Авторский блог Александр Жеглов 00:07 26 мая 2024

Антисистема на Украине

Западная Украина исторически есть часть Запада, Русская Украина есть часть России

Природа конфликта на Украине сложна, но это не является непреодолимым препятствием для его понимания, тем более что все необходимые для этого средства есть.

Ещё до начала активных боевых действий в политических и экспертных кругах получил распространение тезис о превращении Украины в анти-Россию. При этом иногда использовался и термин "антисистема", однако без каких-либо уточнений применительно к существующему положению вещей. Между тем понятие антисистемы в том виде, в каком оно разработано в теории этногенеза Льва Гумилёва, позволяет построить целостную модель конфликта с учетом его истоков и возможных перспектив.

Согласно Гумилёву, средой возникновения антисистем при определенных условиях становятся зоны контактов между цивилизациями (суперэтносами). Отличие антисистем от этносов состоит в том, что если обычный этнос зарождается, развивается, переживая кризисы, и в результате приходит в равновесие со средой или исчезает, то антисистема только разрушает этническую среду, как паразит разрушает свою жертву. Благоприятные условия для антисистем складываются в крупных городах, поскольку в них всегда контактируют этносы разных цивилизаций. Однако для возникновения антисистемы этого мало, важны также высокая интенсивность и статистически значимый масштаб контакта, при котором этносы как бы прорастают друг в друга, образуя так называемую этническую химеру.

По словам Гумилёва, особенность антисистем позволяет им побеждать, но не дает победить. В антисистемах воспроизводится беспрецедентно высокий уровень насилия и лжи, который сам по себе невозможен в этносах, поскольку при этом блокируется развитие. Но в случае антисистем речь идет не о развитии, а о разрушении, единственной формой их существования является агрессия против этнического (и природного) окружения. Антисистемы сложно распознать, поскольку они могут принимать любые социальные формы, а также использовать существующие и провоцировать новые противоречия в целях экспансии. Между тем понимание событий на Украине как столкновения с антисистемой дает возможность выявить значение основных составляющих конфликта в их взаимосвязи, избежав при этом неоправданных упрощений.

Во-первых, конфликт на Украине не является межэтническим конфликтом между русскими и украинцами. Этот факт можно было бы считать очевидным, если бы русофобская пропаганда не утверждала обратное. Антисистема втягивает в себя людей вне зависимости от их происхождения, что наглядно видно как по представителям киевской верхушки, так и разного рода украинствующим активистам. При этом межэтническая составляющая в конфликте на Украине есть и при некоторых условиях она может стать решающей, но об этом речь пойдет ниже.

Во-вторых, конфликт на Украине не является конфликтом между Россией и Западом. Это утверждение может показаться сомнительным, поскольку противоречит и пропагандистским усилиям сторон, и попыткам экспертов представить происходящее как "столкновение цивилизаций". Однако вовлеченность Запада в события на Украине сама по себе не является поводом считать цивилизационную составляющую ведущей в этом конфликте. Более того, именно отсутствие противостояния России и Запада как такового и явилось одним из факторов, способствовавших формированию антисистемы.

Полоса этнических контактов на границе между Россией и Западом достаточно протяженна, однако антисистема сформировалась не в Финляндии, Прибалтике или Белоруссии, где для этого есть определенные условия, а именно на Украине. Гумилёв считал, что западные украинцы (западенцы) являются другим этносом по отношению к собственно украинцам (малороссам), причем этот тезис являлся не самым главным его расхождением с официальной наукой и был более важен в контексте воспоминаний о жизни в лагере, где ученый непосредственно наблюдал участников бандеровских банд. Судя по всему, смешение западных украинцев с украинским, русским и другими народами Евразии как раз и привело к возникновению этнической химеры, которая послужила основой для антисистемы.

Принадлежащие к одной цивилизации (суперэтносу) народы имеют схожие стереотипы поведения и химер не образуют, поскольку в смешанных семьях дети спонтанно придерживаются той традиции, которая преобладает в их близком окружении. Если же в контакте находятся народы разных цивилизаций, то в результате смешанных браков появляются поколения людей, которым обе традиции одинаково чужды. На Украине этот процесс приобрел массовый характер под влиянием ряда обстоятельств. Во-первых, после Великой Отечественной войны для восстановления хозяйства в западноукраинские области направлялись специалисты со всего Советского Союза. Во-вторых, амнистированным участникам бандеровского подполья не разрешалось возвращаться в их родные края, поэтому они селились в других частях Украинской ССР.

Возникновению химеры также способствовала советская идеология, одним из элементов которой являлся интернационализм. При этом если с тезисом о советском народе как новой исторической общности приходилось считаться, то идея единства всех украинцев (малороссов и западенцев) находила поддержку как у партийной верхушки в Киеве, так и у антисоветски настроенной интеллигенции. Для понимания идеологических стимулов роста химеры интересен музыкальный фильм 1971 года "Червона рута", песня из которого стала одним из западноукраинских символов. Сюжет фильма прост: в поезде знакомятся и влюбляются друг в друга юноша и девушка, причем он с Донбасса, а она - с Западной Украины. Фильм пользовался огромной популярностью и не мог не вызвать у молодежи стремления подражать его героям.

В условиях химеры растёт число потомков от смешанных браков, для которых чужды все этнические традиции и которые являются носителями не какой-либо из традиций, а противоречий между ними. Так возникает антисистема, которую Гумилев определял как общность людей с негативным мироощущением. Идеология антисистемы может быть любой, но при этом она должна оправдывать и придавать смысл агрессии против окружения. Антисистема на Украине, которую можно назвать украинством, есть результат конструирования традиции людьми, которые одновременно ощущают ее необходимость и ее отсутствие. Отсюда вся искусственность построений, которые предлагаются антисистемой в качестве украинской истории и культуры.

Идейные основания антисистемы украинства просты. Во-первых, западные украинцы (западенцы) и русские украинцы (малороссы) являются одним народом. Во-вторых, главным врагом украинцев является Россия в любых её проявлениях. В-третьих, можно не быть украинцем по происхождению, но необходимо осознавать себя таковым. Эти положения в разных формах и сочетаниях присутствуют во всех программах антисистемы и используются для оправдания её разрушительных практик.

Хотя западные и русские украинцы и считаются в антисистеме одним народом, с её точки зрения они вовсе не равноценны. Если первые рассматриваются в качестве образца, суть которого сводится к противопоставлению себя России, то вторые должны осознавать свое несоответствие этому образцу и стараться по мере сил приблизиться к нему. Таким образом антисистема получает огромные возможности для разрушения, поскольку целью ее агрессии становится не выдуманная, а реальная русская украинская традиция.

Идея превосходства одних людей над другими не нова, но современники всякий раз поражаются разнообразию способов лжи, с помощью которых целые народы получается убедить в их же собственной неполноценности. Может показаться, что в подобных условиях положение западных украинцев предпочтительнее, но это не так. Антисистема одинаково губит всех, навязывая войну с Россией в качестве формы существования.

Западная Украина исторически есть часть Запада, Русская Украина есть часть России. Эти две окраины разных цивилизаций, две Украины, несмотря на близость и одинаковые названия, вместе не являются единой Украиной, которая возможна лишь как искусственное образование, то есть как проект антисистемы. Роль Запада в этом проекте очевидна, но и роль России ничуть не меньше, и речь не только о многолетней экономической и политической поддержке.

Сам характер отношений России и Запада длительное время способствовал становлению антисистемы на Украине. После распада СССР эти отношения выстраивались на основе представлений о якобы общих ценностях, идеалах открытости и партнерства, что выражалось в попытках следовать политике создания единой Европы без разделительных линий - от Атлантики до Урала и от Лиссабона до Владивостока. Фактически же с российской стороны речь шла об отказе от собственного исторического опыта и признании Запада в качестве источника образцов, как и в случае Западной Украины для русских украинцев. И это не аналогия, а один и тот же процесс. Если вся Россия ориентировалась на Запад, то и русская традиция на Украине оставалась без поддержки и ставилась под удар.

Стремление многих наблюдателей и участников конфликта не замечать его суть является свойством антисистемы и одним из условий ее эффективности. Между тем столкновение с антисистемой есть противоборство жизни и небытия, а это не может остаться незамеченным. С этой точки зрения высказывания ряда религиозных деятелей, экспертов и просто искренних людей о том, что на Украине идет битва с сатаной, при всей кажущейся наивности как раз и являются интуитивно точным определением ситуации. Осознание этого обстоятельства позволяет верно оценить перспективы всякого рода переговоров и сделок. Это как раз тот случай, когда надо сражаться.

Описанные Гумилёвым антисистемы Средневековья были в основном сектами со своими ритуалами и еретическими учениями в качестве идеологий. Несмотря на кажущиеся различия и высокую агрессивность они легко взаимодействовали между собой, чувствуя свою общность в противостоянии этническим традициям. Сходным образом Украина в послесоветской период стала полем активности множества сект, которые вместе с неправославными христианскими конфессиями нисколько не мешали друг другу, рассматривая православие как неисчерпаемый ресурс для совместного освоения. В этом ряду также стоят все попытки раскола и подчинения антисистеме церковной иерархии. В то же время есть основания полагать, что не все верующие Украины смирились с духовной капитуляцией.

Если этносы экономически связаны с природой своих регионов, то антисистемы зачастую ориентированы на международную торговлю. Используя иностранные инвестиции, антисистема искажает экономику этноса и природную среду в целях ограбления и извлечения сверхприбылей. Соответствующие диспропорции на Украине заметны как по гипертрофированным экспортным отраслям, так и по той роли, которую играет в экономике транзит энергоресурсов. Кроме того, транснациональные корпорации, являющиеся разновидностью тоталитарных сект, рассматривают местных жителей как часть природы и подвергают их такой же нещадной эксплуатации. На этом фоне распространенной формой экономического поведения стал отъезд людей с Украины на заработки в другие страны. Трудовая миграция явилась современным аналогом работорговли так же, как газопроводы и нефтепроводы выступают аналогами древних и средневековых караванных путей.

Антисистема деформирует не только духовную культуру или экономику, но и непосредственно человеческое поведение. После начала активных боевых действий в феврале 2022 года в интернете появились видеоролики с жестокими избиениями привязанных людей, снятые в разных областях Украины. Затем к ним добавились видео с издевательствами над российскими военными. Показательно, что авторы этих публикаций, участники расправ и многие комментаторы считали пытки и унижения нормой и торжеством справедливости. И это не отдельные случаи, а массовая нравственная деградация, проявлениями которой также являются жестокость в отношении мирных жителей в районах боевых действий и обстрелы жилых кварталов. Отмена моральных ограничений позволяет антисистеме свободно применять террор и не считаться с потерями.

Описание антисистем затруднено, поскольку сознание отказывается мириться с тем, что люди могут делать такое с людьми. Вокруг насилия складывается своего рода фольклор, в котором оно предстает в иносказательной форме. Так появляются истории о живых мертвецах и кровожадных убийцах без совести и собственной воли - всякого рода вампирах и зомби, которых сопровождает характерная атмосфера ужаса и карнавальные истерики на всех колониальных майданах мира. К этому следует добавить мотивы некрофилии и каннибализма, которые раз за разом проступают на Украине сквозь пропаганду то в названиях кулинарных изделий, то в шрифтах в виде убитых людей, то в игрушечных человеческих костях в магазинах. И дело не в том, что подобные вещи кажутся кому-то веселыми и оригинальными, а в том, что это знаки антисистемы, которая производит реальные трупы в промышленных масштабах. Это ее подлинный идеал, а не какое-то там светлое европейское будущее.

Сложности противостояния с антисистемой вызваны тем, что для неё нет неприемлемого ущерба, она воспроизводит сама себя, втягивая в конфликт максимально возможное количество людей и ресурсов. Антисистема также пытается активно влиять на отношения внутри сражающихся с ней этносов и между ними, провоцируя чистки и охоту на ведьм. В такой борьбе у России есть свои сильные стороны, прежде всего это русская культура, которая через милосердие и сострадание дает возможность в полной мере осознать всю трагическую глубину происходящего. Эта трудная правда и есть средство, способное остановить и уничтожить антисистему. Противостояние правды и лжи может показаться всего лишь абстракцией, но именно это настоящее сражение - против фальсификации истории, манипуляций обществом, необоснованных обвинений, коррупции и приукрашенных докладов, которые являются попытками перехода на сторону врага.

Отказ следовать искажениям действительности подразумевает и переоценку используемых антисистемой политических форм, в том числе органов власти Украины, которые, несмотря на формальные признаки, не представляют ни один из народов на подконтрольной им территории. Соответственно и так называемый киевский режим не может рассматриваться как субъект межгосударственных отношений, а любые контакты с ним в этом качестве будут лишь поддерживать иллюзию его легитимности и способствовать кровопролитию.

Антисистема бесчеловечна сама по себе, но в случае Украины из-за агрессивной русофобии и ложного противопоставления русских и украинцев не всегда очевиден её антиукраинский характер. Между тем победа над антисистемой в любом случае будет связана с национальным возрождением Русской Украины, которое может стать неожиданным и стихийным. При этом одним из вариантов развития событий является переход конфликта в новое качество и превращение его в межэтнический конфликт западных и русских украинцев. Это возможный решающий момент, поскольку в условиях снятия антисистемной установки на полное уничтожение появится перспектива переговоров и мирного урегулирования.

Поскольку Русская Украина является частью России, её возрождение станет одновременно и возрождением России. Конфликт на Украине есть битва за идентичность, за восстановление различия между Россией и Западом. Отсюда следует необходимость пересмотра представлений о якобы общих интересах и ценностях, о самой возможности конструктивного взаимодействия с "западными партнерами". Очевидно, что России придется самостоятельно решать вопросы своей безопасности и развития. Также будет поставлена под сомнение идея нейтральных государств, которые, как показывает практика, легко ставятся Западом под контроль в обход любых конституций. Можно предположить, что вместо прикрывавшейся нейтралитетом антисистемы между Россией и Западом будет установлена новая граница, по разные стороны которой будут разные правила и разный образ жизни. Сейчас на поле боя решается, где именно эта граница будет проходить.

Размежевание с Западом произойдет и в сфере научного и гуманитарного знания, несмотря на все лозунги о его глобальном характере. Никакими новыми технологиями с Россией никто делиться не станет, а вот попытки влиять на картину мира и навязывать свои представления будут продолжены. Гумилёв не раз говорил о практическом значении своей теории этногенеза, и хотя сейчас ссылки на нее выглядят как объяснение задним числом, сама возможность другого взгляда на предысторию событий на Украине важна с учетом того, что в рамках ряда исследовательских направлений вообще не рассматривалась вероятность конфликта такого масштаба. Так или иначе, одним из уроков столкновения с антисистемой для России должно стать осознание того, что наличие развитых гуманитарных научных школ, способных создавать новые способы изучения и описания сложных явлений, в том числе этногенеза и этнических контактов, не менее важно для суверенитета и безопасности страны, чем ракетостроение и цифровые технологии.

Илл. кадр из фильма "Червона рута"

Источник

1.0x