Программной статьёй «Путин − русский мечтатель» [газета «Завтра» №5 (1312) от 6 февраля 2019 года] А.А. Проханов вывел свой авторский проект «Русская мечта» на качественно новый уровень. Разработка позади, впереди реализация. Так космическая ракета, отбросив по очереди отработанные ступени, выходит на орбиту. Чудесная формула открыта, плод созрел. Но именно он – зерно, из которого прорастёт новое могучее древо.
«Русская мечта» — важнейший авторский проект А.А. Проханова, концентрированное выражение дела всей жизни и неустанных радений последних лет. Это и многочисленные неустанные поездки по стране в «точки роста». И встречи, беседы с подвижниками-практиками: мыслителями, учёными, духовидцами, директорами предприятий, предпринимателями и губернаторами. Это результат изучения складывающегося субъекта развития, способного осуществить «русскую мечту», многогранно воплотившую вековые чаяния народов России.
Люди, не понаслышке знающие идеи чучхе, понимают тонкую диалектику народных масс и любимых руководителей, великих вождей. «Поклоняясь народу как небу» (жизненное кредо Ким Ир Сена), народный руководитель впитывает все людские радости и горести, концентрирует в себе мечту. Превращает её в науку, в руководство к действию. Вдохновляет и организует народные массы на самоотверженные подвиги и великие свершения.
Прежде Президент России В.В. Путин, для А.А. Проханова ранее претерпевший обращение «из Савла в Павлы» [газета «Завтра» №36 (668) от 06 сентября 2006 года], выступал «замковым камнем российской государственности». Мистическое оплодотворение «Русской мечтой» явило чудо, − В.В. Путин претерпел очередное преображение. Отныне он − деятельный и могущественный «русский мечтатель». Демиург, вдохновленный кормчий коллективного субъекта развития, движитель творческих элит, способный мобилизовать народные массы, пробуждать энтузиазм и героизм, руководить великими свершениями.
Это страшный удар по «сладкой парочке» либерала с ура-патриотом. Через прессу и интернет, в социальных сетях они неустанно манипулируют умами. Показывают современную Россию как «чёрную дыру», а народ российский − скопищем неудачников, недоумков, алкоголиков, садистов и ублюдков. До тошноты, до рвоты внушают чувство безысходности, убивают веру в себя.
Как способны эти жалкие, ничтожные людишки отреагировать на метаморфозу Путина в русского мечтателя? Завистливым подсчётом, за сколько Проханов продался? Ехидными гипотезами, что, возможно, не за реальное бабло, а лишь в ожидании приобщения к «кормушке»? Их трагедия в том, что других людей меряют по себе. Но они небезнадёжны, и для них возможно преображение. Перед нами отнюдь не «джинса», не «заказуха». Чтобы понять и прочувствовать разницу, нужно вдумчиво, раскрыв душу и отбросив местечковые стереотипы, вчитаться в прохановский текст.
Взаимодействие искусства и политики, большого художника и государственного деятеля намного более сложно, чем представляется плоскому рассудку. Даже пресловутый «социальный заказ» − это не «техническое задание» клиента проститутке за оговоренную плату. Это «разделение труда» между народом, политиком и художником, которые сообща, делая общее дело, осуществляют общую мечту. То, в чём люди религиозные усмотрят здесь Regina mundi, провидение божье.
У А.А. Проханова редкое, удивительное умение находить парадоксальных выход из самых безвыходных ситуаций. Видеть ростки добра в душах, казалось бы, отъявленных негодяев и безнадёжных подлецов. Именно поэтому он ни разу не покривил душой. А.А. Проханов ничуть не адвокат, готовый профессионально-отстранённо, за деньги или для собственного пиара защищать хоть самого дьявола. И отнюдь не торговец индульгенциями, в том числе закупаемых оптом для прегрешений, запланированных на будущее. Нет! Как писатель и публицист он, скорее, похож на священника, принимающего исповедь.
Грехи могут быть отпущены грешнику только при условии чистосердечного раскаяния. Так в уголовном праве деятельное раскаяние в совершённом преступлении может облегчить участь преступника, смягчить наказание вплоть до отмены. В этом творческий метод А.А. Проханова: оправдывая, он убеждён в искренности «подзащитного», в том, что тот чистосердечно раскаялся, вступил на путь исправления и сотрудничества с «администрацией».
Сегодняшний диалог А.А. Проханов − В.В. Путин является сиквелом, продолжением век спустя другой встречи художника слова и руководителя государства. 6 октября 1920 года в Кремле великий писатель-фантаст Герберт Уэлсс расспрашивал В.И. Ленина о планах обустройства Советской России. За окнам громыхает-полыхает гражданская война, в стране взаимное озлобление, разруха, голод и холод. В кабинете идёт разговор о ближайших перспективах построения социализма, «города Солнца», рая для трудящихся на Земле. Что тогда казалось если и не бредом сумасшедшего, то несбыточной мечтой.
Да, В.И. Ленин любил и умел мечтать по-настоящему, а не зряшно, не на манер гоголевского Манилова. Научился этому у русского социалиста-утописта Н.Г. Чернышевского, который пересказал в романе «Что делать?» сны Веры Павловны о грядущем российском «городе Солнца». Неслучайно свой программный труд 1902 года В.И. Ленин озаглавил так же: «Что делать?».
В этой книге написано: «Надо мечтать... Моя мечта может обгонять естественный ход событий или же она может хватать совершенно в сторону, туда, куда никакой естественный ход событий никогда не может прийти. В первом случае мечта не приносит никакого вреда; она может даже поддерживать и усиливать энергию трудящегося человека... Если бы человек был совершенно лишен способности мечтать таким образом, если бы он не мог изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и законченной картине то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками, — тогда я решительно не могу представить, какая побудительная причина заставляла бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни... Когда есть какое-нибудь соприкосновение между мечтой и жизнью, тогда все обстоит благополучно» (Ленин В.И. «Что делать?» (1902). − Полн. собр. соч. − 5-е изд. − Т.6. − С. 171-172).
Ирония истории рассудила по-своему. Ленинские мечты, конкретизированные в программе ВКП (б), были воплощены в пятилетках − планах народнохозяйственного развития и действительно осуществлены трудовым подвигом Советского народа. За рекордно короткий по историческим меркам сроки, десять-двадцать лет, были проведены электрификация, индустриализация, коллективизация и культурная революция. Впечатляющей проверкой на прочность стала Великая Отечественная война 1941 − 1945 годов, Победа над немецко-фашистской Германией, последствия которой революционно изменили весь мир. Ленинский ученик И.В. Сталин, по известному выражению, принял Россию с сохой, а оставил с атомным оружием и космическими ракетами.
Судьба научно-фантастических мечтаний недоверчивого Герберта Уэллса менее завидна. Ни машина времени, ни человек-невидимка, ни «люди как боги» пока что не появились в реальной жизни. Неизвестно когда будут изобретены и случится ли это вообще. Некоторые его предвидения не осуществились к лучшему: пока что трудящиеся не дают превратить себя в «морлоков», и не началась мировая атомная война, описанная в «Освобождённом мире».
Заочный диалог А.А. Проханова и В.В. Путина, с одной стороны, напоминает встречу В.И. Ленина с Гербертом Уэлссом, с другой − зеркален ей. Озаглавив свою статью «Путин − русский мечтатель», А.А. Проханов недвусмысленно отрефлексировал «кремлёвского мечтателя», − ироничную характеристику, данную лукавым бриттом вождю мирового пролетариата. Герберт Уэлсс слушал Ленина, да не поверил; за что был посрамлён ходом истории. Напротив, прохановская утопия «Русской мечты» должны быть воспринята и реализована, в том числе самим В.В. Путиным. Этот проект поможет пробуждению неодолимых творческих сил народа российского, даст могучий импульс развитию, преображению нашей Родины.