Авторский блог Александр Репников 22:46 11 января 2017

Апостроф. Восстание против современного мира

издание главного труда Юлиуса Эволы
5

Юлиус ЭВОЛА. Восстание против современного мира. М.: Прометей, 2016. — 476 с.

Главный труд итальянского мыслителя-традиционалиста "Восстание против современного мира" (1934 г.) впервые полностью выходит на русском языке в молодом издательстве "Прометей". Работа над переводом этого сложного текста стала последней для Виктории Ванюшкиной (1966–2013), успевшей перевести 7 из 37 глав (остальные переведены Е. Истоминой и О. Молотовым). Наверное, есть нечто закономерное в том, что книга вышла в год пятидесятилетия Виктории, и публикаторы посвятили издание её памяти.

Современный обыватель, легко адаптирующий под себя и свои мозги, не воспринимающие "много букв", и религию, и консерватизм, и иерархию и всевозможные "измы" из прошлого, споткнётся на этой книге. Живущие сиюминутным давно похоронили Традицию. Но в действительности мертва не Традиция, а они сами. "Мёртвых найти легко — они вокруг повсюду: трудно отыскать живых", ведь "мёртвые больше всего на свете терпеть не могут видеть что-то живое" (Ч. Буковски). "Живые мертвецы" особенно не терпят тех, кто ставит им диагноз, а диагнозов болезней нашего времени в работе Эволы много.

Первая часть книги "Мир Традиции" посвящена пониманию веры, власти, государства, закона, аристократии, иерархии, войны, взаимоотношений мужчины и женщины с традиционалистской точки зрения. В определённом смысле это краткое, но чрезвычайно насыщенное изложение тем, получивших более детальное рассмотрение в последующих работах "Люди и руины" (1953 г.), "Метафизика пола" (1958 г.), "Оседлать тигра" (1961 г.) и др.

Во второй части — "Происхождение и облик современного мира" — показывается упадок, который пережило и продолжает переживать человечество, стремительно порывающее со всеми элементами Традиционного мира. На место здоровья приходят различные болезни. Со временем человечество сживается с ними, пестует их, начинает считать болезни и отклонения естественными. А одна из отличительных особенностей Традиции в том, что она выступает за иерархию и аристократичность власти, веры, философии, политики, искусства, поведения, в конце концов… Больное не должно быть выше здорового. Отклонение — не есть норма! Традиция определяет, что безобразно, а что — возвышенно, но в современном мире "человек Традиции" уже не находит крепкой опоры. Критерии размыты или утрачены. Человек, воспитанный в рамках Традиции, не напрягаясь определял, какое яблоко гнилое, а какое — свежее. Современный мещанин и (или) идеолог постмодернизма возразит: говорить, что яблоко гнилое, — не толерантно, надо менять точку зрения, поскольку это — "альтернативно пахнущее" яблоко.

Эвола предлагает нам свои критерии, с которыми можно соглашаться или не соглашаться. В том числе и с чётко выраженным мнением, что капиталистический путь Америки и социализм представляют, по сути, две дороги к одному обрыву (сравнению большевистской России и Запада посвящена последняя, 37-я глава книги, также переведённая Ванюшкиной).

Изучать, переводить, публиковать работы мыслителей, писавших о кризисе современного мира в эпоху триумфа победившего мещанства и прославления победной поступи прогресса, — это уже само по себе накладывает определённые обязательства.

Диагноз поставлен. "Современный мир" болен, но реставрация Традиции невозможна. То, что когда-то было самоочевидно, теперь нужно постоянно доказывать, но будет ли услышан один голос на фоне тысячи безумных криков? Может быть, тогда надо стать "как все" и слиться с "массой"? Универсального ответа в книге нет. Каждый идёт своим путём — в "рай" ли, в "ад" ли. Но, думается, неслучайно на последнюю страницу обложки вынесена цитата, которую хочется привести полностью: "Единственное, что сегодня имеет значение — это действия тех, кто может “оседлать волну” и оставаться твёрдыми в своих принципах, незатронутыми никакими уступками, безразличными к лихорадкам, конвульсиям, суевериям и проституции, характерным для нынешних поколений. Единственное, что имеет значение — это тихая стойкость меньшинства, чьё бесстрастное присутствие в качестве “каменных гостей” позволит возникнуть новым взаимоотношениям, новым дистанциям и новым ценностям и поспособствует созданию стержня, который, хотя определённо не спасёт этот мир растерянных и уставших людей от самой его сути, тем не менее поможет передать некоторым ощущение истины — ощущение, которое может стать для них началом кризиса, ведущего к освобождению"…

Комментарии Написать свой комментарий
12 января 2017 в 11:19

" А одна из отличительных особенностей традиции в том, что она выступает за иерархию и аристократичность власти, веры , философии, политики, искусства, поведения, в конце концов..."
Только иерархия и аристократичность власти должна определяться не узкой группой лиц, пытающейся властвовать, и использовать остальных на потребу себе, а доверием, уважением и признанием всего общества.
Мы все равны при посещении этого мира , но возрастом каждый совершенствуется по своему. Совершенство- есть накопление мудрости, что несомненно приближает человека к Творцу, помогая подняться на одну или несколько ступенек выше.
Поднимаясь по этой иерархической лестнице, человек с каждым шагом становится более понятен остальным людям, как более разумный и способный помочь в решении их жизненных задач и проблем.
Мудрецу не требуется богатство и власть, он это и так имеет в виде доверия общества.
По этому на вершине пирамиды общества должны находиться не цари с президентами, оказавшиеся там сомнительными способами , а самые достойные и мудрые, выбранные народом. Именно они должны быть водителями народа, именно они должны составлять элиту и аристократию общества.
Склонность к жажде власти и к наживе недопустима для этого сословия, и те кто имеет к этому наклонности, должны уйти , уступив место другим , высоко-духовным людям.

13 января 2017 в 01:35

Наиболее строго традиции и веру в бога хранят в исламском мире, особенно, на родине ислама в Саудовской Аравии. Мусульмане со всего света стремятся попасть туда, чтобы поклониться святыням, а оттуда, по всему мусульманскому миру, разъезжаются учителя и проповедники, обучающие тому, как правильно сохранять традиции. За учителями следуют судьи и воины-шахиды, которые разбираются с нарушителями традиций. Чувствуется, даже, некоторая зависть – такое счастье людям , такая традиция. У нас, сложилась традиция – завидовать чужим традициям. Позавидовали византийским традициям, потом традициям парижских коммунаров, потом традициям евролибералов, теперь снова взялись за старое, византийское. А почему бы не вспомнить о языческой традиции, поклонению Природе? С учётом природных катаклизмов, это становится актуальным и нашей языческой традиции могут сильно позавидовать, когда на территории России наступит Экологический Рай благодаря нашему поклонению Природе.

13 января 2017 в 05:02

Да ,наши традиции после крещения Руси планомерно уничтожаются и принижаются.
Возврат к ним даст большой импульс в сознании людей, веру в себя в свою страну.
Следование чуждым нам традициям, вызывает апатию, равнодушие, люди чувствуют навязывание, и пытаются отстраниться, что воспринимается как менталитет русских- ленивы, пьяницы и т.д.

15 января 2017 в 14:34

Дополню Докучаева тем, что устроение общества должно быть органичным, то есть обязательны обратные связи. Иерархия в таком случае становится специализацией, и перестаёт быть господством. А традиции традициям рознь. Хороши лишь традиции человечности

16 января 2017 в 13:51

Кроме традиций, культурных отношений человеческое сообщество живёт в системе производственных отношений добывания и распределения ресурсов для жизни. В этой области идёт жёсткая конкурентная борьба между отдельными людьми, группами, классами, государствами, так как от результатов этой борьбы зависит качество жизни и сама человеческая жизнь. Здесь влавствует рыночная, капиталистическая традиция, основанная на частной собственности. В этой традиции, сформировавшейся как идеология, борьбу за ресурсы ведут частные собственники, привлекая себе на помощь государство, бога, а иногда, говорят, и дьявола. Капиталистическая система сложилась естественным путём, в процессе эволюции человеческих производственных отношений. Другая система производственных отношений, коммунистическая, придуманная и предложенная идеалистами, мечтателями, не успела стать традицией, проиграв в конкурентной борьбе капитализму. Но образовалась социалистическая традиция, как некий компромисс капитализма и коммунизма, предполагающая, кроме частной собственности, государственную форму собственности и другие формы общественной собственности, то есть более широкое привлечение общества и государства в производстве и распределении ресурсов, то есть большей возможности перераспределения ресурсов в пользу менее конкурентных членов общества. Такая традиция более человечна и мне, как менее конкурентному, она больше нравится. Более конкурентным больше нравится капитализм, так что обществу надо определяться, выбирать, в какой традиции жить, с учётом того, какая традиция покажет большую эффективность для общества, в целом, в конкурентной борьбе. Традиции отношений государств и народов в борьбе за ресурсы, то-есть традиции международных отношений, пока что основаны на силе – военной, экономической, технологической, силе духа народа, его способности бороться, переносить тяготы борьбы. Советское общество в борьбе с фашизмом показало пример стойкости в борьбе. Тут уж, заслуга советской власти и товарища Сталина, организатора борьбы и, конечно, народа, советского народа, русского народа и других народов СССР.

1.0x