Авторский блог Наше Завтра 10:29 2 ноября 2021

Валентин Катасонов "Антиутопии. Литературные фантазии или проектирование будущего?"

Катасонов Валентин. Антиутопии. Литературные фантазии или проектирование будущего? — М. : Наше Завтра, 2021. — 666 с. (16+)

Жанр антиутопии парадоксален уже самим названием. «Утопия» — сокращённое название вышедшей ещё в 1516 году книги английского политика и писателя Томаса Мора, на латыни означающее «место, которого нет». Следовательно, слово «антиутопия» содержит в себе двойное отрицание и, по законам формальной логики, должно бы означать «место, которое есть». Но не тут-то было: ведь Мор описывал совершенное, наилучшее из всех возможных, по его мнению, общество. В этом значении, то есть общества, которое должно быть, слово «утопия» и закрепилось в языках всего мира. Соответственно, описания обществ, которых, по мнению авторов, быть не должно, получили название «антиутопии». Часто они представляют собой весьма жёсткие политические программы «от противного». По сути, не менее, а на долгой временной дистанции даже более эффективные, чем партийные программы и штурмовые отряды на улицах.

С этой точки зрения интерес Валентина Юрьевича Катасонова, видного отечественного экономиста, специалиста в сфере мировых финансов, к теме антиутопий оказывается не просто понятным, но и более чем своевременным. Ведь сегодня не только наша страна, но и всё мировое сообщество оказалось в «точке катастрофы», когда само право на жизнь и вытекающие из него человеческие права ставятся в зависимость от целого ряда факторов: климатических, ресурсных, эпидемиологических и т.д., когда миллионы и даже миллиарды людей рассматриваются как балласт, подлежащий ограничению и последующему «списанию».

Насколько предвидели и насколько готовили такое будущее авторы самых известных антиутопий прошлого? В поисках ответа на этот вопрос Валентин Катасонов обращается к творчеству Достоевского ("Легенда о Великом Инквизиторе"), Евгения Замятина ("Мы"), Олдоса Хаксли ("О, дивный новый мир") и Джорджа Оруэлла ("1984"), а также Герберта Уэллса, Карела Чапека, Эдварда Беллами, Рэя Брэдбери, Эдварда Фостера и Джерома К. Джерома. Упоминается и Джек Лондон с его "Железной пятой", и целый ряд других, менее популярных, отечественных и зарубежных авторов. Плюс подробный разбор далеко не художественных, вполне политических конструкций Римского клуба, Жака Аттали и главы Давосского форума Клауса Шваба с выводом автора о том, что «ножницы» между технологическим прогрессом и духовной деградацией современного человечества находятся в руках тех сил, которые ранее идентифицировались как «бесовские».

двойной клик - редактировать изображение

1.0x