У меня есть два знакомых, которые кроме анимэ никаких других мультфильмов не воспринимают. Они – помешанные на японской анимации великовозрастные люди и не собираются менять увлечение. Мало того – могут кинуться в драку, если плохо и демонстративно отзываться об их любимых персонажах и сюжетах. Одному знакомому – больше пятидесяти лет, а другому – чуть больше сорока. Оба не пропускают ни одного омского фестиваля и ярмарки, оба – записывают на диск каждый новый полнометражный мультфильм. Ребят, что их записывать, только «болванки» переводить, а вот они такие…
Геннадий по прозвищу «Спайк», точнее это его второе имя; он мне ещё замечание сделает, мол, почему в кавычках написал, а второго человека до сих пор не знаю, как зовут по-настоящему. Кэнсин. Бродяга Кэнсин. Причём Бродяга – имя, а Кэнсин – фамилия. По крайней мере, он так говорит на полном серьёзе. «Спайк» похож на Спайка из «Кавбоя Бибопа», наверное, только внутренне, а Бродяга Кэнсин – разрезом глаз. Имею неосторожность замечать, что Кэнсин не реагирует столь быстро, как актёр из фильма или персонаж из анимэ, потому что имеет большой живот и катана у него деревянный, сделанный знакомым учителем технологии. Оба человека – интересные малые и поддержат любую «движуху» кроме голодовки, естественно. За анимэ готовы стоять до конца, что называется.
– Спайк, если придётся отстаивать честь анимэ, кинешься на амбразуру? – спрашиваю смеха ради.
– Э-э-э, конечно, Генбо, – отвечает он резко, вскидывая голову, словно настоящий мультипликационный герой. Он лохматый и в стареньком костюме. У него фиолетовая или розовая рубашка, а на ногах – длинноносые лакированные туфли. Руки он держит в карманах и при ответе часто тянет «э». Меня, кстати, называет Генбо потому, что я, во-первых, тучный, а Генбо – толстоватый монах, некогда бывший ниндзя из клана «Тенчу». А во-вторых, любитель рассказывать байки на тему вражды кланов в средневековой Японии. Именно Генбо оставляет после себя письменные источники, где рассказывает о жизни и тренировках ниндзя. Романтизируя, конечно, однако достоверность присутствует с лихвой – есть совпадение многих фактов, изложенных в других похожих трудах. Можно воспользоваться поисковиком и набрать «Генбо и Красный лотос».
– Аниме – вид анимации, – впечатлительно поясняет «персонаж». – У рисовки есть черты, это не штампы, Ген. Большие глаза, нос можно тремя палочками нарисовать, штрихами показываются эмоции. Единственное, что отличает аниме от будто бы похожих мультфильмов – своя рисовка, страна и возрастное ограничение. Обычно аниме рассчитано на категорию «16+», но бывает и «18+», это «хентай». Хотя ребёнок может ввести в поисковик лишь одно слово и ему выйдет более миллиарда разных "мультиков" категории «18+» не только из Японии, но и из Германии, США, из многих других стран. Мы знаем детские аниме: «Покемоны», «Чара-хранители» и большинство других. В разных видеороликах про вред аниме почти всегда показывают «Эльфийскую песню», где голая девочка разрубает невидимым лазером вооружённых до зубов солдат, которые хотят вернуть её в центр – для дальнейших опытов профессуры… Этот анимированный продукт рассчитан на категорию «18+», так что не удивляйтесь этому «ужасу». Если бы вы знали, сколько в мире пушистых аниме, то даже не обращали бы внимание на кровь и убийства в каких-то видеороликах, мне особенно нравятся якобы анти видеоролики, в которых на заднем плане играет музыка из фильма ужасов. Мне казалось, что все люди отстаивают свои интересы, не так ли? Лучше тогда сейчас отказаться, чем потом не смочь оторваться – это реально. Был случай, что я не мог смотреть аниме долгое время из-за нехватки трафика интернета, тогда покупал диски в магазине или заказывал по интернету. Мы тратим деньги на наши хобби, почему бы мне не тратить на аниме? Я не веду себя как псих и не кричу, мол, дайте посмотреть... Аниме не наркотик, чтобы от него ломка была. Если у вас большой стаж просмотра аниме и вы посещаете фестивали, ярмарки на эту тему, то вы – отаку…
– Бродяга Кэнсин, аниме, по-моему, полный отстой и пустая трата времени, не находишь, брат? – спрашиваю. Этот мужик на вид проще – носит тёмный балахон, кое-какую сопутствующую атрибутику. – Аниме – шаблонность и стереотипность. Любой, кто видел хотя бы несколько похожих мультфильмов, подтвердит, что 80% сериалов – штамповка, в которой нет авторской работы.
– Нет, Вить, ты не прав, – качает он головой, у него косичка, кстати, как у того киношного героя из дорама «Бродяга Кэнсин». Каноны жанра, целевая аудитория, специфика рисовки, иные общепринятые анимешные шаблоны – это лишает авторов возможности сделать своё. Более того, спустя несколько месяцев просмотра, почти каждый может выучить тот "японский", на котором говорят в аниме – он настолько примитивен, что, не изучая языка как такового, можно без проблем понять, когда и кто что скажет.
– Видимо, я один тащусь и мне всё равно на мнение окружающих! – сердится Бродяга. – После просмотра стольких сериалов, выучил только несколько японских слов, а понять диалоги без субтитров и дубляжа – не могу никак. И разве чем-то лучше все остальные виды кинематографического или анимационного искусства? Ничуть, там шуток давно оригинальных нет.
– Если для фанатов жанра сказанное выше мелочь, то для подрастающего ребёнка постоянные повторы, зацикленность, шаблонность, безусловно, становятся средством оболванивания. Не в том ажиотажном смысле, как пишут журналисты. Просто ребёнок вырастает лишённый многих книг, без должного развития, без способности мыслить здраво.
– А «Том и Джерри» лучше? Или, может, в нашем «Ну погоди!» нет повторов и шаблонности? Да и что проще ребёнку увидеть аниме или «Симпсонов»?.. А книги и развитие – это не телевизора забота, а родителей, если дитё им ни разу не нужно, тогда, хоть что смотри, вероятнее всего, ничего путного не вырастит.
– Среднее аниме длительностью в 200 серий. Норма для успешных сериалов. Представьте себе, в течении года, ежедневно показывают сериал, в котором почти ничего не происходит. Кто-то кого-то очередной раз побеждает, но победа не даёт ничего – завтра снова придётся драться. И это должно воспитывать в ребёнке идею о «победе добра»? Да какое же это добро, которое не может расквитаться с врагом, которое день изо дня повторяет одно и то же, но так и не добивается своего? Воспитательный момент таких вещей явно негативный.
– Это дефект всех сериалов, не важно, аниме или очередные «Менты». Разве «менты» всех в своём сериале переловили, пересажали? А вот если отвлечься от примеров на сериалах, то сразу становится видно, что все совсем не так, как кажется неопытному зрителю.
Стоит сказать вот о чём – о проистекающей из вышесказанного глупости главных героев. Постоянный «откат на исходные позиции» к каждой серии – это явно не демонстрация умственных способностей главных героев. Все проблемы они решают или при помощи силы, или при помощи технических приспособлений, данных им свыше. Никаких попыток подумать. И если в старом аниме, когда производство велось ещё без использования компьютеров, можно было найти вещи, где победа главного героя достигалась разумом, то в последних вещах явно наблюдается откровенная пропаганда идеи «бей, потом разберёмся». Среди фанатов аниме эта проблема называется «Божественной машиной», в интернете эту проблему так и обсуждают. В 3/4 сериалов всякие проблемы решаются при помощи чужих сил. В момент проблем, главному герою (героине) просто приносят очередную железку (супер робота, магический жезл повышенной кучности, новое наимощнейшее заклинание) при помощи которого и решаются проблемы. Вместо их решения силами самого героя, ему (ей) нужно лишь дождаться помощи. Если такое можно принять в «сказке для взрослых», которая служит лишь для утешения несостоявшихся устремлений и мечтаний, то для детей, которые учат жизнь по окружающему миру, такие вещи могут разрушить желание что-либо делать самому.
– Проявления сексуальности, – называю. – Это вообще вопиющая проблема. Японские представления о сексуальной культуре катастрофически отличаются от принятых на Западе или у нас в России. Издревле существующая и почитающаяся культура проституции (сравните отношение к проститутке в России и к гетере в Японии). Гетеры к Японии не имеют ни малейшего отношения, даже по временному сопоставлению. В Японии были гейши.
– Да, в Японии, Вить, чаще нейтральное отношение к гомосексуализму, я бы даже сказал возвышенное и потакающее, но это аниме – определённого жанра, – оправдывается Бродяга. – Не хочешь – не смотри, а кому-то нравится. Разумеется, у японцев есть свои моральные запреты, которые не переступаются. Некоторые мультфильмы лучше русским детям не показывать. Проблема этических представлений и всё. И ещё – сравнивать гейш и проституток в корне некорректно. Гейши имели высокий статус и, соответственно, уважение. Это происходило от уровня их интеллектуального развития. Гейша была не подстилкой, а спутница свободного времени, способная развлечь, увлечь и создать условия для интересного во всех отношениях отдыха. Если бы наши «Маньки подзаборные» умели слагать стихи, организовывать интеллектуальный досуг и просто быть интересными собеседницами, тогда наше общество значительно бы обогатилось.
– Японцы жестокие люди, Кэнсин, прощу прощения, что по фамилии… – почти нападаю. – Можно назвать относительно новый сериал «Берсерк», где показывают изнасилование женщины демоном на глазах у её друга, которого в этот момент жрёт монстр, или «Цельнометаллический Алхимик», где отец превращает дочку и её собаку в химеру, где кровь, порою, покрывает героев с головы до ног.
– У японцев специфичное по российским меркам восприятие жестокости, – примирительно поднимает он руки. – Могу только напомнить о харакири, о традиции совершать двойное самоубийство влюблёнными, о камикадзе. Вообще, менталитет японцев в вопросах чужой смерти ещё более искажён, опять же, с российской точки зрения, я никак не хочу обидеть самих японцев. Убийство врага, пусть даже и мучительное, не считается за проявление жестокости. В старом аниме, это середина 70-ых, начало 80-ых, в аниме для детей, порою, можно было встретить сцены, которые даже в фильмах ужасов не показывают, с отрыванием рук, ног, показом выпадающих из вспоротого живота внутренностей, луж крови.
– Актёры дорам и персонажи анимэ – излишне эмоциальны?
– Обычно это преимущество. Что взрослым не хватает в обычной жизни? Эмоций! Сильные эмоции в момент радости – это хорошо. Правда, не всегда. Но с такой же (а может и большей) убедительностью, показывается горе, страх, ужас персонажей. Но детям прямо это насильно показывают? Если они дети, тогда это проблема родителей, а не аниме. Давайте расценивать это как своеобразную закалку психики. А вообще, я за эмоциональность, за чувственность и реализм, потому что, кому нужно произведение без эмоций? Ещё, может, плохо, что музыканты поют с эмоциями в голосе?..
– Обратим внимание на религиозный аспект, уважаемый Бродяга!
– Согласен. В Японии христианство не пользуется особым почётом и уважением. А большая часть россиян – православные христиане. Я сам «мягкотелый атеист», но уважение к религиозным чувствам других должно быть обязательно. Есть анимэ с религиозным оттенком – это «Хельсинг», где отец Андерсен истребляет орден, который, по-моему, более гуманный и христианский, чем он сам и его напарники, священники. Во многих мультфильмах есть религиозная атрибутика, зато не оговаривается название самой веры. Думаю, всё нормально, если вспомнить историю, на её протяжении представители одной веры убивают других… Тогда давайте всем внушать, что христианские деятели никогда никого не убивали, что не было «Молота ведьм», что не было крещения Руси, что не было колонизации Америки.
– Понимаешь ли, друг-накама, всё зло в аниме – красивое. В частности, злые персонажи настолько красивы, что многие подражатели переодеваются именно в них. Как можно показывать детям мультфильм про «Ангела Смерти», пришедшего к девочке, в котором ангел вызывает симпатию и умиление? Как можно показывать вещи, в которых злые героини, демоницы откровенно превосходят добрых как умом, так и красотой?
– Это «их» культура, Вить. Между прочим, в Голливуде с недавних пор пошло такое же веяние – делать злодеек красивыми. Это ни разу не плохо. Кого каким мать родила, понимаешь? Не повезло с внешностью, повезёт в другом!
По-моему, с этими фанатами нет смысла спорить вообще. Каждый остаётся при своём мнении. Если у вас, дорогие читатели, есть вопросы, то шлите их мне в группу, моему товарищу известному омскому ниндзя Борису Штурову:
http://vk.com/moy_nakama
Этот парень помогает мне с недавних пор. Или присылайте мне лично – задам этим двум фанатам. Я есть в группе.


