Авторский блог Денис Балин 12:22 12 декабря 2020

Антология поэзии о COVID-19

Стоит ли поэтам о таком писать?

В декабре 2020 года вышла в свет антология коронавирусной поэзии «Возврату не подлежит». В ней опубликованы 120 поэтов, которые объединились под одной обложкой, чтобы отразить и зафиксировать в мировой культуре реалии 2020 года. Еще до выхода книга стала скандальной и вызвала споры в социальных сетях. Пользователи спрашивали: Что это? Пиар на костях? Можно ли поэтизировать пандемию? Стоит ли поэтам о таком писать? Давайте попробуем в этом разобраться.

Идея создания антологии возникла еще весной 2020 года, когда вся Россия и многие страны мира ввели на своих территориях жесткий карантин. Авиасообщение между государствами было почти остановлено. Мы были заперты в четырех стенах, а нашим гимном стало стихотворение Иосифа Бродского «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку…». Помню, как ехал в электричке в Санкт-Петербург спустя 2,5 месяца после вынужденной самоизоляции и ощущал настоящий апокалипсис. Было чувство мировой катастрофы. Людей практически не было в вагоне и во всем поезде. Редкие пассажиры смотрели друг на друга насторожено, опасаясь заразиться в общественном транспорте. К финалу года ничего не изменилось. Только то ощущение апокалипсиса куда-то ушло или стало чем-то обыденным и незаметным.

Возможно, мы уже привыкли носить медицинские маски, карантин стал не таким обязательным (но, таким же желательным) а ограничения правительства в различных сферах жизни приобрели статус чего-то естественного и постоянного. Но, вирус никуда не ушел, мы продолжаем жить в условиях пандемии. Сколько она продлиться неизвестно, но память о себе оставит надолго. Хотя, летом мы с вами немного вздохнули свободно, провели выборы и парад. Казалось, что всё налаживается и даже немного забыли о весеннем ужасе, но осенью всё активизировалось с новой энергией и интенсивностью.

На наших с вами глазах происходит уникальное событие, невиданное и страшное. Да, это не первая масштабная атака на человечество, например, огромное количество жизней унесла чума, которая не раз возникала в истории (Афинская чума, Антонинова чума, Киприанова чума, Юстинианова чума, Третья пандемия чумы и другие). Сюда же можно добавить всякие тяжелые формы гриппа и прочего. ВИЧ тоже никуда не ушел. Это только малая часть всевозможных болезней, возникавших локально или глобально. Но, впервые болезнь распространяется так стремительно и влияет на каждого из нас. Главная причина – уровень развития современной цивилизации. Если раньше путешественник добирался из одной страны в другую месяцами, то сейчас на самолете мы можем преодолеть гигантские расстояния за несколько часов. На такое распространение коронавируса повлияли разные факторы: индустрия туризма, торговля, межгосударственные взаимоотношения и прочее.

Говоря об уникальности происходящего, я не романтизирую трагедию. Ежедневно мы с вами читаем в лентах социальных сетей, как кто-то из наших друзей или знакомых пишет о том, что его тест показал положительный результат. Много сообщений о тех, кто умер от вируса. Офлайн мы узнаем обо всем этом не меньше. Тут нечего романтизировать. 2020 год унёс миллионы людей и повлиял на жизнь миллиардов.

Странно читать мнения, что поэтическая антология «Возврату не подлежит» своего рода «пиар». Вот почему-то снимать в короткие сроки хайповый сериал, где люди находятся на самоизоляции и общаются друг с другом по скайпу весной и выдавать в эфир – считается нормой. Таких сериалов я видел на телевидение несколько. Многие просто забыли, что поэзия занимается отражением прежде всего своего времени. Её задача – осмыслять на метафизическом уровне настоящее (конечно, прошлое и в какой-то степени предчувствовать грядущее).

Составителем антологии выступила Стефания Данилова, собравшая под одной обложкой совершенно разных авторов. Это 120 голосов современности, у каждого из них своё отношение к 2020 году и происходящее с нами. Как написано в аннотации: Эта антология — осколки от столкновений различных поэтических оптик с реальностью. Ее герои — и маленький злобный прогульщик, радующийся закрытию школы, и юная леди, романтизирующая любовь во время чумы, и мать, у чьего ребёнка двустороннее поражение легких, и писатель, верящий, что спасётся водкой, и вчерашний скептик, кидающий горсть земли на крышку гроба своего друга, умершего в ковидарии, и весельчак, игнорирующий пандемию.

Поэтизируют ли авторы сборника пандемию? Пляски ли это на костях? Противники антологии задают такой вопрос из-за своего не точного понимания самой сути поэтического высказывания. Для них поэзия равна романтике, чему-то возвышенному и воздушному. Но, это слишком однобокий взгляд на искусство в целом. Одни считают «Черный квадрат» Малевича важным произведением, а другие видят черное пятно. Нет, конечно, среди противников сборника «Возврату не подлежит» есть и коллеги по поэтическому цеху, которых сложно упрекнуть в непонимании изящной словесности. Но, у творческих людей тоже разные взгляды на литературу и свои резоны не участвовать в подобной книге (хотя многие из них сами что-то написали по теме коронавируса).

При желании подобных антологий можно выпустить не один том, ведь авторов, затронувших тему коронавируса гораздо большем, чем представленных в сборнике «Возврату не подлежит». Стихи и прозаические произведения на тему пандемии регулярно публикуются в литературных журналах. Не говоря уже о публицистике.

В декабре принято подводить итоги года, анализировать его и оценивать. Поэтому, выход нового сборника поэзии вполне естественен. Но, он значим не только как одно из первых изданий, в котором широко представлены высказывания поэтов о 2020 годе. Это серьезная попытка осмыслить произошедшее с человечеством через поэтическое слово.

Денис Балин

1.0x