Альтруизм, Кодекс строителя коммунизма, 10 заповедей - это ведь по сути вариации одних и тех же правил общежития. Все, как армейский устав или правила дорожного движения, написаны кровью.
Если хотя бы слегка покопаться, то окажется, что каждое из этих правил имеет под собой твердое рациональное обоснование. Обеспечивает преимущество как обществу, так и лично исполнителю. Только не сразу (не по принципу: съел, и похорошело), а в долгосрочной перспективе, иногда уже и на следующем шаге.
Специально повторюсь. Обеспечивает преимущество под вполне определенные цели: продолжение существования общества, рода, человека как вида; максимальные гарантии благополучия самого человека. Для других целей может и не подойти.
Не убий и завтра этот человек сможет протянуть тебе руку помощи. За счет возможности/способности/готовности помочь, наличия ресурсов для помощи. За счет надежности передачи достижений в поколениях. Мертвый - не сможет. А ведь на самом деле в природе у одинокого человека огромное количество врагов, включая слепые стихии.
Верность - лучший способ защиты от ЗПП. И т.д. и т.п.
Планировать на перспективу, это, конечно, требует навыка. Но выучиться реально легко.
По сути термин близок к разумному эгоизму Чернышевского. Но акценты разные.
А те, кто согласен, что противоположности сходятся, легко разглядит в альтруизме даже ПРЕДЕЛЬНЫЙ, КРАЙНЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ эгоизм, заботящийся о собственной старости или судьбе своих жизненных достижений.
К сожалению, древние люди, хотя и сумели дойти до альтруизма, не сумели гарантировано обеспечить, чтобы их выводы и доказательства дошли до КАЖДОГО потомка в простой и доступной для форме. (Это не то чтобы им в упрек. Скорее это констатация факта. Работа по прояснению первых интуитивных догадок, по совершенствованию передачи знания потомкам, ведется всю историю человечества - следов полно почти в любой книге.)
Так что те, кому полноценное рациональное понимание передано по наследству не было, начиная самостоятельно прояснять для себя эти правила, и, неизбежно, подвергаясь смущению от неполноты собственных знаний, от наличия вокруг многих, также не обладающих полнотой знаний в истории вопроса, и, еще больше, от наличия преследующих совершенно иные цели, чем благополучие собственного рода, часто начинают поиск истоков альтруизма в высоких идеалистических материях. Даже находят справедливые, но дополнительные, а не главные причины. Чем существенно затуманивают дело для неразобравшихся и для следующих поколений.
Первый приоритет для общества - выжить. И альтруизм существует для этой цели.
Мертвым альтруизм вообще ни к чему.
И наличие вокруг сомневающихся и невежественных насчет оснований альтруизма, и даже наличие имеющих иные цели, не меняет выгоды быть альтруистом. Хотя и заметно осложняет жизнь.
Тем не менее, первых можно довоспитать, а вторых убедить сменить цель. Только с необучаемыми и неубеждаемыми современными средствами общество старается побыстрее расстаться.
Да и не смутит альтруистов объективно-неизбежная необходимость воспитывать и убеждать. И даже с кем-то прощаться.
P.S.
Говорят, Ленин писал, что не надо становиться идиотами демократии.
При всех достоинствах альтруизма, становиться идиотами альтруизма тоже не стоит.
Авторский блог Александра Драницына
15:50
21 мая 2014
Альтруизм - это не благотворительность, а расчет на преимущество в долгосрочной перспективе.
Под разбор того, насколько полезно быть альтруистом в каждом конкретном случае, давно пора уже разработать какой-нибудь "научный альтруизм"!
1.0x