Александр ПРОХАНОВ, Сергей ГЛАЗЬЕВ, Владимир ОВЧИНСКИЙ, Елена ЛАРИНА, Максим КАЛАШНИКОВ, Александр НАГОРНЫЙ. Цифровая цивилизация. Россия и "электронный" мир XXI века (Серия "Коллекция Изборского клуба"). — М.: Книжный мир, 2018. — 288 с.
Перешла ли наша цивилизация, вследствие взрывного развития своих информационно-коммуникативных технологий, незримый, но неизбежный "электронно-цифровой Рубикон", ту "линию невозврата", за которой уже ничто не останется прежним, — за исключением, может быть, определённого спектра сформированных под "прошлые реальности" специальных программ для комплексной сенсуальной "матрицы", куда будет погружаться — при видимости "свободного выбора" или даже без оной, в принудительном порядке — не только каждый человек в отдельности, но и целые человеческие сообщества? Возможно ли создание "виртуального концлагеря", откуда никогда и никому не вырваться даже в принципе? Появится ли "искусственный интеллект", и чего ждать от его взаимодействия с Homo sapiens? Каким образом способны трансформироваться и какими окажутся, в конечном счёте, системы ценностей (трансгуманизм? постгуманизм? что-то ещё?), отношения власти и собственности возникающего на наших глазах "цифрового мира"? Какие "окна возможностей" и "окна угроз" открывает этот мир для российского общества и Российского государства? На эти и многие другие вопросы, связанные с возникновением качественно новой "суммы технологий", предлагают свои ответы участники и эксперты Изборского клуба.
"В начале была цифра, и цифра была у Бога, и цифрой был Бог. Вот к чему стремится цифровая реальность, — выкинуть Слово как нечто иррациональное, божественное, связанное с эмоцией, с творчеством мироздания в целом. Заменить его цифрой, заменить такой категорией, которая поддаётся уразумению, модификации, поддаётся тиражированию" (а также безусловному, абсолютному манипулированию и управлению), — говорит Александр Проханов в диалоге с Владимиром Овчинским.
"Цифровая революция" дополняет и существенно расширяет возможности генерирования, обработки, передачи, накопления и усвоения информации. Компьютер ничего не забывает, распространение информации ничего не стоит, запрограммировать можно любой сколько угодно сложный алгоритм рутинной человеческой деятельности — и передать его на исполнение роботам. "Цифровая революция" окончательно освобождает человека от необходимости монотонного и тяжёлого труда — не только физического, но и кабинетного. Она высвобождает время, которое ранее люди тратили для производства товаров и услуг, открывая перед человечеством возможность перехода к исключительно творческой деятельности. Об этом мечтали классики марксизма-ленинизма, рассуждая о коммунизме как "прыжке человечества из царства необходимости в царство свободы". Но, по иронии истории, "цифровая революция" разворачивается после краха мировой системы социализма, которому она могла бы обеспечить качественный скачок в эффективности системы народнохозяйственного планирования и принести колоссальные конкурентные преимущества в соревновании с капиталистическими странами", — отмечает академик РАН Сергей Глазьев.
В какую бы сторону ни качнулись эти "цифровые весы", катастрофические для человечества потрясения видятся совершенно неизбежными, поскольку новая "сумма технологий" принципиально несовместима с капитализмом во всех его проявлениях: от "классического" до "неолиберального". Вопрос только в том, станет ли эта катастрофа общечеловеческой или затронет только мир сверхприбылей и сверхпреступлений, именуемый "однополярным" Pax Americana и "империей доллара".
Человеческая цивилизация всегда стояла и строилась на "трёх китах": энергии, информации и организации. Сегодня эти "три кита" ведут себя, словно лебедь, рак и щука из классической басни "дедушки Крылова":
Роль басенного Лебедя, "рвущегося в облака", то есть к пресловутой "точке сингулярности", где производство в любой, сколь угодно малый, момент времени, стремится к бесконечности, сегодня играет информация, скорость и объём производства которой нарастает в геометрической прогрессии. Впрочем, то же самое касается и такой производной от информации, как ценности, в том числе — финансовые. Уже минимум 95% мировой денежной массы не обеспечены реальными активами, то есть денежная масса критически близка к коллапсу за "горизонт событий", составляющий примерно 25 лет.
В роли Рака, который "пятится назад", столь же явно выступает энергия, добыча которой по ряду источников, в первую очередь — нефти, преодолела свой пик и вышла на "плато", с уже очевидным и достаточно близким "спуском". И этот факт никакие "зелёные энерготехнологии", "сланцевые революции" или заявления султаната Бахрейна об открытии нового крупнейшего нефтегазового месторождения на своём шельфе, отменить не в состоянии. Человечеству в ближайшие 15-20 лет жизненно нужен прорыв в атомной и термоядерной энергетике, но…
Наконец, та Щука, которая "тянет в воду", то есть к новым глобальным конфликтам, которые затронут все системные пространства: экономическое, политическое, информационное и так далее, — это формы и структуры организации современного человечества. Ни малейшей попытки совместно и синергетически противостоять информационному взрыву с одновременным энергетическим падением на международном уровне сегодня не просматривается — от слова "совсем". Что-то в этом направлении пытаются предпринять Россия и Китай — в том числе через БРИКС, ШОС и прочие "ковчеги спасения", но представители "коллективного Запада" явно недовольны тем местом, которое им там может быть отведено, и изо всех своих всё ещё немалых сил рубят борта и дно реализуемых и без того в режиме "ни шатко ни валко" проектов.
-
Евгений
26 апреля 2018 в 21:29Волобуев
"Киты" человеческой цивилизации были совсем другие.
Истории были известны пять основных типов таких "китов": первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический.
Теперь настал черед коммунизма. Дверь в него открыла 42 года назад отмена золотопаритетности денег, величайшая формационно образующая цивилизационная подвижка.
У многих в головах есть задвижки, не позволяющие им это понять и принять.
-
Юрий
28 апреля 2018 в 22:40Куклин
С какого перепуга стали вдруг противопоставлять буквы и слова цифрам и числам? Это - близнецы-братья. И те, и другие суть символы, знаки, означали переход человека ко второй сигнальной системе, то есть из мира животного в мир человеческий. А тут по-моему попытка столкнуть человека с человеком, не более. Мизантропия и обскурантизм - вот что. Мизософия есть разновидность мизантропии.