Авторский блог Александр Домрин 00:00 5 мая 2016

Америка между Клинтон и Трампом

26 апреля в США прошли первичные партийные выборы в пяти штатах: Делавэр, Коннектикут, Мэриленд, Пенсильвания и Род-Айленд. Победу на них одержали фавориты президентской гонки: Хиллари Клинтон у демократов и Дональд Трамп у республиканцев.

26 апреля в США прошли первичные партийные выборы в пяти штатах: Делавэр, Коннектикут, Мэриленд, Пенсильвания и Род-Айленд. Победу на них одержали фавориты президентской гонки: Хиллари Клинтон у демократов и Дональд Трамп у республиканцев.

Наблюдатели прогнозировали успех Дональда Трампа. Однако его результаты превзошли все ожидания — нью-йоркский миллиардер получил 105 голосов выборщиков от Республиканской партии. Много это или мало? Другой кандидат, губернатор штата Огайо Джон Кейсик получил всего 5 голосов, а сенатор от штата Техас Тед Круз, который считался основным оппонентом Трампа, получил вообще только 1 голос.

В настоящий момент у Трампа 949 голосов однопартийцев. Для того, чтобы получить номинацию, республиканцам нужно заручиться поддержкой 1237 выборщиков. Сейчас для окончательной победы и официальной номинации Трампу требуется всего 288 голосов. И это может произойти уже после майских праймериз. Они должны состояться в 6 штатах страны. И финальный аккорд может прозвучать задолго до 7 июня, когда пройдут праймериз сразу в шести штатах, где будет разыгрываться 331 голос (включая Калифорнию с 172 голосами). Тут возможны разные сценарии, и наблюдатели чисто гипотетически просчитывают: если ближайший соперник Трампа Тед Круз с его нынешними голосами (у него их сейчас 543) выиграет на всех праймериз, что совершенно невозможно, даже и в этом случае ему не хватит выборщиков для номинации.

Ещё один сценарий — возможное объединение Круза с Кейсиком. Чисто технически это возможно. Но даже если сложить голоса Круза с голосами Кейсика, то и в том случае они будут отставать от Трампа.

И давайте не будем забывать нашу собственную историю. Так, в первом туре президентских выборов 1996 года третий результат показал Александр Лебедь. В результате закулисных переговоров Ельцин пообещал ему должность секретаря Совета безопасности, и Лебедь призвал своих сторонников голосовать за Ельцина. Какой была их реакция? Кто-то прислушался к мнению своего кумира, а кто-то назвал генерала Лебедя предателем и пошёл голосовать за Геннадия Зюганова. В политике голоса математически не складываются.

Что может заставить Трампа сойти с дистанции? Если только найдут на него какой-то компромат. Но если были бы какие-то порочащие сведения, наверное, оппоненты их бы уже предоставили. Конечно, если вдруг выяснится, что "рыжий, рыжий, конопатый" Дональд Трамп "убил дедушку лопатой", имеет некий скелет в шкафу, — от него отвернутся собственные делегаты. Такой вариант не исключён, но маловероятен.

Трамп проиграл только в том регионе, который именуется "библейским поясом" (the bible belt). Это южные религиозные штаты, где поначалу побеждал сенатор от Флориды Марко Рубио, но он сошёл в дистанции, проиграв Трампу в собственном штате, или сенатор от Техаса Тед Круз. Там Трамп непопулярен, потому что представляет так называемые нью-йоркские ценности, в чём его обвинил тот же Тед Круз, который — любопытная деталь — родился на территории Канады. Хотя его родители были гражданами США, но работали в Канаде, где и родился Тед Круз. А в американском законодательстве чёрным по белому написано, что президент США должен быть рождён на территории США. Но до сих пор Теда Круза не сняли с дистанции, хотя для этого есть все основания.

Правда, когда мы говорим о голосах выборщиков это вовсе не означает, что на самом партийном съезде все люди, которые в разных штатах голосовали или за Трампа, или за Круза, или за Кейсика, стопроцентно отдадут свои голоса этому кандидату. Тут вполне возможен сговор с истеблишментом партии. А Дональд Трамп неугоден истеблишменту Республиканской партии. Потому что он неуправляемый. Потому что ему партийный механизм Республиканской партии и не нужен. И вообще, насколько он республиканец? — очень многие республиканцы разводят руками. Он ведь стал республиканцем фактически только для того, чтобы выдвигаться в президенты. Собственно, как и Сандерс, который всю жизнь был социалистом, прежде чем выдвигаться от демократов.

Давайте посмотрим, какая ситуация у демократов. Клинтон победила в четырёх штатах из пяти, проиграла она только в Род-Айленде. Но Род-Айленд — маленький штат, к тому же можно было прогнозировать, что там проголосуют за Сандерса, потому что Сандерс победил в соседнем Нью-Гэмпшире.

В настоящий момент за Хиллари Клинтон стоят 1640 выборщиков, за Сандерсом — 1331. Для номинации кандидату от Демократической партии требуется 2383 голоса. Когда демократы говорят о том, сколько за ними выборщиков — статистика бывает очень лукавой. Несмотря на своё название, Демократическая партия значительно менее демократична, чем Республиканская. Помимо обычных выборщиков (а у республиканцев есть только обычные выборщики), у демократов есть ещё так называемые суперделегаты. Это привилегированная часть выборщиков, представляющих партийный истеблишмент. Среди них ведётся отдельный подсчёт,. И за Клинтон, представляющую партийный истеблишмент, стоят 519 суперделегатов, а за Сандерсом всего 19, что является очень серьёзным сигналом Сандерсу: партийная машина против тебя. Поэтому Клинтон, конечно, считает себя уже победительницей. Объективно, можно с очень большой долей вероятности прогнозировать, что она действительно будет кандидатом от "Партии осла".

Так что, с моей точки зрения, после "мини-супервторника" 26 апреля Трампа и Клинтон уже не остановить.

1.0x