Великую схиму архимандрит Пётр (в миру Пётр Петрович Кучер, 11.07.1926–05.06.2020) принял уже незадолго до своей кончины, 8 мая 2020 года, накануне 75-летия Победы, и в этом событии можно видеть особый духовный смысл. "Мы думали, что последняя мировая война закончилась в 1945 году, и — трын-трава, почивай, Иван, русский победитель, и нечего тебе бояться, всё страшное позади. А оказывается, перемирия никогда и не было… Сейчас идёт невидимая война…" — писал отец Пётр в одной из своих работ. И эта духовная брань, пока существует наш мир, миром не завершится. Все мы, вольно или невольно, — участники этой брани, хотя не всем дано её видеть, тем более — без искажений и прикрас.
Солдату-артиллеристу Великой Отечественной, из молодых да ранних, бравшему Белград, Будапешт и Вену, награждённому боевым орденом Славы III степени и медалью "За отвагу", это, как показала его многотрудная жизнь, было дано. Пусть не сразу, но в полной мере. Как признавался сам отец Пётр, воцерковился он уже под сорок лет, в 1964 году, получив к тому времени высшее образование (ветеринарный врач) и офицерское звание. Через 11 лет ему пришлось перебраться из Украинской ССР в Латвийскую, где отношения между советской властью и церковью носили менее жёсткий характер. В августе 1975 года в Даугавпилсе Петра Кучера рукоположили в сан священника, и он начал служить в местном кафедральном соборе. В 1979 году был пострижен в монашество, после чего назначен духовником Спасо-Преображенской пустыни Рижского Свято-Троицкого женского монастыря, где и прослужил до 1991 года. Перед самым распадом Советского Союза, весной 1991-го, по приглашению и при помощи своих духовных чад переехал в Воронежскую и Липецкую епархию, где ему было поручено восстановление Задонского Свято-Тихоновского монастыря. За своим духовником из Латвии на русское Черноземье приехали 11 сестёр, и они совместными трудами своей растущей общины начали воссоздавать обитель из руин. Первое богослужение в монастыре состоялось уже 19 августа, как раз в дни ГКЧП. 2 октября 1993 года (тоже за день до расстрела Дома Советов в Москве — такие вот совпадения) постановлением Священного Синода РПЦ был учреждён женский Тихоновский Преображенский монастырь, а архимандрит Пётр определён его духовником. Но весной 1996 года возник конфликт с назначенной от епархии новой настоятельницей монастыря — конфликт, который той же осенью завершился силовым изгнанием из обители и её духовника, и 17 насельниц. К делам сугубо церковным примешивался и политический компонент — в ходе президентских выборов 1996 года архимандрит открыто выступал за лидера КПРФ Геннадия Зюганова, то есть против "всенародно избранного" Бориса Ельцина…
После изгнания архимандрит Пётр и его духовные дочери (из 110 насельниц монастыря их оказалось 63) заявили о переходе в юрисдикцию Российской православной автономной церкви (так называемый Суздальский раскол), но уже через месяц обратились к архиепископу Владимирскому и Суздальскому Евлогию с письменным прошением о возвращении в лоно РПЦ, в январе 1997 года принесли покаяние и были по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II направлены на восстановление Свято-Боголюбского монастыря, бывшего дворца-замка Андрея Боголюбского, убитого там боярами в 1174 году.
За считаные годы под руководством архимандрита Петра был успешно отстроен и этот монастырь, и многие другие места церковной жизни — не только во Владимирской епархии, но и за её пределами. Сам отец Пётр считал подобное зримое, материальное строительство лишь следствием и продолжением строительства незримого, духовного: "Начинать возрождение России нужно каждому из нас со строительства своей внутренней храмины — души, надо заботиться о вечном, о жизни на Небе…"
Непрестанная забота о чистоте и полноте сердец и мыслей человеческих, в том числе своего сердца и собственных мыслей, проявлялась во всех делах и словах духовника Свято-Боголюбского женского монастыря, неизменно привлекая к нему множество верующих (и неверующих) не только из нашей страны, но со всего мира. И она же, эта забота, неизбежно вводила его — применительно к острым проблемам и вопросам общественной жизни — в разного рода конфликты с либеральными кругами. Так было и с чином всенародного покаяния, и с полемикой относительно обязательного присвоения ИНН, и во множестве других случаев. На 60-летие Победы прозвучала проповедь отца Петра, где он в единый ряд отечественной истории поставил имена князей Владимира Великого, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Суворова и Ермолова, Ушакова и Нахимова, Жукова и Сталина, провозгласив Победу 1945 года победой Православия и Истины.
После этого (и во многом вследствие этого) "жрецы новой России" ударили по нему уже из всех калибров, обвинив не только в ереси и сектантстве, но и в преступлениях уголовного характера. Кампания была массированной и хорошо подготовленной, в неё были вовлечены ведущие либеральные масс-медиа, научные эксперты и лидеры общественного мнения при поддержке части священноначалия. Его как "мятежного духовника" отправили на покой, его книгу "Блюдите убо како опасно ходите" запретили распространять по линии РПЦ. Но архимандрит Пётр, уже на склоне своих лет, выстоял и в этом огне, ушёл из жизни таким же Солдатом Победы, каким вступил в неё на заре своей юности.