Анатолий ГРЕШНЕВИКОВ. Сто сорок писем Василия Белова. "Рыбинское подворье", 2018.
"Василий Белов. Воспоминания современников". "Книжный мир", 2018.
Немногим писателям удалось создать произведения, которые бы легли в основу целого и целостного направления. Явлением не только советской, русской, но и мировой литературы стала "деревенская проза". Писатели-деревенщики были кумирами общества. Они создавали прекрасные произведения, заставляющие сопереживать героям, равняться на них, позволяли понять человека, казалось бы, порой, чудаковатого, раскрывали перед городским жителем, знавшим о сельских буднях зачастую только понаслышке, душу деревенских людей, особенности их образа жизни и отношения к действительности. Но помимо этого, писатели-деревенщики ставили вопросы, поднимали проблемы, волнующие всё общество, и ставили вопросы так, что граждане заражались пафосом сопричастности. Умирающая деревня, поворот северных рек — глобальные проблемы, о которых писатели говорили всей стране: и простому человеку, и руководителям. Потому что сами были плоть от плоти, потому что жили на земле и жили землёй.
Одним из ярчайших представителей деревенской прозы был Василий Белов. Не только поэт в России больше, чем поэт, но и писатель. Василий Белов, ушедший из жизни в 2012 году, до последних дней был борцом, бойцом — просто за право русского человека жить своей жизнью, за право России своё суждение иметь, за право на достоинство страны во всём объёме: достоинство человека, литературы, истории.
Анатолий Грешневиков, писатель, депутат Государственной Думы, подготовивший к изданию и выпустивший две эти книги, делится: "Для меня Василий Белов был не только адвокатом русского крестьянства, не только классиком современной литературы…, но, главное, он всегда являлся для меня человеком, которому Бог даровал возможность крестьянского взгляда на мир… В письмах Василия Белова, которыми он одаривал меня долгие годы нашей дружбы, много личностного. Потому они представляют наиболее ценный исторический материал. Эти письма содержат огромное количество сведений о политике, литературе, искусстве, культуре. В них запечатлены взгляды писателя, его мировоззрение, тревоги, раздумья, характеристики, а также портреты известных политиков, писателей, деятелей культуры… Мои комментарии к письмам служат лишь дополнением и уточнением к тем малоизвестным фактам и событиям, которые волновали писателя".
Комментарии к письмам весьма развёрнуты. И превращаются одновременно в дневник страны того периода и философские рассуждения об историческом пути России.
А волновало Василия Белова всё, происходящее в стране. И он не боялся давать хотя и лаконичные (письма весьма невелики по объёму), но очень точные оценки. Вот первое приведённое в книге письмо Анатолию Грешневикову: "Дорогой Толя! "Расстрелянный парламент" прочёл одним духом… ты зря поддержал "Новый мир" своей публицистикой, это насквозь… знаешь, какой журнал… Впрочем. Это твоё дело. Нельзя ли обязать газеты публиковать фамилии погибших в Чечне ребят? Позор! Хоронят, как скотину. Пока. Белов".
И комментарий: "Письмо написано на открытке с изображением святой Софии. Василий Иванович любил присылать открытки. Делал он это осознанно, преследуя, как правило, две цели. Письмо на открытке экономило время. Белов умел ценить время и крепко переживал, если не успевал сделать намеченную работу. Ещё большее раздражение вызывали неотвеченные письма. Он считал себя обязанным — коротко, но отвечать и читателям, и особенно друзьям. Выполняла открытка и другую функцию — просветительскую. Белов посредством репродукции пытался донести до собеседника свои глубинные чувства к современным деятелям культуры и искусства, русским подвижникам, живописным уголкам России".
А далее — об отношениях Белова с толстыми журналами, в том числе к упомянутому "Новому миру", и роли этих изданий как в судьбах писателей, так и в общественной жизни страны…
Книга иллюстрирована редкими фотографиями, образцами рукописей.
Книга "Сто сорок писем Василия Белова" — уникальное издание. Да, немало опубликовано писем великих людей и комментариев к ним. Но здесь — письма к одному человеку и комментарии этого адресата, то есть человека, знающего, о чём идёт речь и в каких условиях написано послание, а потому — точных.
Познавательны и трогательны и "Воспоминания о Белове" самых разных людей. Помимо коллег-писателей (Владимир Крупин, Виктор Лихоносов, Владимир Костров), это и кинорежиссёр Николай Бурляев, художник Сергей Харламов, политики (Геннадий Зюганов, Сергей Бабурин, Сергей Глотов), это близкие люди.
Доверительная беседа с вдовой писателя Ольгой Беловой, озаглавленная "Я верила в него". Семья писателя, история знакомства, как жили, что волновало… Это всегда интересно услышать из первых уст. О личном — достойно и без сенсационной похабщины, что уже редкость в наше время обескураживающей открытости и откровенности.
И слова каждого человека вносят свою краску в портрет великого писателя. Интересен своим своеобразным взглядом и оценкой очерк почётного профессора Университета Васэда (Токио) Ясуи Рёхэй, завершающий книгу. "В последние годы Белов-сан пришёл к православной вере… В нём обрели полную силу охранительные почвенные тенденции, отвергающие евро-американский мир…"
Эти книги — пример издания, как говорили, "о времени и о себе". Книги о новом смутном времени и русском писателе Василии Белове, помогавшем и своим творчеством, и своим "стоянием" в эти проклятые девяностые, в годы безвременья выжить русскому человеку, а значит, и России.