Авторский блог Егор Штурм 15:09 5 февраля 2017

Alt-Right: Стратегическое контрнаступление правых

Об американском движении Alt-Right

Одним из важнейших факторов, сопутствовавших президентской кампании Дональда Трампа и способствовавших в конечном итоге его победе, был подъём так называемого Alt-Right мировоззрения, которое является, пожалуй, самым интересным направлением развития общественно-политической мысли современных США. Это движение и все, что его окружает, сегодня все больше становится предметом восхищения для одних и безудержной ярости для других. Значимость явления alt-right далеко превосходит границы США, поэтому необходимо разобраться, что представляет собой это явление.

«Определяйте значение слов» – призывал французский мыслитель Рене Декарт. И этот призыв действительно важен, поскольку без точного определения значения того или иного понятия, термина, невозможно его понимание. Еще сложнее дело обстоит, когда речь идет о диалоге, особенно о диалоге по общественно-политическим вопросам. Подобные споры зачастую заходят в тупик только потому, что люди попросту не понимают друг друга – употребляя одни и те же слова, каждый вкладывает в них свой смысл, или даже не вкладывает никакого, пользуясь не точным определением, а неким смутным представлением о значении слова, неким смысловым полем, которое сформировалось вокруг этого слова на протяжении десятилетий или даже столетий. Чтобы понять, о чем идет речь, достаточно привести в пример такое часто употребляемое слово, как «пропаганда». Постоянно приходится слышать обвинения в пропаганде тех или иных лиц или целых государств, но почти никогда не раскрывается значение этого слова. Все примерно понимают, что речь идет о чем-то скорее недостоверном, плохом, лживом. Безусловно, это смысловое поле ужасно далеко от того значения, которое слово пропаганда изначально имело в латыни.

Такая же участь постигла значительную часть слов, постоянно использующихся в политическом лексиконе и очень значимых для него. Зачастую эти слова полностью утратили изначальный смысл или приобрели дополнительные значения, так что понять их без контекста становится совершенно невозможно. И они, таким образом, теряют свой смысл как собственно слова-определения, поскольку уже ничего не определяют, напротив, для их понимания нужны дополнительные разъяснения. Именно так произошло и с понятиями «правых» и «левых». Изначально обозначавшие всего лишь отношение членов французского парламента к революционным преобразованиям, со временем правые и левые кардинально изменились, и теперь «левыми» одновременно называют себя и патриоты-сталинцы, с одной стороны, и сторонники ЛГБТ, массовой миграции и уничтожения государственных границ – с другой. Точно такая же путаница существует и с понятием «правые» – например, в России правыми называли себя сторонники либеральной демократии, рыночной экономики и «западных ценностей», в то время как «ультраправыми» (т.е. теми, кто по идее доводит правые постулаты до апогея) принято называть радикальных нацистов.

В США к «правым» традиционно относились представители консервативных слоев американского общества, сторонники капитализма, антикоммунизма, патриархальных ценностей, права на оружие. Одним словом те, кого принято обозначать аббревиатурой WASP – White Anglo-Saxon Protestant. В последнее время консерваторы традиционно являлись в большей степени сторонниками Республиканской партии. Так, однако, было не всегда – в период американской гражданской войны консервативные южане поддерживали Демократическую партию, в то время как республиканцы выступали носителями либеральных идей.

Так или иначе, пока традиционные правые консерваторы в Америке были сосредоточены на борьбе с угрозой красной «Империи зла» – СССР, и грезили о старых добрых временах, мир вокруг них стремительно менялся. Менялась структура американского общества, менялась и экономика. Доля белых, раньше составлявших подавляющее большинство населения, в демографической структуре США стала стремительно сокращаться, а развитие капитализма привело к тому, что Америка стала домом для гигантских транснациональных корпораций, стремящихся к экономической и политической глобализации мира, стиранию национальной идентичности, в том числе и американской. На этом фоне сформировался мощный либеральный дискурс, превозносящий любые отклонения и агрессивно ненавидящий традиционный порядок, религию, иерархию. Либералы обвиняли белых европейцев, которые, собственно, и создали США, во всех смертных грехах, выступали сторонниками массовой иммиграции, политкорректности, феминизма, прав сексуальных меньшинств. Поступательно развиваясь, этот дискурс стал доминирующим, на его пропаганду стали работать практически все основные СМИ, множество общественных организаций, тысячи так называемых «активистов».

Традиционные правые консерваторы вдруг обнаружили, что у них попросту выбили почву из-под ног – стало совершенно непонятно, какой общественный порядок они, собственно, хотели бы «законсервировать». На идейном фронте они явно не могли ничего противопоставить мощной машине либеральной пропаганды. Отдельные публикации, вроде работ консервативного мыслителя Патрика Бьюкенена, предупреждавшего об угрозе уничтожения, нависшей над западным миром, оставались гласом вопиющего в пустыне, они просто тонули в потоке либеральных публикаций и выступлений.

Ощущение цивилизационной деградации Запада, и, в том числе, самих США, привело ряд людей к осознанию необходимости полного переосмысления того, что понимается под «правым мировоззрением». Фактически произошло следующее: ряд несогласных с доминирующей либеральной идеологией мыслителей занялись выработкой мировоззрения, которое станет эффективным оружием в борьбе против либерального болота. Одним из таких людей был Ричард Спенсер, которому приписывают изобретение самого термина Alternative Right, или сокращенно Alt-Right – альтернативный правый. Впервые прозвучавший в 2010 году термин Alt-Right сегодня применяется к очень широкому кругу людей, объединенных антилиберальными взглядами. Публицисты и идеологи Alt-Right направления возводят его корни к таким столпам европейского правого движения, как Фридрих Ницше, Карл Шмитт, Освальд Шпенглер, Юлиус Эвола. Alt-Right движение, или правильнее сказать направление – поскольку его сторонники не представляют собой какой-то единой партии или организации – объединяет сторонников традиционализма, европейской консервативной революции начала ХХ века, как и многих других концепций и теорий, зачастую противоречащих друг другу. Можно сказать, что вместо мертвящего догматизма и субкультурности, характерных для многих старых движений, сторонники Alt-Right находятся в живом и творческом поиске идей, на базе которых можно воссоздать правое движение на современном этапе.

Alt-Right направление является секулярным. В отличие от России, где практически любое политическое движение, называющее себя правым, считает необходимым заявить о своих религиозных ориентирах, сторонники Alt-Right не выпячивают религиозную составляющую своего мировоззрения. Они скорее признают значение трансцендентного вообще, в противовес либеральному атеизму, в то же время оставляя выбор конкретных форм религиозности на усмотрение каждого – среди сторонников Alt-Right есть как христиане, так и приверженцы язычества.

Отсутствие единой организации, которое не позволяет Alt-Right превратиться в полноценное политическое движение, одновременно является и его сильной стороной. Любая партийная организация сегодня является довольно уязвимой – она подвержена множеству рисков – может быть распущена, запрещена, может погрязнуть во внутренней борьбе за лидерство и фракционности. Именно поэтому сегодня все более сильны становятся децентрализованные сетевые институты. Вместо жесткого организационного хребта они базируются на некоей идейной матрице, которая легко воспроизводит себя в различных условиях. Новейшие телекоммуникационные технологии упрощают функционирование подобных сетей. Сетевые структуры в своей деятельности могут использовать существующие политические институты и организации. Так и произошло с Alt-Right мировоззрением, представители которого в ходе недавней президентской кампании в США выступили в поддержку Дональда Трампа, который озвучивал близкие им идеи. А Стив Бэннон, главный редактор портала Breitbart и политический советник президента США Дональда Трампа, является одним из самых высокопоставленных сторонников Alt-Right взглядов.

Естественно, посягательство на либеральную «монополию на идеи» не могло остаться без ответа. Alt-Right мировоззрение стало по-настоящему заметным и влиятельным в ходе президентской кампании Трампа, и сразу же стало объектом нападок со стороны либералов. Вся мощь либеральных СМИ была брошена на дискредитацию сторонников Alt-Right. Поскольку многие из них обеспокоены судьбой белого населения США, на них тут же наклеили ярлык «неонацистов», за выступления против нездорового феминизма стали обвинять в женоненавистничестве и т.д. Недавно была сорвана запланированная в Университете Беркли лекция одного из популярных Alt-Right авторов Майло Яноппулуса. Чтобы не допустить его выступления, леваки и либералы устроили в городе настоящие погромы, в очередной раз доказав, что на словах выступая за свободу мнений, на деле они абсолютно не терпят никакой другой точки зрения, кроме своей собственной.

Протесты и погромы, развернувшиеся в США после вступления Дональда Трампа в должность президента, показывают, насколько глубоко сегодня разделено американское общество. На самом деле разделено не только оно – линия разлома проходит по всему миру, и в этой глобальной борьбе у сторонников традиционных ценностей в США теперь появилось мощное оружие под названием Alt-Right.

1.0x