Авторский блог Алексей Касмынин 04:00 7 декабря 2011

Апостроф

Главный герой «Мистерии запретных истин» — художник, которому поручена работа по оформлению книжной серии о книге Велеса. Эту серию собралось выпускать не убоявшееся кризиса издательство «Информпресс», возглавляемое фанатиком книгопечатного ремесла. По словам автора, этот человек способен вселить веру в литературу даже в самого меркантильного и прожженного индивида, после чего тот сразу же с упоением начнёт листать страницу за страницей. Современной российской книжной индустрии такой кадр, конечно же, не помешал бы, но пока что он живёт только на страницах полуфантастических романов.

Александр ВЛАДИМИРОВ. «Мистерия запретных истин». — М.: Троица, 2011, 384 с.

С первого взгляда на книгу Александра Владимирова складывается впечатление, что перед нами — научно-популярный труд. Аннотация, которая встречает читательский взгляд вопросом «Кто мы, славяне?» лишь подкрепляет эти догадки. Потом начинается самое удивительное. Под одной обложкой уместился детективный роман с элементами мистики и статья академика РАЕН Валерия Чудинова «Загадки Велесовой книги», дополненная картинками с примерами расшифровки древних текстов.
Итак, детективный роман с элементами мистики. Начинается с амнезии. Но не полной, главный герой, Вячеслав Андреевич Денисов, помнит только последние полтора года своей жизни, остальные воспоминания таинственным образом куда-то исчезли, истаяли и их невозможно воскресить, сколько бы он ни пытался.

Проницательный читатель тут же смекнёт: ага, Велесова книга, — значит, нам предложат очередной модный детективный роман, прицепленный к замедлившемуся локомотиву имени Дэна Брауна. В нём герои шестьсот страниц будут искать корни происхождения этих деревянных табличек, но, сами того не желая, вляпаются в заговор, протянувшийся сквозь века, разоблачат фальсификации с двойным дном и, конечно же, пройдутся по культурным достопримечательностям. На этот раз с привкусом а la Russe. Как вам такое? Тайная база древнего ордена под полом азовского дольмена? Золото первых индийских махараджей в стенах Собора Василия Блаженного?

Но данный роман не имеет с псевдоисторическими детективами практически ничего общего. Главный герой «Мистерии запретных истин» — художник, которому поручена работа по оформлению книжной серии о книге Велеса. Эту серию собралось выпускать не убоявшееся кризиса издательство «Информпресс», возглавляемое фанатиком книгопечатного ремесла. По словам автора, этот человек способен вселить веру в литературу даже в самого меркантильного и прожженного индивида, после чего тот сразу же с упоением начнёт листать страницу за страницей. Современной российской книжной индустрии такой кадр, конечно же, не помешал бы, но пока что он живёт только на страницах полуфантастических романов.

Действие идёт дальше, главному герою являются «тени», требуют что-то отдать им. Конечно же, Вячеслав Денисов понятия не имеет, что именно. Не знает он также, кто они: настоящие призраки или же странные люди, которые преследуют его по пятам, являются в самый неподходящий момент, сопровождаемые дымом и неприятным запахом гари? Постепенно возвращается память. Но с реальностью вокруг происходят странности. В повествование вплетается концепция параллельных измерений, после чего роман плавно сходит с рельс детектива, уходя в дали развлекательной фантастики.
К сожалению, тема подлинности табличек Велеса не затрагивается, хотя это могло бы придать роману большую ценность и глубину, ведь вопрос происхождения Велесовой книги уже шестьдесят лет не перестаёт будоражить умы научной и околонаучной общественности.

И есть от чего. Если Велесова книга действительно существовала, это бесценный памятник славянской докириллической письменности, источник сведений о древнейших верованиях и преданиях, информация о славянской истории, начиная с седьмого века до нашей эры. Стоит пояснить: Велесова книга представляет собой деревянные таблички,размером приблизительно сорок на двадцать сантиметров, толщиной в полсантиметра, имеющие отверстия для крепления ремнём. Они испещрены странными письменами, выцарапанными прямо на дереве, внешне чем-то напоминающими смесь санскрита и северных рун.

Но самих табличек никто никогда не видел (кроме русского эмигранта Юрия Миролюбова), они якобы бесследно исчезли во Вторую Мировую. Осталась лишь одна чёткая фотография таблички № 16 и несколько менее чётких. Стоит пояснить, что современное научное сообщество безоговорочно считает их подделкой. Расшифровкой занимался Миролюбов, ему достались записи и копии, сделанные Фёдором Изенбеком, который якобы и обнаружил дощечки в 1922 году внутри разрушенной дворянской усадьбы. Миролюбов же впервые опубликовал расшифрованные им тексты Велесовой книги. На волне популярности он в начале 50-х годов ХХ века эмигрировал в Сан-Франциско, где в журнале «Жар-птица» стал продолжать публиковать свои расшифровки. В процессе публикации часто возникали неточности и расхождения, на которые не перестают обращать внимание сторонники поддельности Велесовой книги.

Ходят слухи, что таблички не были уничтожены, в 1941 году их якобы захватил агент «Аненербе». И от таких перипетий событий становится немного грустно: ведь сама история публикации Велесовой книги — уже неплохой сюжет для настоящего детективного романа, а если брать в расчёт «Аненербе», то у романа могли быть шансы стать культовым. Скорее всего, такое произведение когда-нибудь появится, не могут же подобные сюжеты оставаться без внимания.

Пока что перед нами книга «Мистерия запретных истин» — фантастический роман и научный труд, два в одном. И она, безусловно, заслуживает читательского внимания.

1.0x