Не претендуя на рецензию, просто выскажу своё мнение о нашумевшем в Европе, а теперь и в России фильме Андрея Звягинцева «Левиафан». Автор обласкан международными фестивалями, премиями и кинокритикой. Пресса о каждом его новом фильме пишет, будто именно этот режиссер подтверждает каждой работой «репутацию самого бескомпромиссного и при этом самого успешного российского кинорежиссера». «Левиафан», получил в Каннах приз за сценарий и выдвинут Россией на Оскара…
А о чём фильм-то? Наивно полагая, что в серьёзной работе, как и в любом деле, должен быть высокий смысл, я посмотрел картину в Интернете. Воровская версия, но нарушителям закона в данном случае даже благодарен, поскольку в кинотеатр зря, чтобы получить плевок в душу, идти теперь не надо.
Заявлена история о столкновении человека и власть имущих. По словам Звягинцева, при замысле возникла параллель с библейским Иовом, у которого отняли всё – «и сюжет стал разрастаться до огромных масштабов. Возникла параллель с книгой британского философа Томаса Гоббса "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского". Левиафан, по Гоббсу, - не просто библейское чудище, но и некая мощь, способная согнуть и уничтожить человека. Это для Гоббса - и есть образ государства. Созданное людьми, чтобы им служить, оно становится монстром, ненасытным и всепожирающим. И тогда начинается война всех против всех»…
А в чём выразилось это «столкновение»? Судя по этому пасквилю на Русский народ, там нет никакого столкновения. Главный герой бесконечно пьёт водку прямо из «горла» и ничего не делает. Его первая жена, судя по поведению Николая, вряд ли была счастлива, поскольку этот антигерой непонятно как воспитывает и оставшегося от неё сына. Драться Николай сынишку научил, но отношения отца и сына по-доброму семейными назвать трудно. Вторая жена, Лиля, у которой отношения с пасынком и без того сложные, как-то быстрёхонько наставляет рога мужу с его другом (да ещё и на глазах пасынка). Дмитрий, который приехал из Москвы выручать Николая, своим поступком фактически рушит семью.
Друг-адвокат, которого играет прекрасный актёр Владимир Вдовиченков, вообще не очень понятен. Приехал с солидной папкой фактуры, уверенно начинал свою опасную игру с врагом Николая, зарвавшимся мэром, но как-то быстро сломался. Его ссылки на важного человека «из Комитета» в Москве оказались блефом? Тогда почему компромат подлинный, кто ему помогал? Но мэр, «благословлённый» владыкой, перестаёт бояться, ставит адвоката в буквальном смысле на колени и тот исчезает…
И вообще возникает сомнение, друзья ли бывшие сослуживцы, хотя называют друг друга братьями. В итоге их отношения не выглядят не только братскими, но и дружественными.
Жена Николая тоже в центральных героях. Есть даже эпизод, когда она в небольшой толпе мрачных рабочих идёт на рыбокомбинат и даже трудится. Рыбу чистит. Авторы фильма на конвейере показали продукцию уже без голов, внутренностей и плавников. Грязь производственная осталась за кадром. Но почему грязь человеческая постоянно в центре внимания? Ненормативная лексика буквально прёт с экрана. Мэр в присутствии женщин (прокурор и судья) ругается матом. Да, они неправедные, они подельники в ограблении народа, но находятся-то не в тюремной камере! Русский человек не забывает, что мат – это молитва дьяволу!
О глубине, реалистичности и правдивости картины в проекции на реальную жизнь сегодняшней России сказано уже много. Но прислушайтесь, как говорят люди в реальной жизни не только в присутственных местах, но и в кругу друзей и убедитесь: правда иная, она намного чище. Пусть кто-то обвинит меня в придирчивости и «несовременности», но не могу согласиться с опоэтизированием грязи как в человеческих отношениях, так в речи. Бывает ли господин Звягинцев хоть где-то в России? Я много лет жил и работал в глубинке Костромской области – Нее. Не могу сказать, что там хоть один мужик пьёт так, как главный герой фильма, не могу показать ни одного такого подлеца из чиновников, как мэр в фильме. Среди моих хороших знакомых есть люди, бывавшие в тех местах (Мурманская область), где снимался «Левиафан». Люди в северных местах живут бедновато, но жизнь там совершенно иная, не как в фильме. Никто не согнулся, не сломался. Ставят концерты художественной самодеятельности, не теряет бодрости и силы духа, сохраняют культуру.
А в фильме я не увидел ни одного подлинного героя. Это всё антигерои и живут они в антимире, по худшим западным лекалам. Полнейшая бездуховность! Лиля кончает самоубийством, Николай получает 15 лет тюрьмы ни за что, а друзья детства под финиш дают показания против него, хотя жену бедолага не убивал. На мой взгляд, не спасает ситуацию и рядовой священник (сцена у магазина), устами которого произносятся религиозно-философские истины, оправдывается название фильма. Да, нам надо не попасть в пасть этому чудовищу, Левиафану, но за язык схватить следует прежде всего прозападную, либеральную, лживую интеллигенцию.
Я просмотрел несколько интервью Звягинцева. Воспитан этот художник явно не на исторических ценностях Русского мира, а на западных, мира иного.
— Я абсолютно убежден, что «Левиафан» — народная картина, а не произведение для небольшой кучки «понимающих». - Сказал в одном из интервью режиссёр. - …Конечно, фильм и для них, но если каким-то образом к этой публике смогут присоединиться самые обычные зрители, те, что не зовут себя синефилами, знаю — картина попадет им прямо в сердце».
Удивительно, как цинично можно рассуждать о народе! В сердце любого труженика совсем не то, что у Звягинцева. Живя в глубинке России, не могу согласиться с автором «Левиафана». С простым народом я общаюсь каждый день. Он от художников ждёт иного, фильмов в основе своей созидательных. Полная безнадёга, как её ни показывай, разрушительна и для сердца. Наш мужик, если надо переехать, если ясно, что делать это необходимо, водку из горла не будет хлестать в этот момент, не пойдёт на бульдозер, а решит проблему с минимальными потерями для семьи, с высшей разумностью.
Сам Звягинцев рассказал, что идея именно такого фильма появилась после такого происшествия. В 2004 году в штате Колорадо, в небольшом городке, случилась страшная история столкновения маленького человека с государственной машиной. Это была настоящая битва за землю, на которой жил обычный сварщик Марвин Джон Химейер. Территорию, где стояли его дом и мастерская, купил цементный завод, новые владельцы желали расширения. Они вели с Марвином переговоры, предлагали ему довольно большие деньги, но тот был непреклонен: не хотел покидать насиженное место. Чтобы принудить Химейера съехать, жилье его обнесли забором, да так, что никто из прежних клиентов не мог попасть в его автомастерскую. Химейер подавал иски в суд, жаловался мэру, ходил по бессчетному числу инстанций в поисках справедливости. Отчаявшись, мужчина сел в многотонный гусеничный трактор, предварительно обварив его десятисантиметровой броней, и запаял себя в кабине бронированным колпаком. Сперва он снес к чертовой матери злополучный забор, потом разрушил до основания цементный завод и направился в город. Ни полицейские кордоны, ни выставленные навстречу тяжеловозы не могли остановить его: он смел на своем пути десятки административных центров, включая здание мэрии и полиции. Ни один человек не пострадал, потому что сварщик через мегафон предупреждал о своих намерениях. В конце концов, закончив свое дело, Химейер объявил по громкой связи: «До сих пор меня не хотел слышать никто, теперь меня услышали все» — и застрелился.
Герой? Не знаю, ведь сколько строится предприятий, дорог – если никто не захочет переселяться, а будет действовать так, картина безнадёги будет покруче, чем в фильме.
Повторюсь, что главная неправда «Левиафана» в бездуховности людей. Русским духом там и не пахнет. Никогда Русский народ и все, с ним живущие, не стояли на коленях! И никто нас на колени не поставит. А «мастера культуры» или подмастерья мира западного, пытаются это сделать. Пытаясь выдать своё желаемое за действительное, они в своё время получат по заслугам. Создатель следит за каждым, кто и что творит на этой Земле. Эти чревоугодники, которые за какую-то западную премию готовы полить грязью Родину и всех людей, которые здесь живут, пытаются буквально опустить Великий Русский народ, – для меня враги.
Фильм профинансирован Министерством культуры РФ. А что позитивного несёт этот фильм, что человек может узнать из этого фильма? Что человек – ничто? Финансирование такого фильма из государственного бюджета равносильно преступлению. Почему простой налогоплательщик должен оплачивать эту фальшивку? Почему я должен стерпеть такое? Это попытка уничтожить главное – дух человеческий. Если по правде, о которой немало говорится в конце фильма неправедными людьми, то за этот пасквиль надо взыскать деньги обратно. Брак в работе не оплачивается, а уж вредительство – тем более.
Хотим мы этого или нет, но борьба светлых и тёмных сил продолжается тысячелетиями. Идёт она каждую минуту, каждое мгновение. Когда-то отщепенцы, утратившие духовные ценности, забывшие предания Предков, возглавили сепаратистскую войну портив Великой Империи. Начали растаскивать её на куски. И чем дальше тащили, тем больше агрессивными становились. Речь фактически о всех европейских странах. Но уничтожить Россию не удалось. До сих пор это самая большая страна в Европе, самая большая в Азии, самая большая страна в мире – почти в два раза больше Канады и США. И всякие придумки «ис-ТОРиков», их попытки поставить Россию на колени бесперспективны. Никогда Русский народ и проживающие вместе с ним братья, именно братья по крови, а не только по территории, никогда не пойдут против своей метрополии, против своей Родины.
Для чего создавался фильм? Тут уместно вспомнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино. Почему? Потому что оно способно мощно воздействовать на сознание и подсознание людей. Этот фильм гасит, убивает сознание у людей, особенно молодых. Ах, раз это так, значит, я никто. Фильм призывает к смирению, согласию быть уничтоженным. Те силы, которые сегодня нападают на Россию, идут против замысла Создателя. Они пытаются уничтожить самое светлое на Земле. В надежде, что это проскочит, пройдёт, удар наносится по самому святому.
Да выезжайте вы, такие «мастера», в свою Америку и рыгайте оттуда своим «искусством» для тех, кому это нравится.
Чего хотел сказать Звягинцев этим фильмом? Воспитывал ненависть к своему народу, к своей стране? Как тут не вспомнить Горького: «Человек – это звучит гордо»! А «Левиафан» - дьявольщина, но совершенно иная, чем у Булгакова. В «Мастере и Маргарите» есть Любовь, а в нашумевшем фильме этого нет. А чего стоят финальные кадры «Левиафана»? На месте порушенных жизней и душ, порушенного дома главный антигерой строит храм. Искупить свою вину? Но ведь место весьма пустынное… Это ли не главный пасквиль? Вся страна такая? Нет!
К сожалению, я пока не видел ни одного современного авторского фильма о настоящих героях. Видимо, у авторов, которые состоялись в постсоветское время, заказ иной, не на Созидание. И он не откуда-то из Госдепа, а из души, пропоганенной бездуховной жизнью.
Не исключено, что Оскар будет получен. Западу любо столкнуть Русский мир в мир иной – в пасть Левиафану. В России же не премии за такие «бескомпромиссные» фильмы надо давать, а в морду…






