В США — трагедия. Двадцатилетний Адам Лэнза 14 декабря после убийства собственной матери расстрелял в начальной школе Сэнди Хук города Ньютаун (штат Коннектикут) 27 человек, в том числе — 20 детей в возрасте 6-7 лет, после чего застрелился и сам.
Сказать, что это событие потрясло страну, — не сказать ничего. Барак Обама, вытирая слёзы в прямом эфире, выступил с обращением к нации и объявил четырёхдневный траур. На всех правительственных зданиях, включая здание Конгресса, военные базы и зарубежные представительства США "до захода солнца 18 декабря" были приспущены американские флаги. Все политики и другие "ньюсмейкеры" поспешили высказаться по поводу произошедшего, масс-медиа переполнены материалами "по теме", главы иностранных государств присылают соболезнования, к посольствам США, в том числе в Москве, несут цветы и детские игрушки в память о погибших, оставшиеся в живых родственники убийцы-самоубийцы говорят о том, что в поведении Адама Лэнзы "ничто не предвещало такого жуткого преступления", хотя признают "большие проблемы" с его психическим здоровьем.
В итоге — "бойня в Ньютауне" объявлена ничем не мотивированным преступлением со стороны сумасшедшего одиночки, а для того, чтобы подобное не повторялось, признаётся необходимым ограничить продажу огнестрельного оружия и усилить режим безопасности в общественных местах типа школ, студенческих кампусов, больниц, стадионов и т.д.
Но если присмотреться к ситуации повнимательнее, то окажется, что подобная версия событий старательно обходит множество "подводных камней", присущих современному американскому образу жизни.
Начнём с того, что Адам Лэнза рос в условиях практически полностью разрушенных семейных и социальных связей: его родители развелись, отец, брат и бабушки-дедушки с ним почти не общались, от контактов со сверстниками он уклонялся, и единственным по-настоящему близким ему человеком была мать. Конечно, скажете вы, всё это — житейская история, каких миллионы, это почти норма, и далеко не каждый брошенный ребёнок становится убийцей десятков детей и взрослых. И, несомненно, будете правы.
Но посмотрим дальше. Адам Лэнза, как сотни миллионов американцев и миллиарды "глобочеловеков" по всему миру, рос в информационном пространстве, где навязчивая пропаганда толерантности и прав человека совмещается со столь же навязчивой пропагандой наживы и насилия. Результатом такого совмещения становится, как правило, полная ценностная дезориентация человека. Конечно, можно какое-то время "ненавидеть расизм и негров", но рано или поздно подобный когнитивный диссонанс может привести к поведенческому срыву, и тогда "тихий аутист" превращается в безжалостного массового убийцу.
Случаи, аналогичные "ньютаунской бойне", — вовсе не редкость в Соединенных Штатах. Но обычно "живыми мишенями" для убийц становятся более взрослые люди. То, что под пули Адама Лэнзы попали малыши 6-7 лет, для него уже не имело никакого значения — он убивал всех без разбора. Точно так же, как для американских лётчиков, бомбивших Вьетнам, Югославию, Афганистан, Ирак и Ливию, не имели никакого значения судьбы людей (и детей), чью землю они уничтожали напалмом, диоксином и обеднённым ураном. И я как-то не припомню, чтобы страдания и смерть вьетнамских, югославских, афганских, иракских или ливийских детей в результате "ударов возмездия", "миротворческих операций" и прочих военных акций Соединенных Штатов за пределами их собственной территории вызывали соболезнования мировой общественности и глав иностранных государств.
Усилиями обслуживающей интересы "империи доллара" глобальной медиа-машины: от газет до телевидения, от Интернета до компьютерных игр, — весь современный мир в значительной степени дегуманизирован, и США — намного больше остальных стран мира. Но "ампутация морали", столь полезная для мировой американской гегемонии, своей обратной стороной имеет "эффект бумеранга", одним из самых наглядных проявлений которого стала нынешняя "ньютаунская бойня". Убийцей малышей и взрослых в начальной школе Сэнди Хук стал не столько психопат Адам Лэнза, сколько всё американское общество. А общество, убивающее собственных детей, не имеет будущего.
И дело вовсе не в том, насколько свободным останется после этой трагедии доступ американцев к огнестрельному оружию и насколько защищенными будут их дома и школы. Важны не пистолеты и винтовки — важны прежде всего люди, их жизненные установки и ценности. Америка сегодня переживает глубочайший духовный кризис — и вместе с ней в тот же кризис сползают все общества, так или иначе разделяющие глобалистские "общечеловеческие ценности", противоречащие самой природе человека, культурно-историческим традициям большинства человеческих сообществ.
"Ньютаунская бойня" — это прежде всего повод задуматься о собственном будущем, о будущем собственной страны, отказаться от человеконенавистнической ультралиберальной идеологии, которая рассмат- ривает человека прежде всего как товар, потребляющий товары и услуги, очистить российское информационное пространство от пропаганды этой идеологии, а институты государства и общества — от её сторонников. Иначе распада страны и гибели народа нам не избежать.