Андрей Казачкин. Энергия Любви (Образ грядущей Цивилизации). – СПб., 2021. – 164с.
Отечественный поэт-любомудр произрек: «Во всех вещах и явлениях мiра пленено то Божественное Слово, которое их вызвало к бытию. Цель поэзии найти его: угадать подлинное имя каждой вещи, изназвать все явления, расколдовать Вселенную» (М.Волошин). Мы бы со своей стороны слегка «расширили» сию мысль: цель «отыскать Божественное Слово», кое позволит «угадать подлинное имя каждой вещи, изназвать все явления», се – есть и цель Философии, достойной своего имени… Собственно, были времена, когда Поэзия и Философия не были чем-то максимально-далёким друг от друга: так, «василевс Философов», Платон – вместе с тем и изрядствующий Поэт. А ежели брать лишь «церковно-христианский» контекст – то те из Отцов Церкви, наиболее «философичны», кои наряду с сим и наиболее «поэтичны» (пример св. Григория Богослова иль св. Иоанна Дамаскина с его «Октоихом» (поэзия) и «Источником знания» (философия), говорит сам за себя). Философствование Андрея Казачкина можно назвать «поэтическим», ежели не по стилю, то по целеполаганию: ибо оно у него со-образно целеполаганию «Отцов» (Отцов Философии и Отцов Церкви). А.Казачкин – философ «недипломированный», не имеющий никакого касательства к «институциональной философии» «доцентов с кандидатами», и это – его немалое достоинство. Ибо всё наиболее интересное в Философии (по крайней мере, в философии Нового времени, разошедшейся с Поэзией как в целеполагании, так и в «методологии»), явило себя как раз «вне стен школьных кафедр»…
В самоей фамилии нашего «вольного» философа сквозит нечто не-системное: «казак» - человек «вольный»… Основной вопрос «казака-от-философии» А.Казачкина – вопрос о Человеке, «угадывание подлинного имени его»… Ибо «человек» в Современном Мiре превратился в проблему для самого себя и для всей Вселенной (как ни «громко» сие может звучать, это так). Современный человек ни в отношении Бога-Творца, ни в отношении Творения, ни в отношении себя самого не занимает того «места», кое он предначертан занимать, согласно Божественному «замыслу» о его предназначении и бытии в Божием Мiре… Человек наделён «космической» ролью в Мiре, его взаимоотношения с Первоосновой всех вещей «в идеале» должны быть не «рабскими», а ежели позволительно так выразиться, «партнёрскими». В Человеке «Логос, «согласно» Которому устроен Мiр, становится актом, в котором можно соучаствовать» (Макс Шелер). Человек не дробная часть Вселенной, не ея «осколок», а «микрокосм», малый мiр, чья «структура» подобна «Макрокосму», большой Вселенной. А принимая во внимание тот Факт (именно с Большой буквы), что Божественный Логос (согласно Которому всё устроено) облекается именно в Человеческую форму, «Вочеловечивается», становится «Макрокосмом-в-микрокосме», то «космическая роль» Человека неимоверно возрастает. Всё, происходящее в человеке и с человеком, приобретает мiровое значение и отпечатлевается на космосе. «Всякое действие его оказывает влияние на невидимые мiры, и, в зависимости от своего характера, притягивает либо благословение и освящение с Правой стороны, либо зло и нечистоту – с Левой» (М.Лайтман). Мы намеренно прицитировали автора-«каббалиста»: не берёмся здесь подробно разбирать, что «истинно» и что «ложно» в Каббале, отметим лишь, что любая «истина», где бы и кем бы она ни была высказана, для Христианства, как Религии Истины, становится «своей», а любая ложь, даже и высказываемая от «имени Христианства» (что, увы, не является редкостью, особливо сегодня), является априори «не-христианской»… Мы процитировали «каббалиста» не только потому, что приведённое нами высказывание истинно, но и для характеристики, так сказать, «творческого метода» А.Казачкина: это «казачьи набеги» в философское «дикое поле» теософии, оккультизма etc. и добывание там «философского дувана» для Истинной Церкви. «Дуваном» у казаков называлась, напомним военная добыча, и под определённым «углом зрения» трактат А.Казачкина "Энергия Любви" се есть попытка «дуванить дуван» Философии…
Вернёмся, впрочем, к судьбам человечества, земли и цивилизации… Деяния и чаяния современного человечества всё более и более притягивают «Левую сторону». Современный человек – это «отчуждённое, растерянное, дезориентированное существо. Жизнь ставит пред ним гигантские задачи, но он неспособен даже понять, оценить всю ту огромную ответственность, которая днесь ложится на него – не в состоянии ни понять, ни выполнить своё предназначение как регулятора жизни на Земле». Мы привели характеристику современного состояния Человечества, принадлежащую Аурелио Печчеи, основателю и первому президенту Римского клуба, исследовавшего глобальные модели развития человечества. Несложно заметить, что мысль А.Казачкина «отталкивается» от круга проблем, обозначенных Римским клубом. Но имеется важное отличие: Римский клуб, как и множество идеологов «Нью-Эйдж», озабоченных поиском «новой парадигмы» для Цивилизации, зашедшей в тупик, похоже, «приняли на веру», что на дворе «пост-христианское время», и «старую религию» Европы (откуда есть пошёл «цивилизованный» мiр) - Христианство, не «принимают в расчёт», не ждут от него «ничего нового». А.Казачкин убедительно показывает, что это далеко не так. Есть казачий «философический порох» в Христианских «пороховницах». Христианам есть что предложить «Граду и Мiру»… Следует остановить умственный взор и на основном Имени, можно сказать, Имени Имён – Любви. Под «любовью» чаще всего понимается то или иное субъективное «чувство»: это может быть «любовь к трём апельсинам», «любовь к занятиям любовью», не суть важно… Меж тем, как Любовь – в качестве Имени Имён, есть и преимущественное имя Божие, и имя «высшей управляющей Энергии Мiроздания» во всём многообразии Ея проявлений, и в этом смысле Любовь вполне себе «объективна». А Человек в провиденциальном «плане Логоса» есть не только «образ Мiра», но и «образ Бога», взятого в совокупности Его многочисленных атрибутов, энергий Божественной Любви. И в этом качестве, Человек призван быть «проводником» Энергий Любви в Мiре… И кто же, как не Христианство, сия Религия Бога Любви par excellence должно «напомнить» Человеку об этом его сверхвысоком предназначении? Вот Оно, устами одного из своих апологетов, Андрея Казачкина, и «напоминает»…
Сегодня, как никогда прежде, «судьба духа», есть и судьба социального, политического, экономического, вообще цивилизационного порядка. Мiр стоит на пороге Новой Цивилизации. Но её появление не гарантировано. Современный мiр вполне может предпочесть либо бездумное «скольжение» в пропасть по стезе «Левой стороны», либо попытки «отсрочить крах», переложив «груз проблем» на страны мiровой периферии (как это делалось до сих пор), или начав «потрошить» мидл-класс в странах «золотого миллиарда» (что вероятнее), сокращая его до «золотого миллиона»… Тем не менее, Дух не есть некая «абстракция», Он есть реальная Сила, а посему и «судьбы Духа» в Современном Мiре имеют некие «не-нулевые» шансы на то, чтобы «повернуть» судьбы Вселенной в Правую сторону… В начале ныне, как и присно, есть Слово. Слово есть Дух, и Слово есть Сила… Конечно, книга сама-по-себе не может изменить мiр, но книга, заключающая в себе Слово Духа, может изменить прочитавшего её человека, который сможет изменить мiр… Пожелаем подобной судьбы книге Андрея Казачкина…