Юрий ТАВРОВСКИЙ. Новый Шёлковый путь. — М.: Эксмо, 2017. — 368 с.
За неполные четыре года развития китайской инициативы Нового Шёлкового пути она обросла тысячами статей в СМИ, сотнями научных монографий и сборников. Проведены бессчётные конференции и круглые столы. А в мае в Пекине прошёл форум с участием 29 глав государств мира, включая российского президента.
Стоило ли издательству ЭКСМО выпускать на эту тему ещё одну книгу — "Новый Шёлковый путь: главный проект XXI века"? Стоило ли члену Изборского клуба профессору Юрию Тавровскому в течение прошлого года совершить череду путешествий по всему китайскому отрезку трансконтинентального транспортного маршрута, сфотографировать и описать все его ключевые точки? Судя по тексту книги — да, стоило.
Прежде всего, выстраивается маршрут, по которому китайский экспорт нарастающим потоком идёт в Западную Европу. Новый Шёлковый путь берёт начало в порту Ляньюньган на берегу Жёлтого моря. Прямо рядом с причалами для судов-контейнеровозов начинается Новый континентальный мост Азия—Европа, как по-китайски пышно обозначается грузовая железная дорога, идущая через весь Китай и весь Казахстан, потом через пол-России в Белоруссию, Польшу, Германию, до голландского порта Роттердам, соединяя железные дороги всех этих стран, причём сопряжение китайского Шёлкового пути и ещё советских магистралей стран-членов ЕАЭС происходит на пограничных КПП Алашанькоу и Хоргос. Движение по Новому континентальному мосту открылось в 1992 году, задолго до выдвижения Председателем КНР Си Цзиньпином инициативы "Один пояс и один путь", чаще именуемой Новым Шёлковым путем. Что уж говорить о просто Континентальном мосте Азия—Европа, под которым подразумевается Транссибирская магистраль?!
В Ляньюньгане начинается ещё одна транспортная артерия — международное шоссе Китай — Западная Европа. Строить его тоже начали до 2013 года и уже дотянули до границы с Казахстаном на том же КПП Алашанькоу. По земле Казахстана автотрасса уже в нынешнем году дойдёт до границы с Россией недалеко от Оренбурга, а где-то к 2025 году должна быть достроена до Санкт-Петербурга. Очень сочно описаны ощущения от поездок в стандартном советском купейном вагоне по обычной, а не высокоскоростной трассе, в автобусе по безупречному шоссе, с которого автор съезжает только ради посещений старинных храмов и появившихся пару лет назад новых городов, зон свободной торговли, логистических центров.
Вот десятимиллионный Чжэнчжоу, главный перекрёсток железных и шоссейных дорог нынешнего Китая. Рядом старинные столицы Кайфэн и Лоян. Вот мы уже в Сиане, сохранившем свои величественные городские стены, бывшие частью Великой стены. Бывший столицей 13-и династий город только что получил статус свободной экономической зоны (СЭЗ) и намерен за счёт Нового Шёлкового пути догнать приморские Шэньчжэнь, Чжухай, Сямэнь. Вот Ланьчжоу, где с помощью Советского Союза закладывалась основа китайской ядерной программы, а построенные с нашей помощью заводы переселяются на новые площадки, выделенные в рамках программы Новый Шёлковый путь.
От Ланьчжоу начинается зажатый с обеих сторон горами узкий коридор Хэси. Дорога длиной в тысячу километров была и остаётся "бутылочным горлышком", через которое шли караваны, а сегодня рядом друг с другом проложены высокоскоростные пассажирские и обычные железные дороги, скоростные шоссе, газо и нефтепроводы, сверхмощные ЛЭПы, оптико-волоконные линии. Вдоль коридора Хэси жили и живут загадочные народы, то бравшие под свой контроль доходную торговлю на Великом Шёлковом пути, то исчезавшие под ударами соперников или впадавшие в прозябание. Коридор Хэси проходит через города, где старинные крепости и тысячелетние буддийские монастыри соседствуют с металлургическими заводами, космодромами, новейшими центрами радиационной медицины и клиниками медицины традиционной. Заканчивается "бутылочное горлышко" в легендарном городке Дуньхуан с его пещерными храмами "Тысячи Будд" и с новым комплексом современнейших музеев, выстроенных за девять месяцев в прошлом году.
В Дуньхуане и окрестных городах лет сто назад побывали русские путешественники Пржевальский, Роборовский, Козлов, Маннергейм, Ольденбург. С тех пор у нас не появлялись путевые заметки о Шёлковом пути, который ведёт далее по дорогам Синьцзяна. Старинный уйгурский город Кумул (китайское название Хами), пограничные Алашанькоу (Боро-Тала) и Хоргос, овеянный историческими событиями российско-китайских отношений Инин (Кульджа). Все они получили второе дыхание именно благодаря Новому Шёлковому пути. Что уж говорить об Урумчи, главном городе Синьцзяна и "ядре" всей китайской части трансконтинентального торгово-экономического маршрута? Сразу несколько новых районов пятимиллионного города быстро насыщаются филиалами заводов с восточного побережья, логистическими центрами, вокзалами и аэропортами, университетами и вычислительными центрами.
Написанные сочным языком путевые заметки позволяют за несколько часов совершить уникальное путешествие длиной в три тысячи километров. Более 150 фотографий автора помогают своими глазами увидеть происходящее на китайской земле возрождение Шёлкового пути. Но нам недостаточно просто порадоваться за соседей, нашедших стержень нового рывка вперёд. Нам надо понять, что те же темпы, те же достижения нужны и возможны у нас. Размышления автора на эту тему, возможно, являются самой ценной частью книги, которую стоит прочитать.
Книга с описанием путешествия по маршруту Нового Шёлкового пути — первая в мире. Неудивительно поэтому, что её уже перевели на китайский язык и издали в Пекине.