Жил-был в городе Москве симпатичный, упитанный мальчик – Алёша Птицын. В каком именно районе он обитал, точно сказать невозможно, ибо его путь в школу – это шествие мимо великолепных сталинских чертогов – съёмки велись то в одном месте, то в другом.
Сначала – на Ленинградском проспекте, а потом – на Садовой-Черногрязской. Итак, очаровательная комедия «Алёша Птицын вырабатывает характер» (1953), снятая Анатолием Граником по сценарию Агнии Барто.
Этот фильм чем-то напоминает «Первоклассницу» (1948), ибо в обеих кинокартинах мы наблюдаем за становлением человека, будущего строителя коммунизма, да и декорации – похожи.
Тут и школа с колоннами и дворцовым фойе, и магистральные дома с лепниной, и просторные квартиры. Да, семья Алёши Птицына (как и семейство первоклассницы Маруси Орловой) занимает отдельную жилплощадь, да ещё и многокомнатную.
Респектабельные Птицыны обедают в столовой и здесь нет ни общей кухни, ни иных коммунальных помещений. Тогда любили показывать совершенную жизнь на эталонном фоне.
...А небезукоризненный герой, каковым и являлся Алёша Птицын, на протяжении всего повествования старался «дотянуться» до идеала. Ну, или хотя бы сделаться чётким и самостоятельным.
Алёша Птицын – балованный отрок и ему даже портфель собирает бабушка и, когда она случайно кладёт вместо яблочка свой клубок, Лёшеньке это смешно и он веселит тем клубочком весь класс.
Ученик он тоже не самый примерный, хотя, и не двоечник. Он искренне хочет соблюдать режим дня и начинать утро с зарядки, но пока выходит …не очень. Более всех злится старшая сестра Галка (юная Надежда Румянцева) - отличница и активистка.
Что далее? В гости к Птицыным должна приехать старинная бабушкина подруга. Когда-то девочки, а ныне – бабушки вместе учились в гимназии, а потом были красными медсёстрами в Гражданскую войну, в Севастополе.
И вот бабушка Сима (Валентина Сперантова) прибывает к бабушке Оле (Ольга Пыжова). Да, Симу сопровождает внучка Сашенька – её сыграла милая девчушка Наташа Полинковская, ставшая впоследствии …известной красавицей Натальей Селезнёвой, актрисой Театра Сатиры и «девушкой Шурика».
Однако происходит комическая путаница, бабуля Оля всё путает, и гидом по Москве для Симы и Сашеньки становится Алёша Птицын. Причём, они не знают, что он – внук бабы-Оли.
Смысл фабулы, помимо «вырабатывания характера» у Алёши Птицына, явить Москву – её изумительные панорамы, непременно спуститься в метро – на одну из самых красивых станций – на Комсомольскую-кольцевую, напоминающую барочный дворец.
Квинтэссенцией прогулки становится подъём на башню новейшего высотного здания. Жилой дом на Котельнической набережной был сдан в 1952 году – когда снимали киноленту.
В бинокль дети видят и здание МГУ – пожалуй, самую гармоничную из высоток, хотя, все они прекрасны, каждая в своём роде. К финалу мы убеждаемся, что Алёша Птицын начал держать слово и успевать к намеченному сроку.
Бабушка Сима и Наташенька убедились в том, что москвичи гостеприимные, чуткие и радушные! И ещё там дивная песенка: «Мы -москвичи, молодые москвичи, / Наши сердца, как огонь горячи! / В школу идём по морозу пешком, / А шапки-ушанки покрыты снежком!»
P.S. Что явно замечается? Когда Алёша Птицын опаздывает и родственники не в курсе, где он, то им даже не приходит в голову что-то плохое. Они злятся на несобранность мальчика, а не фантазируют на тему: Алёшу побили, убили, украли.