенно желательно для прямой промышленной пользы человечества в такой же по крайней мере, как и для торжества знаний»…

……………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………….

«Экспедиции, снаряженной Петром Великим, — под командою Беринга — человечество обязано открытием пролива, разделяющего Старый Свет от Нового и соединяющего Великий океан с Ледовитым, в котором русские казаки и промышленники уже давно плавали по берегам. Отсюда ведут свое начало славные попытки XVIII и XIX вв. — найти северо-восточный или северо-западный проход из Атлантического океана в Тихий, чтобы соединить кратчайшим водным путем две северные половины земного шара, подобно тому как это есть в высоких широтах на южной половине земли».

Д.М МЕНДЕЛЕЕВ.

«Учебный космос России», «Учебная книга России», дистанционная общественная кафедра истории развития гуманитарно-космических технологий (Троицк-в-Москве) уже опубликовали цикл материалов для факультативов, занятий, уроков, семинаров, раскрывающих (на материале архивных и новых библиографическо-источниковедческих, регионоведческих, страноведческих разысканий) новые страницы истории развития гуманитарно-космических технологий. Данная публикация – несколько фрагментов дистанционной экспозиции, посвященной ДМИТРИЮ МИХАЙЛОВИЧУ МЕНДЕЛЕЕВУ.

На этой странице читайти стихи «Читая Менделеева» русского поэта Степана Щипачева, написанные в 1948 году.


Другого ничего в природе нет ни здесь, ни там, в космических глубинах: все — от песчинок малых до планет — из элементов состоит единых. Как формула, как график трудовой строй Менделеевской системы строгой. Вокруг тебя творится мир живой, входи в него, вдыхай, руками трогай. Есть просто газ легчайший — водород, есть просто кислород, а вместе это — июньский дождь от всех своих щедрот, сентябрьские туманы на рассветах. Кипит железо, серебро, сурьма и темно-бурые растворы брома, и кажется вселенная сама одной лабораторией огромной. Тут мало оптикой поможешь глазу, тут мысль пытливая всего верней. Пылинку и увидишь-то не сразу — глубины мирозданья скрыты в ней. Будь то вода, что поле оросила, будь то железо, медь или гранит — все страшную космическую силу, закованную в атомы, хранит. Мы не отступим, мы пробьем дорогу туда, где замкнут мирозданья круг,— и что приписывалось раньше богу, все будет делом наших грешных рук!

1948

Степан Щипачев. Избранные произведения в 2-х т. Москва: Художественная литература, 1970.

«Всем известна та бесстрашная и не боящаяся затрат — людьми и деньгами — настойчивость, с которою народы Западной Европы и Северной Америки преследовали эту задачу,- констатирует Менделеев. -Встретив своеобразные препятствия во льдах Ледовитого океана, ныне люди, по-видимому, совершенно отказались от указанной задачи. Но и теперь продолжают много работать на том же пути, хотя флаг из промышленного переменился на научный: достигнуть Северного полюса. Усилия Пири, Нансена и других исследователей проникнуть к нему на собаках и лыжах, по моему мнению, должно считать почтеннейшим из видов спорта, но не могущим доставить никаких серьезных практических результатов».

Д.М. Менделеев публицистичен и афористичен:

«Победить полярные льды надобно и особенно желательно для прямой промышленной пользы человечества в такой же по крайней мере, как и для торжества знаний». Учёный поясняет свою мысль: «Победу можно считать полною, однако, только тогда, когда судно, снаряженное в Европе, скоро и прямо пройдет в Берингов пролив чрез те 2500 верст, куда не вступала еще доныне ни нога людей, ни корабли. Если же один корабль успеет это выполнить скоро (т.е. не более, как в один месяц), разумно и уверенно (т.е. идя туда, куда желательно идти), чрез короткий промежуток времени, наверное, достигнется возможность, если не непрерывного, то правильного движения, как после Магеллана и Кука следом пошла масса кораблей». По мнению Менделеева, первый приведённый им пример служит как бы указателем тех технических способов, которыми — после надлежащих усовершенствований — можно будет достигать этого, и силою техники прорываются первозданные породы в массиве гор, то лед не может удержать людей, когда они применят надлежащие средства для борьбы с ним. В результате, конечно же, получится новая форма специальных кораблей и новый подбор средств, но все это окупится сокращением морских путей, которыми, прежде всего, движется цивилизация и промышленность.

Желать же истинной, т. е. с помощью кораблей, победы над полярными льдами, Россия должна еще в большей мере, чем какое-либо другое государство, потому что ни одно не владеет столь большим протяжением берегов в Ледовитом океане и здесь в него вливаются громадные реки, омывающие наибольшую часть империи, мало могущую развиваться не столько по условиям климата, сколько по причине отсутствия торговых выходов чрез Ледовитый океан. Победа над его льдами составляет одни из экономических вопросов будущности северо-востока Европейской России и почти всей Сибири, так как лес, хлеб и другие тяжелые сырые материалы отдаленных краев могут находить выгодные пути сбыта у себя в стране и во всем мире только по морю.

Дмитрий Михайлович полагает: помимо большого экономического значения военно-морская оборона страны должна много выиграть, когда можно будет — без Суэцкого или иных каналов теплых стран — около собственных своих берегов переводить военные суда или хотя бы их часть из Атлантического океана в Великий и обратно, ибо Россия там и тут должна держать сильный флот для защиты своих жизненных интересов.

Я.СЕРОВ. «Д. И. Менделеев и адмирал С. О. Макаров обсуждают проект первого российского ледокола „Ермак“ (1897 г.)».

Менделеевская «докладная записка», извлечённая из засекреченных архивов, воспринимается ныне как своеобразное «БЫЛОЕ И ДУМЫ» выдающегося мыслителя, обладавшего к тому же самобытным даром автобиографического повествования:

- Выросши в холодной Сибири, постоянно с величайшим вниманием следя за описаниями полярных путешествий и многое узнав о них от покойного моего друга Норденшильда, совершившего ряд славных экспедиций в области льдов, я получил полное убеждение в возможности решительной победы над полярными льдами при помощи соответственных для того приспособлений и, главное, — ясного понимания сил, до сих пор препятствовавших кораблям проникнуть в неведомую околополюсную область, занимающую пространство около 4 млн кв. верст, т. е. близкую по величине к Европейской России. В то время (1891−1893), когда я занимался бездымным пироколлодийным порохом и вникал в условия разрыва пушек, у меня составился ряд предположений о приемах, могущих пролагать пути кораблям среди льдов. В настоящее время, когда жидкий воздух получается легко в больших количествах, по-видимому, имеется легкая возможность дешево взрывать толщи льдов, так как жидкий воздух с небольшой подмесью угля производит взрывы, которыми уже начинают пользоваться для проведения туннелей в твердых породах. Но техника дела только тогда обещает практический успех, когда она руководится ясным сознанием всех тех обстоятельств, которые она должна победить, чтобы напрасно не тратились ее силы. Поэтому я постараюсь вкратце выразить сущность тех препятствий, которые огораживают громадную область Ледовитого океана от напора людской пытливости…

В сущности, перед нами - художественно-документальный, научно-просветительский лироэпос:

- Севернополярные льды, представляя среднюю наименьшую толщу по крайней мере в 3 арш., даже зимой почти непрерывно движутся. Это видно из всех путешествий, но с особенною ясностью из трехлетней экспедиции Нансена на «Фраме». Зимой движение льдов направлено преимущественно от Берингова пролива к Гренландии, летом же обратно, но эти общие направления непрерывно подвергаются частным изменениям. Неравномерная и большая толща льдов и их постоянное перемещение — вот препятствия, не пускающие к полюсу. Но в этом самом и надо находить основания для желаемой победы. Причиною движений служат господствующие течения и ветры, напирающие на боковую, верхнюю и нижнюю поверхности льда. А так как суша почти окружает Ледовитый океан и является в нем в виде островов и главным выходом в Атлантический океан служит пролив между Гренландией, Исландией и Шпицбергеном, то из непрерывности движения льдов вытекает множество важных следствий, которые и должно положить в основание соображений, касающихся провождения кораблей чрез Ледовитый океан…

…Архивные и библиографическо-источниковедческие изыскания позволяют воссоздать творческие индивидуальности крупнейших учёных «сгиба эпох»

(Тимирязева, Вернадского, Бугаева, Умова, Флоренского, Булгакова, Бердяева, Стасова, Мечникова) как талантливых педагогов-популяризаторов, даровитых мастеров исследовальско-философского лекторства. Дмитрий Михайлович Менделеев – один из них.

Вот и в этой «докладной записке» - мастерство научно-образного текста и контекста… Мыслитель выделяет, акцентирует три особо важных следствия.

ПЕРВОЕ. Часть океана во все времена года представляет полыньи, а летом, когда бури и перемены направления движений более часты и когда происходит постоянное освобождение части льда в Атлантический океан, поверхность Ледовитого океана весьма неравномерно покрыта льдами. Около берегов, в особенности крутых (Гренландия и другие острова на север от Канады), скопляются массы льдов. Их нет летом около сибирского берега по двум причинам: во-первых, потому что туда впадают многоводные реки, а во-вторых, потому что море около Сибири не глубоко (в среднем 10−15 саж. на пути, которым прошла «Вега»), океанский же лед часто сидит очень глубоко и, так сказать, становится на якорь вдали от берегов, оставляя полосу воды с малым скоплением льдов (как показали путешествия русские и Норденшильда на «Веге»). Особенно же велико скопление льдов над Северной Америкой от Гренландии до Берингова пролива, потому что тут расположилось множество островов, открытых полярными исследователями. Принимая во внимание количество льдов, выходящих около Гренландии, прямые наблюдения в часто посещаемых частях Ледовитого океана (около Новой Земли, Земли Франца-Иосифа и Шпицбергена) и то обстоятельство, что часть льда в теплое время года тает от незаходящего солнца и от теплоты, приносимой Гольфстримом, все наблюдатели за последнее время единогласно признают, что в летние месяцы (июнь, июль, август и начало сентября) от льдов свободна в среднем, по крайней мере, 1/3 Ледовитого океана.

А так как не посещенная до сих пор средняя и главная его часть, наверное, в летнее время не дает новых льдин, то в ней — с своей стороны я полагаю — по крайней мере половина поверхности должна представлять свободную воду (особенно если там мало островов, как есть основание полагать), тем более, что многие наблюдатели не раз добирались до так называемого «открытого моря» на краю достигнутых ими пунктов. Это обстоятельство представляет ясное указание на то, что с помощью собак и лыж нельзя надеяться достигнуть какой-либо серьезной цели летом; зимою же морозы представляют чрезвычайное препятствие для наблюдателей и для живых двигателей. Сильный корабль и свободные части вод — вот первые средства для победы над препятствиями Ледовитого океана.

ВТОРОЕ СЛЕДСТВИЕ. Движущиеся льды, напирая друг на друга, должны давать и дают трещины, складки и нагромождения (торосы), усложняющие санные передвижения и представляющие серьезные преграды для прохода кораблей, так как эти нагромождения дают соответственные утолщения как в верхней, так и в подводной частях льдов. Для кораблей, подобных ледоколу «Ермак», обычные одногодовалые полярные льды представляют гораздо меньшие препятствия, чем указанные торосы, покрывающие льдины по всем направлениям. Эти нагромождения, по моему мнению, должно устранять с пути при помощи взрывов, а никак не простым напором или ударами корабля, так как они ведут к напрасной трате времени и угля.

ТРЕТЬЕ СЛЕДСТВИЕ. Наиболее свободных водных путей в Ледовитом океане в летнее время должно искать поэтому только в двух направлениях: во-первых, около берегов Сибири и, во-вторых, в центре неизвестных частей Ледовитого океана, если там мало островов. Сибирские берега представляют малые углубления и пригодны лишь для свободного плавания небольших кораблей, притом этот путь почти в два раза длиннее прямого пути чрез полюс, если крайними пунктами считать берега Норвегии и Берингов пролив. Все то, что доставил трехлетний дрейф «Фрама», показывает, что средина Ледовитого океана представляет глубины значительные (2−3 версты и более), не могущие задерживать глубоко сидящих льдин. Только здесь и можно надеяться найти проход для больших кораблей чрез Ледовитый океан, если будет пройден тот пояс льдов, который расположен около Шпицбергена и Земли Франца-Иосифа. Надо думать, что эти острова и останавливают массу льдов, здесь видимых ежегодно. За ними — летом — должно быть много свободных вод.

«Из сказанного уже видны те начала (принципы), - констатирует Д.М. Менделеев, - при помощи которых мне кажется возможным ныне же решиться на борьбу с Ледовитым океаном».

*******************************************
******************************************

******************************************

Анатолий
Тимофеевич
ЧИВИЛИХИН
(1915-1957)

...Опять в вечернем полумраке
Стена отвесная видна.
На ней начертанные знаки –
Как дней минувших письмена.
Но даже камни обветшали.
Их гордость прежнюю не жаль.
Всё это давние скрижали.
Видна нам новая скрижаль.
И каждый знак её взлелеяв,
Суровым гением своим
Поведал миру Менделеев
В природе понятое им...

***
...Снег падает. Весь мир заснежен.
Но вечно движется к весне.
Исчислен, разделён и взвешен –
Вещают знаки на стене...

……………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………..

Когда в 1897 г. адмирал С. О. Макаров выступил в печати со своим проектом сильного ледокола, он встретил со стороны Менделеева не только полное сочувствие, но и всевозможное содействие к осуществлению его идей. Это обстоятельство стало поводом к назначению Дмитрия Михайловича членом комиссии, обсуждавшей при Министерстве финансов устройство «Ермака». Солидаризируясь во многом с адмиралом, в то время как строился этот корабль, Менделеев представил вместе с ним проект экспедиции, назначавшейся на лето 1899 г. для научных исследований в Ледовитом океане. Необходимые приготовления (включая и сотрудников) к весне 1899 г. были уже Менделеевым сделаны, но ему пришлось отказаться, так как адмирал пожелал, под конец, остаться единственным руководителем всех исследований, захотел иметь Менделеева и всех его сотрудников в своем полном распоряжении и не согласился взять их даже как пассажиров, хотя экспедиция была в принципе разрешена на общее имя. Отказываясь, Дмитрий Михайлович желал всякого успеха его предприятию, но не мог согласиться не только на подчинение научных сил командиру судна, но также и на общий план всей экспедиции, равно как и на многие ее частности.

Адмирал Макаров отрицал пользу попыток пройти чрез полюс в Берингов пролив и ставил целью прохождение ледоколом к устьям Оби и Енисея, надеясь этим путем водить за собой торговые корабли и удлинить время навигации к устьям указанных рек, проходя на север от Новой Земли по прямому пути. Такая цель Менделееву казалась малозначащею для России, потому что Виггинс уже несколько раз проводил торговые корабли в устья Оби. Что же касается до мысли о применении сил ледокола, то она рельефно выразилась в издании адмирала «Ермак во льдах» (1901), так как он свою лекцию 1897 г. озаглавил прямо «К северному полюсу — напролом!» С своей стороны Менделеев полагал, что напролом нельзя проникнуть к полюсу лишь при помощи корабля, хотя бы это и был ледокол в 10 или даже 20 тыс. сил. Способность ломать лед прямым напором — ее разбега вполне годится при проходе льдов Балтийского моря и любой реки или озера, но одна она недостаточна для прохода Ледовитым океаном, там должно и нужно пользоваться везде, где можно, обходом, а не проломом, а пролом массивных торосов применять следует только после их распадения от взрывов.

Адмирал в своих экспедициях три раза на ледоколе «Ермак» пытался идти к полюсу «напролом», в самом деле ломал лед, но в конце концов ни разу не прошел дальше, чем его предшественники на простых кораблях, для пролома не приноровленных. Поэтому видно, что Менделеев не мог сойтись во многих коренных пунктах с адмиралом Макаровым, но так как он был действительным начинателем «Ермака», то и предоставил всю честь первых проб этому почтенному деятелю, немало потрудившемуся для изучения распределения температур и плотностей воды в океанах и морях.

Ледокол «Ермак»

…………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………

Анатолий
Тимофеевич
ЧИВИЛИХИН
(1915-1957)

...Опять в вечернем полумраке
Стена отвесная видна.
На ней начертанные знаки –
Как дней минувших письмена.
Но даже камни обветшали.
Их гордость прежнюю не жаль.
Всё это давние скрижали.
Видна нам новая скрижаль.
И каждый знак её взлелеяв,
Суровым гением своим
Поведал миру Менделеев
В природе понятое им...

***
...Снег падает. Весь мир заснежен.
Но вечно движется к весне.
Исчислен, разделён и взвешен –
Вещают знаки на стене...

(продолжение следует)

1.0x