Авторский блог Даниил Торопов 23:28 15 февраля 2017

Апостроф. Песни кастратов

новая книга Евгения Маликова

Евгений МАЛИКОВ. Песни кастратов. М.: Опустошитель, 2016. — 240 с. — (Серия "Сцена" (#30)

Как-то в одной околополитической тусовке неизбежно и во многом тривиально шла беседа об актуальных имперских жанрах. В воздухе повисали "рок", "индастриал", "техно"… "А как же опера?" — резонно заполнил возникшую паузу автор представляемой книги.

Первая книга Евгения Маликова "Миф и танец. Опыт занимательной герменевтики" была выпущена научно-гуманитарным издательством "Канон+". В монографии Маликов занимательно, но академически исследовал вопрос о смысле танца. "Песни кастратов" по форме и содержанию являют нам иную ипостась критика и культуролога. О, как кстати пришёлся воистину независимый проект "Опустошитель"!, обратившийся к не самому очевидному в наши дни жанру оперной критики.

«Воццек» и «Лоэнгрин», «Богема» и «Кавалер розы», Вагнер и Ницше, «Медея» ди Капуа и зигзаги пресловутой «режиссёрской оперы». Все тексты книги проходили в своё время в «Литературке» и «Завтра», однако в книге отобраны и выстроены издательским волюнтаризмом. И целое превысило сумме частей.

"Будь я серьёзным автором, книга называлась бы "О современном прочтении старых оперных партитур некоторыми столичными и провинциальными режиссёрами". Но поскольку я человек несерьёзный, то книга вышла под игривым и почти неприличным названием "Песни кастратов". Где под кастратами разумеются отнюдь не нынешние Фаринелли, близко познакомившиеся с ножом хирурга, а авторы безумно-красивых или бездумно-уродливых произведений. И хотя роднит этих авторов принципиальная утилитарная бесплодность, я не в равной степени трогаю производителей красоты и изготовителей уродств. В первом случае я готов говорить о добром плоде, ибо красота не нуждается в оправдании. Во втором не вижу ни плода, ни оправданий", — остроумно разъясняет Маликов.

Впрочем, для неискушённого читателя стоит сделать поправку: «несерьёзность» Маликова имеет под собой очень серьёзную основу. Помимо режиссуры, голосов, сценографии, он следит за символами, движениями континентов, историческими контекстами.

Как благодарный читатель я понимаю, что Маликов убеждённо пристрастен, и это хорошо. Главное, что есть в книге, — это авторское вдохновение: громит возвышенно, смеётся заразительно, восторгается завлекательно. Что "убрал" — и смотреть не захочешь, что упустил — чувствуешь, что лишил себя прекрасного.

Маликов одновременно может быть консервативнее записных «реакционеров» и авангарднее патентованных «модернистов». Как говорится, «бей белых, пока не покраснеют, бей красных, пока не побелеют», да и зелёных тоже стоит прихватить –пока не обретут понимание. Поэтому Маликов с удовольствием расставляет мины, на которых с лёгкостью может подорваться читатель, для которого культурный выбор «самодовольное полузнание», но также и выводит на чистую воду эстетов-«знаек». Тем паче в конце ХIХ – начале ХХ века в русской музыкальной критике процветало многообразие жанров. Спустя век диапазон сузился до рецензий и заметок. А Маликов обращается к эссеистической форме. Думаю, что при желании может и фельетон выдать.

Маликов убеждённо апеллирует к большому национальному телу, но постоянно подчёркивает индивидуальный подход и нежелание петь хором. Хору будем внимать в драме. А здесь важен нюанс, интонация, акцент.

Что для Маликова по-настоящему непростительно — так это глухота "к тайне жизни", путаница истерики и "священного безумия", подмена религиозного чувства бытовой мелодрамой.

"Всякое серьёзное явление искусства имеет претензию отразить в себе весь мир, включая момент его возникновения. Это — основа настоящего искусства. Способность воспринимать произведение, созданное в согласии со священной традицией, — дар богов. Лишённый его не столько смешон и жалок, сколько непонятен и странен. "Грешат позитивизмом" не математики или, положим, физики. Нет, высокомерие к сакральному сквозит как раз в речах иных театроведов. Добро бы миф не знал какой-то оптик и спектроскопист, но вот беда: его забыл гуманитарий! Роль мифа для него играет позитивная наука, но дело в том, что именно в науке такой театровед совсем не сведущ! Однако без смущения сей легковесный критик и дальше пронесёт "ату" своей сплочённой стаи и в адрес Штрауса, и в адрес "Женщины без тени".

В самодовольстве описанного "театруполномоченного" нет, впрочем, злонамеренности: он просто либерал и, следовательно, позитивист. А у либералов и позитивистов отсутствует орган, которым воспринимают сакральное. Посочувствуем, но вспомним, что и им есть утешение: для тех театроведов, которые в "Женщине" видят комичность ненужной ныне претензии, есть сериал "Школа".

И пусть они оставят Рихарда Штрауса нам, мистикам".

***

21 февраля состоится презентация новой книги Евгения Маликова «Песни кастратов». Вечер оперной критики начнётся в 19:30 в доме-музее Михаила Семеновича Щепкина (м. «Проспект Мира, ул. Щепкина, 47, стр. 2), а закончится с последним трамваем, который специально для нас будет вылавливать в районе спорткомплекса «Олимпийский» подвыпивших ценителей камерных искусств.

Чтобы попасть на презентацию вам, увы, придется приобрести билет (цена в кассе музея 300 рублей). Это общее правило, примененное администрацией музея и к нашему случаю, компенсируется разрешенным проносом с собой алкоголя. Так что вечером 21 февраля вам понадобится всего две вещи – бутылка добротного бухла и триста рублей. Стаканчики и всё остальное получите на месте.

Те, у кого еще останутся какие-то деньги после покупки билета, смогут приобрести «Песни кастратов» и другие издания «Опустошителя», близкие им по духу.

Дресс-код: smart casual.

Будьте особенно осторожны с роялем и специальными гостями, которые в самый неожиданный момент могут из него выскочить. Если вы не уверены в себе, лучше держитесь от пианины как можно дальше.

1.0x