1. Город-надежда
Аркаим — древнейший археологический комплекс, состоящий из городища, могильника и селищ. Датируют его рубежом XX/XVIII– XVIII/XVI вв. до н.э. Он расположен в долинах рек Большая Караганка и Утяганка (Челябинская область).
Открыли комплекс в 1987 году, а в 1991 году был основан историко-археологический и природно-ланшафтный комплекс. Судьба комплекса чуть было не завершилась трагически. «Гипроводхоз» строил там плотину, и дело шло к затоплению древнего города. Однако усилиями общественности строительство всё‑таки свернули. И России открылось древнее чудо, которое существовало на её землях.
В этом заметен некий очень важный, можно даже сказать, мистический момент. Вода символизирует изначальный хаос первоматерии, о котором написано в «Книге Бытия»: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». Затопление может быть рассмотрено как символическое пробуждение сил хаоса — тут можно вспомнить и Великий Потоп, чьи воды залили тогдашнюю человеческую цивилизацию, погрязшую в многочисленных грехах и пороках. Аркаим избежал Потопа, поэтому в нём можно видеть символ города-крепости, отгороженной от сил хаоса, — даже и после того, как сам город прекратил своё существование. К слову, тут надо заметить, что сам Аркаимский комплекс был создан в 1991 году — в год распада СССР, когда волны цивилизационного хаоса размыли, разрушили СССР. Но Россию размыть и разрушить они не смогли. И в этой оптике Аркаим выглядит городом-надеждой.
Само название города произошло от одной из местных сопок. Его этимологизируют на тюркской основе и переводят как «основа», «хребет», «спина». Однако есть и другие версии. В частности, название города связывают с именем «мифологического» иранского царя Йимы (индийский аналог — Яма). Согласно зороастрийским текстам («Ясна», IX 4–5), в его царствование не было смерти, старости (все люди имели юный облик), мороза и зноя. Таким образом, Йима предстаёт как царь Золотого Века. Сами этимологизации ничуть друг другу не противоречат, учитывая богатый опыт взаимодействия разных культур Северной Евразии.
2. Не хуже, чем Крит
Аркаимское городище имеет два кольца валов диаметром 143–145м и 85м. Здесь находятся четыре прохода, ориентированные по сторонам света. Жилища образуют два кольца — внешнее (диаметр 39–40 м) и внутреннее (27м). Между этими кольцами функционировала круговая улица с деревянной мостовой. А под ней находился ров ливневой канализации, оснащённый водосборными колодцами. В центре города располагалась незастроенная площадка, предназначенная, судя по всему, для общих собраний.
Жилища аркаимцев были трапециевидной формы, их площадь составляла 110–180 кв. м для каждого жилого помещения. Они обладали каркасной конструкцией, а также общей длинной стеной. Внутри данных жилищ обнаружены печи, очаги, колодцы и погреба. Найдены следы металлургического промышленного производства, жители города добывали медную руду. Ими было хорошо освоено гончарное дело, они искуснейшим образом изготавливали чашки, кувшины и орнаментированную керамику.
Из колодцев жилищ, над уровнем воды, тянулись две земляные трубы — в печь и в куполообразное хранилище. Из колодца, как известно, тянет прохладным воздухом. И данный воздух создавал мощную тягу в печи. Она была настолько сильной, что позволяла плавить бронзу без использования мехов. А другая земляная труба, которая вела в указанное хранилище, обеспечивала в нём пониженную температуру. Это позволяло функционировать своеобразному холодильнику
Аркаимцы были великолепными архитекторами и строителями. Перед постройкой крепости они составляли её макет, вычерчивая его на земле. Аркаим был построен из дерева и кирпича, а последний прессовали из грунта, соломы и навоза. Деревянные срубы образовывали огромные пятиметровые стены. Срубы заполнялись кладкой грунтового кирпича. Кирпичи, которыми облицовывали внешние стены, имели самый разный цвет.
В городе находили лабиринтыловушки, расставленные у входов. Выяснилось, что по крышам жилищ проходила улица, по которой могли разъезжать колесницы. Ведущий исследователь аркаимской темы Геннадий Зданович утверждает, что архитектура уральского города не менее сложна, чем архитектура Древнего Крита.
3. Город-храм
Есть мнение, что Аркаим был не просто городом, но и храмом. Обращают внимание на то, что у города были две стены — внешняя и внутренняя. Последняя была намного более массивной — 3 метра в ширину и 7 метров в длину. Внутренняя стена не имела прохода — за исключением небольшого перерыва на юго-востоке. В результате 25 внутренних жилищ оказывались как бы в изоляции. И чтобы пробраться к маленькому выходу, нужно было идти по всей длине кольцевой улицы. Предполагается, что человек, который шёл этим путём, символически воспроизводил путь Солнца. Венчала же Аркаим квадратная площадь. Михаил Зяблов считает: «Судя по остаткам костров, расположенных в определённом порядке, это была площадь совершения неких таинств. Таким образом, схематично мы видим Мандалу — квадрат, вписанный в круг. В древних космогонических текстах круг символизирует Вселенную, квадрат — Землю, наш материальный мир. Древний мудрый человек, прекрасно знающий устройство космоса, видел, как гармонично и естественно он устроен. И поэтому при строительстве города как бы заново создавал Вселенную в миниатюре. Восхищает также инженерный гений древних строителей. Аркаим строился по заранее спроектированному плану как единый сложный комплекс, причём сориентированный на астрономические объекты с величайшей точностью! Рисунок, образованный четырьмя входами во внешней стене Аркаима, представляет собой свастику. Причём свастику “правильную”, т.е. направленную по Солнцу»[1].
Как очевидно, для Аркаима был характерен чётко выраженный солярный символизм. При этом он сочетался с символизмом огненным. В аркаимских колодцах обнаружены лопатки, копыта и нижние челюсти коров и лошадей. До этого они побывали в огне. Сами кости помещались в колодец явно преднамеренно. Они аккуратно прикреплялись по кругу вбитыми деревянными колышками. Ясно, что здесь имел место некий жертвенный ритуал, связанный со священным огнём. Есть гипотеза, что перед нами «макет» мифа о рождении бога Агни (Огня)[2] — из холодной и тёмной воды. Жертвы приносились богу Воды, но они были обожжены, и рождался именно Огонь. Вода способствовала (как уже сообщалось выше) возникновению тяги в печи. Тем самым рождался Агни, который плавил металл. Налицо совершенно сакральное отношение к хозяйственной деятельности.
Кроме того, Аркаим был и городом-обсерваторией, чьё строение очень похоже на знаменитый Стоунхендж (оба объекта находятся на одной широте).
4. Военная мощь миролюбивых людей
Обращает на себя внимание военное дело аркаимцев. Заместитель директора заповедника «Аркаим» Юрий Макуров считает: «Жители древнего Аркаима… строили укреплённые поселения не для нападений на соседей, а для защиты от кочевников, для выживания в суровых условиях южноуральской степи… Найдено единственное погребение погибших в бою воинов — Малокизильское селище, а во всех других упокоились древние арии, умершие от иных причин»[3].
Несмотря на всё своё миролюбие, аркаимцы были вооружены самым серьёзным образом, что, может быть, и объясняет столь малые потери. Так, находят узколезвийные топоры-чеканы с бойком для обратного хода. Они совершенно не годятся для охоты, но весьма удобны в качестве боевого оружия. То же самое можно сказать и о находке в могильнике «Степное» деталей луков с роговыми усилителями. Любопытно, что такой лук был реконструирован и успешно прошёл «боевые» испытания. Аркаимцы имели добротную защитную амуницию — шлемы, нагрудники, щиты. На смену несколько примитивной ковано-литой броне пришли намного более прочные оловянистотонкостенные изделия.
Иван Семьян замечает: «И всё же, на мой взгляд, главное достижение аркаимцев — это боевая колесница… Недавно о том, как мы реконструировали её при поддержке учредителя Фонда социальных и культурных инициатив — 2020 Ирины Текслер, снят документальный фильм “Аркаим. Колесница времени”. А в Челябинском аэропорту имени Курчатова установлена копия древней колесницы. Остатки этих боевых повозок, родиной которых, оказывается, является не Древний Египет, а наш Аркаим, были найдены в 27 могильниках — “Кривое зеркало”, “Сатан”. Хорошо сохранились остатки колёс с кожаной отделкой, спицы, щитковые псалии — детали упряжи для управления лошадьми»[4].
Аркаим прекратил своё существование, если так можно выразиться, «внезапно». Жители покинули его, устремившись на новые земли. Он не подвергся какому‑либо вражескому нашествию. Есть предположения, что причиной миграции стали климатические изменения. Но пока это всё только предположения. А можно предположить и то, что аркаимцами двигала воля к освоению новых земель. Весьма любопытна гипотеза, что они двинулись куда‑то в район Северного Причерноморья. Дело в том, что при раскопках Леванцовской крепости в Ростовской области были найдены бронзовые наконечники стрел, которые совершенно идентичны наконечникам, обнаруженным в курганах аркаимских поселений. Таким образом, аркаимцы вполне могли принять активное участие в этногенезе протоскифов, а их история может оказаться теснейшим образом связанной с историей древнейшей прото-Руси, которую незаслуженно «омолаживают».
5. «Страна городов»
Памятники Аркаима принадлежат к Синташтинской культуре. Она названа по имени речки Синташты, рядом с которой и было найдено первое поселение. Ареал распространения культуры охватывает территории Челябинской и Оренбургской областей, Республики Башкортостан и Северного Казахстана. Всё это обширное пространство именуют «Страной городов» — здесь было найдено много городищ. Там нашли 22 объекта круглой, овальной и прямоугольной формы. В большинстве этих поселений не проводили тщательные археологические расследования. И можно только представить, как они обогатили бы знания о древней истории, события которой разворачивались на территории нашей страны. Но даже и то, что мы знаем, говорит о том, что здесь функционировали центры древней промышленности.
Г. Зданович утверждает: «Территория “Страны городов” характеризуется определённым комплексом физико-географических признаков, которые и предопределили условия жизни людей эпохи бронзы, традиции хозяйства и градостроения, их уровень культуры. Действительная граница Европы и Азии проходит именно здесь по линии водораздела. Здесь берут начало семь рек, текущих на Восток, и семь рек, текущих на Запад. Все реки берут начало на гранитах, что во многом предопределяет высокое качество воды. Население “Страны городов” отличалось хорошим здоровьем. Комплексное хозяйство, рационально и гармонично вписанное в природную среду, безусловно, обеспечивало получение прибавочного общественного продукта. Изобилие продуктов питания давало возможность целым группам людей “выпасть” из производственной сферы и посвятить себя служению культу или военному делу… Кроме того, рациональная организация территории, особые принципы расселения людей также способствовали интенсивному информационному обмену. Существовало два типа поселений — крупные фортифицированные центры, так называемые “города”, и небольшие, мелкие неукреплённые посёлки, условно говоря, “деревни”. В радиусе пяти-шести километров от “города” располагалось не менее двух-трёх небольших поселений, образующих его “сельскохозяйственную округу”. Город не был жёстко изолирован от окружающих его поселений. Это было социальное и хозяйственное единство поселенческой системы в целом»[5].
Судя по всему, аркаимцы были индоиранцами. Индоиранскую общность образовывали предки современных индусов и иранцев — ещё до разделения на две ветви. Это было раннее индоевропейское образование, представителей которого можно назвать «ариями» — по позднейшим этнонимам.
В древнеиранской «Авесте» повествуется о том, как упомянутый выше царь Йима, «владелец добрых стад», построил первый город. При этом он выполнял веления бога Ахура-Мазды. Сам город был нужен для защиты людей и скота. Йима строит данный город из земли — её он «топчет пятками и мнёт руками». Получается, что речь идёт о земляной архитектуре — с деревянными элементами.
6. Безымянное могущество
Важно иметь в виду, что Аркаим и Синташтинская культура были ни первыми и ни последними. Существовало множество весьма развитых восточноиндоевропейских культур, находящихся на территории СССР и России. Предки современных индусов и иранцев населяли не только Индию и Иран. В глубокой древности они также населяли и земли, раскинувшиеся от Урала и до Балкан. Речь идёт о древнейших культурах, находящихся на востоке великой «Индоевропы». Они не оставили письменности (или — она ещё не обнаружена). Нам неизвестны их имена, но остались впечатляющие памятники их творчества. Здесь в течение нескольких тысячелетий формировалась мощнейшая политико-экономическая традиция.
Культуры, о которых идёт речь, находились в древней индоевропейской зоне «Сатэм». Она называлась так по авестийскому (древнеиранскому) обозначению числительных «по сто». А вот «Кентум» — это уже латинское обозначение, и здесь можно говорить о двух грандиозных зонах: одна зона восточноиндоевропейская, другая — зона западных индоевропейцев. Зона «Кентум» — это индоевропейская группа — германцы, кельты, романцы. А «Сатэм», восточная зона, — это славяне, иранцы, индийцы. Необходимо коснуться тех сатэмцев, которые создавали мощнейшие цивилизации на указанных выше территориях — от Урала до Балкан.
Начать надо со Среднестоговской культуры, возникшей ещё в V тыс. до н.э. Она была так названа по раскопанному поселению, которое назвали Средний Стог. Данная культурно-историческая общность сформировалась в степном Приднепровье, Приазовье, бассейне Северского Донца и Нижнем Подонье. И она сумела распространиться на огромных пространствах от Волги до Дуная.
Среднестоговцы были земледельцами и скотоводами, они приручили лошадь. Кроме того, ими было активно использовано колесо. Известны отчётливые изображения колёс и колесниц на Каменной могиле (район Мелитополя). Они относятся именно к «архаическому» периоду среднестоговской культуры[6].
Наличие конницы позволило среднестоговцам распространиться в самых разных направлениях. Так, они появились на Балканах, чьё тогдашнее население не знало коневодства. По пути среднестоговцы победили мощную Трипольскую общность.
Среднестоговской культуре преемствует культура Ямная, возникшая в середине IV тысячелетия. Её так назвали потому, что ямцы хоронили своих умерших в ямах — под курганами. При этом им придавали положение лёжа на спине — c согнутыми коленями. Сами тела посыпали охрой, в чём, несомненно, нужно видеть некий важный ритуал. В углах ям ставили колеса, которые символизировали погребальную повозку. В ямы мужчин помещались бронзовый кинжал и каменный топор. «Захоронения под курганами являются множественными и производились в разное время, сам курган выполнял не только функцию родового кладбища, но и ориентировки на местности, важной для кочевых народов, — пишет Л. Иванова. — Наверху курганов устанавливались антропоморфные каменные стелы (больше 300 находок), изображавшие богов или предков. Традиция каменных статуй надолго закрепилась в причерноморских степях, перейдя сначала к скифам, а потом тюркоязычным племенам (см., например, половецкие каменные бабы). Сами курганные захоронения просуществовали в Европе тысячелетия — славяне-вятичи в XI–XIV вв. по‑прежнему устраивали кладбища в виде одиночных и групповых курганных могильников, как их далёкие предки»[7].
Ямцы были, в первую очередь, скотоводами, занимаясь при этом ещё и земледелием, и ремесленной деятельностью. Исследования свидетельствуют о развитой кремнеобработке и об обработке кости. В работе с камнем использовалась техника шлифовки и сверления. Погребения они перекрывали обработанными каменными плитами. У ямцев было развито ткачество, плетение и гончарство.
У них существовала трёхчастная (трёхварновая) система, предполагающая разделение на брахманов, кшатриев и вайшьев (некоторые исследователи выделяют в отдельную группу ремесленников). Распространение ямцев было весьма масштабным. Судя по всему, именно их имел в виду древнеримский историк Помпей Трог (I в. н.э.), когда писал о том, что скифы владычествовали над всей Азией трижды. Первый период длился полторы тысячи лет, и конец уплате дани «положил ассирийский царь Нин». Эти данные подтверждает позднее историк V в. н.э. Павел Оросий: «За 1300 лет до основания Рима царь ассирийский Нин…, поднявшись с юга от Красного моря, на крайнем севере опустошил и покорил Эвксинский Понт». «Сопоставляя даты (основание Рима — 753 г. до н.э.), можно считать, что скифы господствовали в Азии в 36–21 вв. до н.э., то есть в эпоху ранней бронзы, — замечает Н.В. Васильева. — Но это время и есть период Ямной культуры и её непосредственных предшественников, время, когда арии южнорусских степей расселялись по всем направлениям на юг, создавая новые царства!»[8]
В середине III тыс. до н.э. складывается Катакомбная культурно-историческая общность, которая наследовала ямцам. Носители этой культуры хоронили своих умерших в катакомбах. Катакомба представляла собой специальное, весьма сложное погребальное сооружение. Оно состояло из вертикального (входного) колодца, проходного коридора и, собственно, погребальной камеры. Культура распространялась в степной и лесостепной полосе от Приуралья и Северного Кавказа, достигая низовий Дуная.
Катакомбники являлись скотоводами и земледельцами, знали металлургию бронзы и меди. Они вели активнейший обмен с соседними образованиями. Важную роль здесь играла торговля с жителями Кавказа, посредством которых катакомбники были связаны с Передней Азией, Ираном и Египтом. На территории современного Донбасса катакомбники создали самый настоящий металлургический центр. Археологи находят на их землях особые каменные колотушки. Обнаружены также предметы из бронзы: листовидные ножи, топоры с проушинами и т.д. Катакомбники практиковали развитое земледелие, археологи находят серповидные кремневые ножи, вкладыши для серпов, зернотёрки и роговые мотыги. Велось и развитое скотоводство — с выведением самых разных пород животных.
Об уровне развития катакомбников свидетельствует достаточно высокая степень социально-экономического разнообразия, которую демонстрируют разные захоронения. Так, археологи нашли большую четырёхколесную повозку, созданную именно катакомбниками. Исследователи отмечают, что для катакомбной общности характерно выделение рода занятий умершего. Обнаружены захоронения знатных людей разного ранга, воинов, жрецов, оружейников, литейщиков, художников, колесников. В могилах содержится пища и следы некоего огненного ритуала. В некоторых захоронениях находят булаву — очевидно, там был похоронен вождь.
Во II тыс. до н.э. возникает Срубная культура, близкая к Ямной и Катакомбной. Её носители практиковали захоронения в деревянных срубах — туда опускали тела умерших, насыпая сверху курганы. Срубники занимали земли от Урала до Днепра.
Основу хозяйства Срубной общности составляло стойловое и отгонное скотоводство. Важную роль занимала металлургия — срубники активно эксплуатировали донецкие и уральские рудники. Данные археологии свидетельствуют о том, что у срубников существовали самые настоящие группы профессиональных ремесленников-металлургов. Существовали даже целые посёлки металлургов. Есть мнение (В.В. Отрощенко), что на развитие срубников большое воздействие оказала практически современная ей Синташтинская культура, в состав которой входил и знаменитый Аркаим.
7. Индия на землях южной России
Большой интерес представляет взаимодействие славян, иранцев и индоариев в более поздний период. Скифия, описанная Геродотом, представляла собой грандиозное пространство. Это был своеобразный «квадрат», ограниченный с юга — Чёрным морем, с запада — Днестром, с севера — реками Конская и Донец, с востока — Доном. Понятно, что данное образование было весьма полиэтничным. Там выделяются разные этнические «элементы» — в частности, древнейшие славяне, именовавшие себя «сколотами», и северные иранцы, называвшиеся «саками».
Славяне взаимодействовали с ираноязычными сарматами, и это взаимодействие было как трагическим, так и конструктивным. Наконец, надо вспомнить о народе роксоланов, чей этноним часто «расшифровывают» как «росы плюс аланы». Об этом сообщает Густынская летопись.
Рядом со славянами проживали и другие индоарийцы. Некоторые исследователи (О.Н. Трубачёв и др.) относят к ним меотов (I тыс. до н.э.), чьи земли простирались от восточного Приазовья до Дона. Культура меотов была родственна Ямной культуре, что ещё раз свидетельствует об устойчивости указанной выше политико-экономической традиции
Меоты были земледельцами, кроме того, они успешно разводили крупный и мелкий рогатый скот. Большим спросом у соседей пользовалась керамика, выпускаемая меотами. Они находились на пересечении торговых путей к скифам и сарматам, что играло важнейшую роль для утверждения меотской экономики. В высшей степени показательно, что античные авторы (Гелланик Митиленский, V в. до н.э.) отождествляют меотов со скифами, что говорит о высокой степени интеграции восточноиндоевропейских народов.
Меотам были родственны синды, обитавшие (примерно в то же время) на Таманском полуострове, а также на побережье Чёрного моря — до Новороссийска. Их основными занятиями были земледелие, рыболовство, торговля и ремёсла. В плане торгового транзита была очень важна «Синдская гавань». Исследователи считают, что синды создали своё государство, именуемое «Синдикой».
В плане разбираемой темы большое внимание заслуживает народ тавров, населявших в древности южное побережье Крыма (в основном горные районы). От их имени произошло древнейшее название Крыма — «Таврия» («Таврика», «Таврида»). Исследователи допускают, что они являлись индоариями. Культура тавров была близка к Срубной культуре. Тавры специализировались на чаирном (горном) садоводстве.
Русские былины рассказывают о походе князя Волха на «Индейское царство». Были разные интерпретации названия данного царства, вплоть до «иудейского» (имеется в виду Хазария). Но наиболее логичным было бы предположение именно об «индийском» характере. Это, несомненно, земля некоторых индоариев.
Князь Волх показан великим воином и чародеем. В 12 лет он уже набирает свою дружину. В 15 лет Волх совершает великий подвиг — вместе с дружиной своих сверстников. Он получает известие о том, что правитель «Индейского царства» царь Салтан (Салтык) готовит нападение. Волх организовал мощный поход. Во время его он оборачивается волком и соколом, обеспечивая пищей свою дружину. Перед штурмом врага Волх обратил своих воинов в муравьёв, в результате чего они оказались способны проникать в самые незначительные отверстия. Поход завершается тем, что Волх разгромил «Индейское царство», но после этого взял в жены супругу царя Азяковну, одновременно переженив своих дружинников на семи тысячах «индейских» девушек. Речь идёт о некоем мощном этническом симбиозе, который был более значим, чем чисто военная победа.
Можно предположить, что здесь имеются в виду именно тавры. В I–III вв. н.э. античные авторы пишут либо о «скифотаврах», либо о «тавроскифах», явно указывая на некий этнический симбиоз. А византийская традиция говорит о тавроскифах, уже отождествляя их с русами. Византийский историк Лев Диакон (X в.) считал, что настоящим именем воинов русского князя Святослава было — «тавроскифы». Более того, русы даже отождествлялись с таврами. Упомянутый историк пишет: «Сфендослав (таким именем он назывался у тавров) не в силах был сдержать своих устремлений…, будучи мужем горячим и дерзким, да к тому же отважным и деятельным, поднял на войну всё молодое поколение тавров. Набрав, таким образом, войско, состоявшее, кроме обоза, из шестидесяти тысяч цветущих здоровьем мужей, он вместе с патрикием Калокиром, с которым соединился узами побратимства, выступил против мисян (болгар. — Ред.)». («История»). Всё это указывает на весьма и весьма масштабную этническую интеграцию, которую в известном смысле можно назвать даже реинтеграцией. Процесс, конечно, был не быстрым, он занял многие столетия[9].
Утверждение на протяжение многих тысячелетий генетически тесно связанных друг с другом восточноиндоевропейских культур свидетельствует о наличии мощной цивилизации, отличной от якобы «магистральной» (для индоевропейцев) — античной. Оно же говорит о теснейшей связи предков современных русских, индусов и иранцев. И эта связь прямо выводит нас на тему геополитического сближения России, Индии и Ирана.
Примечания:
2 - Согласно индоарийской (ведической) традиции, Агни тесно связан с Ямой — богом загробного мира. Первый уступает второму этот статус. (При этом сам Агни отождествляется с Вайшванарой — «Всечеловеком», «Царём мира». Это некий бытийный полюс нашей вселенной, архетип всего человечества.) Аналогом же Ямы был царь Йима, о котором уже говорилось выше и чьё имя может быть связано с названием Аркаима. При этом надо помнить, что культ Огня играл огромную роль в древнеиранской традиции. Древние славяне поклонялись Огню, величая его «Сварожичем». А в русских народных сказаниях присутствует Царь-Огонь, сражающийся со Змеем — Змиуланом. Обращает на себя внимание потрясающее этимологическое сходство индоарийского Агни с русским словом «огонь».
3 - Евгений Аникиенко. Куда исчезли жители древнего Аркаима.
4 - Там же.
5 - Беседа Г.Б. Здановича и И.П. Пономарёвой (Российский юридический журнал. №2. 2008)
6 - Любопытно, что Геродот (V в. до н.э.) приводил самоназвание скифов — «сколоты», и оно, несомненно, указывает и на среднестоговскую древность, на эпоху изобретения колеса. Данный арийский этноним великолепно этимологизируется и на славянской основе. Очевидно, он произошёл от реконструированного праславянского слова *kolo («колесо», «плуг»), восходящего к общеиндоевропейскому *kuolo — производного от глагольной основы *kuel — («двигаться», «вращаться»). И тут, конечно, нужно вспомнить знаменитое славянское kolo, от которого произошли такие известные нам слова, как «кольцо», «колокол», «коловращение», «около», «околица» и т.д. Бесспорно, здесь имеет место быть и указание на Солнце — и его путь с востока на запад.
7 - Ямная культура: к истокам индоевропейцев
8 - «Великая Скифия». Сам Помпей Трог утверждал: «Скифское племя всегда считалось самым древним, хотя между скифами и египтянами долго был спор о древности происхождения… Скифы одержали верх над египтянами и всегда казались народом более древнего происхождения». Безусловно, речь идёт не о тех скифах, которые были современниками античных авторов, но об их далёких предках. Однако показательно, что эти предки именуются именно скифами — тут налицо преемство культур. Приходится заметить, что, несмотря на прямое указание античных письменных источников, в исторической науке преобладает «египтоцентризм», рождённый усилиями, прежде всего, европейских историков. Сама египетская тема может быть разобрана и в «мистическом» плане. Классик традиционализма Рене Генон относился к ней «скептически». Указывают и на огромную роль «египетских» ритуалов в масонстве.
9 - Исследователи давно уже заметили мощное этимологическое сходство между русским языком и санскритом, весьма впечатляющим выглядит наличие «санскритизмов» среди топонимов Русского Севера. Здесь крайне важно и сходство «мифологических» образов. Русская «Голубиная книга» знает о «звере» Индрике, который «прочищает» подземелье. Его можно сопоставить с ведическим божеством Индрой-громовержцем, ведущим борьбу с «демоном» Вритрой. Показательно, что у чехов весьма распространённым является имя «Индра». Одним из наиболее почитаемых божеств славян был Сварог («Небесный»). И это сразу же побуждает вспомнить о ведической Сварге («Небе») — «регионе», где обитают полубоги и блаженные смертные. А этот регион был регионом Индры. Можно вспомнить и о древнерусском боге Дые, который этимологически близок к ведийскому Дьяусу-Питаре («Небу-Отцу»).