Рами Аль-Шаер "Сражающаяся Сирия", Москва, ООО "Правда-Пресс", 2018, 360 стр.
Любая книга предполагает наличие двух действующих сторон — автора и читателя. Что движет писателем, когда он приступает к работе над книгой? А читателем, когда он выбирает именно это издание? Ведь ежегодно в России, например, выходит более 100 тысяч наименований книг. На чём человек останавливает выбор? К художественной литературе — одни требования, одни ожидания от прочтения. К исторической, научной, публицистической — другие: в этих книгах читающий ищет информацию, надеется на правдивое изложение.
При таком изобилии издаваемой литературы, тем не менее, не так много книг, отвечающих читательским запросам, поскольку люди, знающие материал, специалисты и профессионалы, порой не могут увлечь, подают излагаемое слишком сухо, с нудной скрупулёзностью. А люди, умеющие увлечь, обладающие "лёгкостью пера", не всегда знают "матчасть". Идеально, если в авторе сочетаются знания и умения. Прекрасны книги, за которые авторы берутся со страстью, с чувством некоей собственной миссии и ответственности за своё детище, понимая, что они предлагают обществу духовную пищу, которая может насытить, а может и отравить душу.
Книга Рами Аль-Шаера "Сражающаяся Сирия" — оправдывает читательские ожидания, удовлетворит самого требовательного книгочея. Автор, известный палестинский дипломат, публицист и общественный деятель, объективен в подаче фактов и эмоционален в оценке ситуации, сложившейся на Ближнем Востоке, в частности — в Сирии. Авторское предисловие к книге о Сирии может удивить — "Россия под прицелом". Но автор убедительно показывает, кто и как взял Россию на прицел, почему и какие орудия используют наши "стратегические партнёры", чтобы попасть в цель. И Сирия — это тоже орудие ведущейся против России войны.
Книга состоит из четырёх частей. В первой — "Кто стоит за сирийским конфликтом" — автор исследует поставленный им вопрос, что называется, пошагово: "Вторжение или миссия спасения", "Что так встревожило Запад", "Первопричины конфликтной ситуации", "За тенью американского президента", "Ложный клубок противоречий", "Уроки боёв за Эль-Кусейр", "Хизболла", "Аль-Такфирин" — участники конфликта, "Башар Асад — это не Муаммар Каддафи", "Есть ли реальные успехи". Очень говорящие названия глав! Подкупающая простота изложения самых сложных и запутанных вопросов, при этом особая арабская "вязь" речи. Наверное, каждый нормальный человек, следящий за событиями в Сирии, задаётся этим вопросом: "Откуда берутся силы у этой республики, которая не сдаётся и твёрдо следует заданному курсу?" Именно так формулирует вопрос автор и отвечает: "Чтобы понять это, следует обратиться к истокам становления элиты, которая сейчас у власти в Сирии". И вот, от чтения уже не оторваться.
Вторая часть книги называется "Арабская весна". И названия глав — тоже говорящие: "Волна протестов и восстаний", "Ливия", "Йемен", "Ирак", "Сирия", "Египет". Кратко, и в то же время довольно полно для рядового читателя, даётся хронология событий, указаны цели зачинщиков "весны", её методы и результаты. "Не случайно в орбите этого всеобщего хаоса оказались страны, имеющие стратегическое значение в регионе, там, где сложилась определённая транспортная структура. Это и порты, и базы для стоянки судов, их заправки со своими складами… Во-вторых, события начались в тех странах, которые в последнее время пытались более самостоятельно определять вектор развития и действовали порой в противовес своим бывшим патронам, то есть США и их союзникам,.. пытавшимся управлять из-за океана жизнью прежних вассалов".
В третьей части ("Мирные переговоры не имеют альтернативы") автор освещает такие вопросы, как "Переговоры по Сирии в Астане и Женеве", "Кому по душе исламские радикалы?". "Лозанские встречи", "Могут ли США стать гарантом мира", "Женевские ожидания".
В главе "Откровенный разговор" Рами Аль-Шаер повествует о том, как общался с участниками переговорного процесса в Женеве, в том числе с оппозицией законному правительству Сирии. Многих он знает давно. И вот Халид Хамид упрекает Аль-Шаера, что тот "служит русским", поскольку у Рами — российское гражданство. На что автор книги говорит собеседнику: "Это верно. Ты же знаешь, что у меня жизнь сложилась так, что я не мог найти себе пристанище ни в одной арабской стране, а в трёх странах меня ждала виселица. За что, ты знаешь — у меня была иная точка зрения. Я не занимался терроризмом, не поднимал бунта, не призывал к свержению, например, Саддама Хусейна, а он меня приговорил. В России проживает около двухсот национальностей. Можно жить в такой многонациональной стране и служить только русским? Конечно же, нельзя. Потому, как гражданин России, а я стал им двадцать лет назад, я служу своей стране, а не какому-то одному народу, пусть он даже великий". Далее приводится разговор, из которого понятно, что представители непримиримой оппозиции порой руководствуются в своих протестах неверными данными и ложными посылами.
Четвёртая часть книги "Публицистика разных лет" демонстрирует заинтересованность автора в происходящем во всём мире, а не только на родном ему Ближнем Востоке, не только на его второй родине — в России.
Познавательная книга, отдельные главы которой — словно ответы на экзаменационные билеты по теме "Ситуация на Ближнем Востоке". Интересна она и тем читателям, кто следит за событиями в арабских странах, потому что эти читатели найдут для себя много поистине нового, поскольку автор был отнюдь не сторонним наблюдателем многих событий. А люди, которые по каким-то причинам ничего не знают о происходящем в этом регионе мира, прочитав книгу, пройдут, как говорили некогда, "ликбез", краткий курс, вполне достаточный, чтобы знать, понимать и разбираться в событиях, происходящих в этом пылающем регионе.