Сообщество «Форум» 02:53 5 ноября 2024

Александр Невский: штрихи к портрету

точка нашей сборки

Писано при участии Сергея Саханского.

Скажу сразу, для меня Александр Невский — краеугольный камень русского самосознания, точка нашей сборки. Он стал фигурой, которую выбрали россияне на телевидении как человека тысячелетия. И все же в русском самосознании многое непонятно, в том числе и в фигуре Александра, он остается легендой для народа, в Церкви — святым, а в исторической науке чуть ли не проходимцем.

Судите сами, в Невской битве погибло 20 новгородцев. Даже для средних веков это мало, чтобы считать битву значимым сражением. Ледовое побоище: погибших те же 20 рыцарей и 6 попавших в плен. Конечно, погибло больше, кроме рыцарей там хватало народа, кнехтов никто не считал, и все равно это не дотягивает до судьбоносного сражения, как нам, например, преподносят Грюнвальд.

Дальше хуже: договор с Батыем, где он отдает в рабство на 250 лет весь русский народ, становится противником своему младшему брату и князю Даниилу, фактически препятствует их восстанию по освобождению Руси. А напоследок проводит жуткие репрессии в Новгороде при переписи населения, для уплаты налогов в Орду.

Нормально ли этого человека признать святым? Тут либо в исторической науке надо что-то поправить, либо снять святость. Давайте начнем с первой позиции.

Даже не будем учитывать ни гениального творения Эйзенштейна, ни работ Гумилева, хотя они и вызвали мой интерес к Александру Невскому. Давайте просто для начала погрузимся в ту эпоху.

Мировоззрение и разрушение

Вообще понять мировоззрение того времени трудно. Мировоззрение с течением времени меняется. Взгляды на исторические события тоже. Прошлое начинает рассматриваться сквозь «призму» современных взглядов. А там больше наших переживаний и смыслов, чем у современников этих событий.

Мировоззрение того времени было глубоко христианским и, по большому счету, общим для всего христианского мира. В этом мировоззрении нет ничего сложного. Мир делится на горний (Небо) и дольний (земной, наш). В горнем все понятно: семь небес, девять чинов ангельских, он иерархичен и подчинен полностью Богу. С дольним сложнее, он в результате ошибок людей «разбалансировался»,по большому счету, он стал исчезать, как исчезает кусочек сахара, растворяясь в чае. Спас его Бог, послав своего Сына. Через жертву Сына этот мир был спасён, при этом не нарушив право человека на собственную свободу выбора. С этого времени, в христианском понимании, человек, чтобы спастись, должен был не только «подражать» Христу, но и создавать такие условия общежития, которые были бы общими с миром горним. Чтобы один мир - дольний входил в другой - горний,как пазл соединяется с другим пазлом, как винт вкручивается в гайку. Для этого была создана особая общественная структура, которая делилась на две части: Империю и Церковь. И это была крайне устойчивая система. Причём Церковь отображала мир Горний, там были свои девять иерархий, подобных горнему миру, а Империя, будучи земной иерархией, в свою очередь, подражала миру Горнему через ту же иерархичность отношений: где Император был ключевой фигурой для всего Христианского мира, его должность отображала связь между мирами Горним и Дольним. Всё, что необходимо отметить, это то, что Император никогда не был Царем и никогда не был наследственной фигурой, хотя при этом династии существовали - но они сильно отличались от того, что мы понимаем под понятиями «царь» и «монархические династии».

Систему, которая долгие века сохраняла такое мировоззрение, закрепил в мире и обществе Константин Великий. В чем был ее смысл? Римская Империя как государство могла сокращаться до стен своей столицы, но при этом она оставалась такой же Римской Империей для всего Христианского мира. Церковь сохраняла не только сакральные постулаты христианства, но и пределы Римской Империи, обеспечивая материальное приложение к общему мировоззрению христиан того времени. Это выражалось в некоторых аспектах литургии.

В чем был мировоззренческий смысл литургии? Сама литургия является центром и смыслом христианской жизни — тогда это было понятно абсолютно всем.

Конечно, основная задача литургии — подготовка к встрече и сама встреча с Христом. Но в литургии концентрировались и другие парадигмы, такие как сведение всего Христианского Мира к единому центру, которым был Константинополь и Константинопольский Император. Как это проецировалось, скажем, в городах русских? В церковных диптихах, на одной из ектиний поминались по порядку: Император Рима, Великий князь Киевский, а за ним шел князь конкретного региона Руси, скажем, Смоленский. То же самое происходило и с церковной иерархией: поминался Патриарх, Митрополит Киевский и епископ региона. Чем закреплялась двойная иерархия, сводившая все к Константинополю и Римской Империи. Не надо было никакого Оммажа, все знали свое место в этой цепочке.

Причем церковная иерархия не решала споры между князьями — кто из них Великий. Тот, кто в Киеве, тот и Великий, решайте эти вопросы на своих съездах. У Церкви была совершенно другая задача —определять границы Русской Земли, как и всех остальных частей Римской Империи. Определялись они очень просто: куда направляет Митрополит Киевский и Русский своих епископов, там и есть Русская Земля.

Как пример — выделение Полоцкого княжества из Русских Земель. К моменту смерти Владимира Великого его сын Изяслав Полоцкий уже умер. На его место встал сын Изяслава — князь Брячислав. С этого момента, фактически Полоцкая земля выходит из-под контроля Киевских князей, потому что на остальных землях правят дети младшего брата Изяслава — Ярослава Мудрого. Но земля остается Русской,потому что епископ Полоцкий, по поручению Митрополита Киевского и Русского, поминает Великого князя Киевского и поминает общее для всех лицо — Императора. Это очень важный момент! Потому что через некоторое время часть Русских Земель назовется Литвой и все равно останется Землей Русской в прежних границах. Фактически мы можем сказать, что Русь хранилась и сохраняется за счет Церкви и литургии. Литургия была главным моментом княжеской легитимности, потому что легитимность — это не вызывающее сомнение у народа сакральное право элиты на власть.

Какое-то время это было верно для всего христианского мира. Разрушалось это мировоззрение через идею «папизма», но все же оставалось основой мировоззрения христиан.

Оно было понятно для русских людей: Император — Великий Князь Киевский — Князь области. От Императора до Бога рукой подать, эта близость была ключевой в сохранении целостности региона. Князья могли размножаться в геометрической прогрессии, но это не давало им право нарушать целостность Русской земли.

Необходимо сделать некоторое отступление: каждый уважающий себя академик или профессор истории, даже простой историк всегда делает оговорку — ни Восточноримской, ни Византийской, ни Греческой Империи никогда не существовало. Эти названия были придуманы через двести лет после взятия турками Константинополя. Всегда была одна Римская Империя и только Римская Империя, от Юлия Цезаря, а Константинополь всегда назывался«New Рим». Мы себя уважать не будем, поэтому назовем исторические вещи своими именами.

Владимир Великий взял Корсунь — город Римской Империи со времен Юлия Цезаря, где прошел обряд его крещения. Кстати, Корсунь — это единственный город в Римской Империи, который просуществовал в таком стаусе от Юлия Цезаря почти до падения Константинополя в 1453-м году не выходя из Римской Империи. Креститься в Корсуни Римской куда как приятнее, чем креститься в Корсуни от каких-то греков, хотя бы потому, что от Римской Империи приняли крещение такие славные народы, как франки, бургунды, готы, лангобарды и все другие. Тогда мы были одно. И колыбелью нашей культуры была та же Римская Империя. Второе самоназвание которой — Христианская Империя. Это очень важный факт в дальнейших наших рассуждениях. Константинополь или Новый Рим — столица Римской Империи, что было закреплено на IV-м Вселенском соборе. Император мог жить и править только в Новом Риме. Даже император Никифор ответил Оттону Первому на его претензию тоже быть императором на латыни: Vos non Romani sed Langobardi est — Вы не римляне, вы — германцы. Наверное, они это запомнили... И в 1204-м году происходит одна из самых больших христианских трагедий: часть вооруженных христиан нападает и берет штурмом свою собственную христианскую столицу — Константинополь. Все бы ничего, династический спор и тому подобное... Но вот что интересно: понимали ли они, что этим они уничтожают свою легитимность? Мой ответ — понимали... Но остановиться уже не могли. Следующим этапом было ограбление этой столицы. Они непросто взяли деньги, которые им положены, а в полном смысле грабили свою христианскую столицу. Но это было бы полбеды... Они ее ограбили и материально и сакрально, вывезя из Константинополя все святыни, связанные с Христом и Церковью. А потом, поняв, что это преступление, решили навсегда забыть о Римской Империи и создали новодел с названием Латинская Империя, в надежде, что Римская Империя никогда больше не возродится и преступление не будет наказано. Последствия не заставили себя ждать: Христианский мир посыпался. Европа в данном контексте нас не интересует, хотя христианские ценности там стали угасать очень быстро. Нас интересует Русская Земля. Она стала разрушаться тоже крайне быстро. В первую очередь из-за того, что исчез идеал — Константинополь и не стало императора. Княжеская власть стала самовольной, утратив легитимность. То есть исчезала, прежде всего сакральная легитимность князей и их иерархичность. Нельзя сказать, что до этого они жили в добрых отношениях. Но во многом их действия ограничивались их же христианским мировоззрением. Липецкая битва 1216-го года, где жестокость превосходила всяческие рамки, была последней точкой разрушения русского самосознания. Русские перестали называть себя русскими. Появились княжества Смоленские, Турово-Пинские и тому подобное, не как княжества, а как земли - полугосударственные образования. Понятие «Русская Земля» держалось только за счет церковной иерархии, которая, в свою очередь, была тоже в подвешенном состоянии.

А в это время на другом конце земли в 1206-м году неизвестного в Европе Тимуджина провозглашают Чингисханом. Что было рождением новой страны, которая будет названа Монгольской Империей. Вот такие события происходили за шестнадцать лет до рождения Александра Невского. Можно даже сказать, что для Александра Невского это была всего лишь история. Он жил и творил в эпоху, где опыт предков ему ничем помочь не мог. Все, что ему оставалось, — это открытое сердце к Богу.

Невская битва

На самом деле Невская битва — сложный вопрос. В одной из Новгородских летописей она не отражена, но, видимо, она все-таки была. Дальше я выскажу свое мнение об этом событии, оно может быть спорным, но логика, которая отражена в нем, имеет право на существование. Первое, в чем надо разобраться, это почему новгородцы приглашали князей. Во-первых, князья обеспечивали легитимность новгородской власти. Напомним, что легитимность — это не вызывающее сомнение у народа сакральное право элиты на власть. Но это так же и право общения с другими элитами. А вот демократия такого сакрального права элиты на власть никогда и нигде не обеспечивала. На литургии поминался Новгородский князь, даже присланный, этого было достаточно для легитимности Новгорода. Тогда выстраивалась иерархия, от имени которой, по ключевым вопросам, можно было говорить с соседями. Торговые посольства Новгорода, конечио, договаривались о многом без князя. Но в этих договорах явно или косвенно все же подразумевалось, что есть высшая власть, к которой можно апеллировать в случае больших разногласий. Второе — северные князья, в частности Владимирского княжества, не потеряли общения со всеми народами Балтийского моря, этому способствовали связи Рюриковичей через браки, Рюриковичи были очень плодовиты, их многочисленные дочери становились супругами властителей по всему Балтийскому побережью. Для Новгорода это был ключевой вопрос: Новгород был торговой республикой, а торговая республика все же торговая только наполовину, а на вторую половину это была республика бандитская и воровская, как, впрочем, и все на Балтике. Достаточно вспомнить слова Васьки Буслая из фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский»: «На Волгу, что ли, податься, поиграть топоришком?» Исторически это правда: топоришком они играли не только на Волге, но и на Балтике, впрочем, как и все остальные. Поэтому Новгородская земля жила даже не по правилам, а по понятиям. И когда случался какой-то прокол в грабежах, появлялся какой-то ярл, с которым нужно вести разговор. И, чтобы замять конфликт, разговор должен был быть с родственником этого ярла или с родственником родственников, что очень важно. Это как Солнцевские разбираются с Ореховскими по поводу нашкодившего бизнесмена, но с одним отличием - в обеих ОПГ двоюродные или троюродные братья. Когда мир переходит на понятия, в этих вопросах ничего не меняется. Игнорируются правила и законы, а бандитские понятия остаются.

А новгородцы определенно нашкодили: за десяток лет до этого они умудрились разграбить столицу Швеции Стигуну. Но, скорее всего был и свежий инцидент. Так что шведы приехали явно на разборку. В идеале эта разборка должна была закончиться компенсацией, которую должны были выплатить новгородцы. Видимо, доказательства были. В самом плохом случае Александр должен был сказать: «Ну вот тебе два села — скот угоняете. Мужиков не резать, с девками... Как придется, но аккуратнее! А мы постоим в стороночке, покурим, чтобы вы не перепутали берега». И все бы закончилось. А что делает Александр? Он на них нападает, разбивает, заставляет сесть на корабли и отправиться восвояси. А что это означает для Рюриковичей и новгородцев? Он разрывает связи! Для Рюриковичей это разрыв кровных,

родственных связей со всей Балтикой. Вообще-то это выбор, которого никто не ожидал. Это слишком серьезно! По большому счету новгородцы его за это и выгнали. Это был поступок, который не укладывался в рамки сознания того времени. Думается, что князь почувствовал силу уже стоящей за ним Монгольской Империи. Не знаем почему, но это поворотный момент в сознании будущего Великого князя — разрыв, в первую очередь, кровных отношений.

Для новгородцев это был шок. Но для них вариантов не было: для Балтики они стали беззащитны и вынуждены были окончательно прижаться к Владимирскому княжеству, хотя бы по той причине, что с Монгольской Империей особо не поразговариваешь. Для Монгольской Империи, в сферу влияния которой входило Владимирское княжество, построение торговых путей являлось ключевым.

Отдельно нужно сказать что пришествие шведов - это не был какой-то Крестовый поход. Это полная чушь. Русские были схизматиками, а не еретиками, а Иннокентию IV-му до периферии Христианского мира, которой являлась Балтика, точно не было дела. С одной стороны — монголы в Силезии и Венгрии, а с другой стороны — безумный Император Фридрих II. Мало того, шведы окончательно крестились только в 1250-м году. Так что «шведская» теория крестоносной экспансии в Новгородскую землю не выдерживает никакой критики. Еще в пользу этого аргумент — у шведов не было сил, как, например, у Тевтонского ордена, каким-то образом захватить или присоединить эту территорию.

Ледовое побоище

Немецкие ордена в этих местах обосновались уже достаточно давно, вначале Ливонский орден совершил экспансию на некрещеные народы Прибалтики.

Потом он вошел в состав Тевтонского ордена. Конечно, в отличие от шведов того времени это была сила. Воинственная сила. Сила чужая, не просто пытавшаяся захватить эти народы, но насильно изменить их веру, даже языческую. В христеантсве это так не делается. Поэтому окрестные народы и государства, естественно, оказывали сопротивление, и Александр Невский тут был не первым. Воевал с орденом еще его отец, воевали белорусы под предводительством князя Миндовга, воевали монголы. Как было сказано выше, крестовым походом для русских земель это тоже не было.

С точки зрения боевого искусства это тоже была не слишком большая битва, хотя эти события и отражены в тевтонской рифмованной хронике. Но почему именно это сражение является одним из ключевых событий 13-го века для русских? Надо разобраться. Немцы вызывали неприязнь у всех балтийских народов.

Немец от слова «немой», потому то их языка никто не знал. Всевозможные баварские и швабские наречия на той территории не использовались. И их поведение вызывало достаточно сильное отторжение и не только у некрещеных народов. Вот на таком фоне совершается неприемлемое действие для Ветхорусской земли: князь Псковский уходит под покровительство Тевтонского ордена. Формально он прав — князь должен отвечать на вопрос: «Чей князь?»

Он не император, который ответственен перед Богом. У него появляется сюзерен и конечная богослужебная формула, которая могла звучать так: Император Священной Римской Империи, Великий магистр и князь Псковский. У него

законченная легитимность, и он под покровительством Священной Римской Империи, у него все хорошо. А вот у Ветхой России становится все совсем плохо: дело в том, что епископальная ветвь неизбежно должна замкнуться на Папу Римского и звучать примерно так: Папа Римский, архиепископ Рижский, епископ Псковский. А это прецедент, за которым ради собственного благополучия могли последовать многие русские князья. Корону князю, конечно, не дали бы, как Даниле Галицкому, но они попадали в совершенно другую сферу влияния. Мы не знаем, как к этому отнесся бы псковский народ, но очевидно одно: 13-й век — это разрушение христианского сознания, и в этот век было все возможно. Именно это — причина фиксации этой битвы в народном сознании. Сейчас мы этого не понимаем, а тогда понимали. Это был большущий намек остальным князьям, да и, пожалуй, Новгороду: «Мы входим в сферу влияния Монгольской Империи, но остаемся православными».

Батый

Батый — интересная личность, но дело не в нем, дело в драматургии, развернувшейся возле него и сделавшей его участником очень важных событий. Надо сказать, что князя Александра никто не спрашивал, входит он
в состав Монгольской Империи или не входит. Вопрос был решен без него.

Русские земли вошли в Монгольскую Империю. Тогда какой вопрос решал князь Александр с Батыем? Вот это интересно!

Фактически Батый распрощался со своей родиной и навсегда приехал на свое новое место «работы». Со всем скарбом, с женами... Он приехал не как кочевой владыка, он приехал с Конституцией, она называлась Великая Яса. И он никогда не был монгольским царем, царем был монгольский правитель который обитал в Каракоруме.. Он был царевичем, поэтому Конституция была для него непреложным документом и он ничего не мог в ней изменить. И не исполнение ее равнялось отступничеству. По этой Конституции каждый присоединенный народ имеет право на собственную веру, и защиту этой веры, которая вменялось непосредственно Чингизидам. Именно они были хранителями веры всех народов Империи: Ирана, Китая, уйгуров и прочих. Именно такая постановка вопроса позволила просуществовать Монгольской Империи вначале как федерации, потом как конфедерации до падения династии Юань.

С русскими получилась заминка. В центрическом мировоззрении христиан, как писалось выше, само Творение, как создание Божье — сводится к Христу, а существование Вселенной (Вселённой, заселённой земли, ойкумены) требует одного Императора, а вот его в это время и не было. И, как опять писалось выше, это разрушало легитимность власти на Руси. Легитимность разрушалась, впрочем, везде, но остальные страны нас не интересуют. То есть, отсутствие Императора было кризисным явлением в Христианском мире, кто бы что не говорил,. Но даже не в этом было дело! Батыю нужно было разобраться, какая церковь представляет мировоззрение и религию русских. На тот момент только Русь и три небольших образования в Малой Азии и на Пелопоннесе представляли Православие. Это именно они были схизматиками, раскольниками. Константинополя нет, мировоззрение, заложенное Константином Великим, разрушается везде, а посольства от Католической Европы едут в ставку Батыя и еще дальше - к Монгольскому царю.
Конечно, можно судить об этом по тому, что написал Джованни ди Плано Карпини в своих воспоминаниях, но это больше для программы Travel Chanel. Рассказ о путешествии ничего не говорит нам о том, о чем они беседовали у Батыя и в столице Каракоруме. А поговорить им было о чем... Тот же «Константинов дар», та же идея папизма, которая доказывалась очень просто — Воля Божья помогла убрать ошибочные смыслы и понятия из церковной жизни, все православные народы, сербы, болгары, стали считать себя Соборной (Католической) церковью. Доводов много, и крыть их, пожалуй, нечем, формально католики всегда правы. Но как написано у Апостола Павла: «Мудрость на земле - это глупость у Бога». Мало того, Гуюк - новый царь Монгольский, был заинтересован в союзе в крестоносцами для похода в Египет. Этим ситуация обострялась еще больше. Масло в огонь подлили и сами русские: самый знатный из русских князей - внук Императора Рима, склонялся к принятию католичства (Даниил Галицкий).

Очень важный момент - Богословская мысль Руси была крайне слаба. Почему так произошло - не тема этой статьи. Русским практически было нечем ответить на аргументы католиков. Им нужно было предъявить такую декларацию, которая бы перекрывала все разумные и логические доводы Католической церкви не только и не столько для Батыя, но в первую очередь для Карокорума. И такая декларация была предъявлена. Это сделал Великий Князь Михаил Всеволодович

Черниговский и боярин Федор. По их Житиям ясно, что они делают именно это — предъявляют декларацию Батыю, а не выпендриваются — подчинюсь — не подчинюсь, прыгну через костер — не прыгну... Они четко выполняют собственную духовную установку: кровью расписаться за религиозные воззрения русских. И это им удается! Логике была противопоставлена Кровь. Именно это событие открывает дорогу Александру

Невскому к Батыю, именно это событие дает право Батыю открыть Православную кафедру в своей ставке, сделать Православную религию одной из государственных и защищать ее... Не только самому Батыю, но и его потомкам. В первую очередь это легитимизирует княжеское звание. В литургии впереди нужно было читать как минимум два имени: Великого Царя Монголов и царевича Батыя. Казалось бы — преступление, немыслимая вещь! Но у монголов Конституция, по которой они силами Монгольской Империи готовы защищать веру русских.

Но и никто не смотрит на другую сторону — Русская Православная церковь вышла за пределы собственной местечковости, она стала мировой в том смысле, что Монгольская Империя занимала 20% суши. И туда, куда попадали потом русские и при монголах и при золотоордынцах, они могли спокойно ставить свои храмы, вести службу и тем самым закрепляться на этих землях.

Князья Даниил, Андрей и «предательство» Александра Невского.

Конечно, Русь после завоевания монголами не успокаивалась. Это было что-то новое, рождающее серьезный протест в элитах Русских княжеств. Это смена эпох. Поэтому это оставило след в русской истории. След туманный, но требующий какого-то объяснения. Эта эпоха не могла не создать заговор среди людей, придерживающихся старых традиций. Но такие традиции не уходят без боя: какая-то часть элиты Руси хотела свободы от Монгольской Империи. Это был протест, и этот протест возглавили Даниил Галицкий и Андрей Ярославович — родной брат Александра. Можно спорить, можно не спорить, но Александр в это время едет в ставку Батыя и после ее посещения во Владимирском княжестве появляется Неврюева рать, а в Галицко-Волынском появляется темник Куремса... С очень большой достоверностью можно утверждать, что Александр сдал и своего брата и князя Даниила. Скажу сразу — я бы их тоже сдал... Потому что даже близко при их победе не светило образование Великой Российской Империи. Об этом будет написано в выводах о жизни и роли Александра Невского, а сейчас просто попробуем через альтернативную историю смоделировать победу противников Монгольской Империи.

Предположим, что благодаря объединенному войску Владимирского и Галицко-Волынского княжеств удалось разбить монголов под теми же Синими Водами, но на сто лет раньше... Маловероятно, но все же... Вопрос сразу встает вопрос о легитимности обоих князей. Константинопольской Империи нет, легитимность крайне призрачна. Это как у Богдана Хмельницкого: победить войска Речи Посполитой, а потом сидеть и думать, под кого уйти.... Снова к полякам, под Османскую Империю, которая православными не гнушалась, или под великорусов. Конечно, для Даниила Галицкого это не было такой же проблемой, как для Богдана Хмельницкого. Он был внуком Императора Рима, его происхождение уважал даже Батый. О его происхождении знала вся Русь.

Тогда первое, что они должны были сделать — это уничтожить Литовское княжество и самим стать «Литовским княжеством». И все развивалось бы близко или очень близко к тому, как развивалось Литовское княжество... Его историческая неизбежность — это вовлечение в европейскую культуру при полном неприятии Литовского княжества самой Европой. Все происходило бы так, как и в Литовском княжестве: а это на 95% русские земли, это русская система управления, это русский язык, это русская литургия и назначение епископов Митрополитом Киевским и Всея Руси, это название «русский» в титулатуре на втором месте, только потому что Гедеминовичи сменили династию Рюриковичей в Полоцком княжестве, но и Рюриковичи на Руси были тоже не месного розлива. И вроде бы Литовское княжество расширились на половину Земель Русских и вроде неплохо себя чувствовало: Киевские, Черниговские, Переяславские, Турово-Пинские, Волынские и Смоленские земли были за ними, а также земли уличей и тиверцев. В один момент они могли бы стать объединителями всех русских земель, но это была бы трагедия.

В конце 20-х годов XV-го века все князья русские принесли присягу Витовту, включая и московских делегатов. Принес присягу через своих делегатов и князь Василий Васильевич Темный... Да и не мог не принести — Витовт был его дедом, и держался Василий на престоле только благодаря его авторитету, потому что по завещанию другого его деда — Дмитрия Донского, он обязан был уступить власть своему дяде Юрию Дмитриевичу. В Московских землях запахло гражданской войной.

В это время Император Священной Римской Империи, присутствовавший на сейме, где приносилась присяга, обещал Витовту корону короля, католическую корону.

И тут происходит уникальный случай в истории России, когда хочется поклониться в пояс полякам... В последние два года после сейма, поляки не спали, не ели, создавали засады, копали ловушки, делали что угодно... Но добились того, что в княжество Литовское не попала корона короля, посланная от Императора... А Витовт умер. Далее на сцену потихоньку выходит Русь по той причине, что ей было где черпать силы: она не меняла веры. А вот Литовская Русь разделилась сама в себе: элита стала католической, ибо это был входной билет в европейскую историю, а народ остался православным. Даже великий Витовт продержался в Православии не более двух лет, потому что в этой вере с ним никто на Западе не считался. Дальше все закрутилось — при ослаблении уже не Монгольской Империи, а Золотой Орды усиливались Русские Земли. Литовцы были вынуждены прятаться в тени Польши. Они согласились на унию. При заключении этой унии поляки отобрали у литовцев все украинские земли. А белорусская шляхта, пардон, литовская уехала в Варшаву, оставив свою страну практически без элиты. Так что Тадеуш Костюшко — это польский герой, а не белорусский (ну и отчасти американский). Речь идет о том, что какая-то неумолимая логика истории ничего бы не поменяла, если бы на месте Миндовга был бы Даниил Галицкий. К образованию Русского Царства мы бы уже были нормальными поляками и белорусами. Ничего не имею против этих народов, просто у них в менталитете нет понятия пространства, о чем разговор будет ниже.

Новгород

Новгород — это очень интересная тема.

Просто до какого-то безумия его история похожа на историю «незалежной»Украины. Говорю это потому,что почти двадцать пять лет прожил на Украине (Крымчанин). Украина — это калька с Новгородской республики. Новгородская земля являлась сакральным центром Древней Руси, как первая столица Рюриковичей (Старая Ладога).Таким же сакральным центром России вне ее стала Украина: Херсонес и Киев — это сакральные города Ветхой Руси. Но так получилось, что вся мощь Руси сместилась во Владимирское княжество, а затем и в Московское царство. Причем на это имелись веские причины.

Внешнее сходство Новгорода и Украины в глубокой порочности этих земель. И Новгород, и Украина были плоть от плоти, составной частью России. И не они создали себя, а скорее они были продуктом Владимирского княжества и Российской Империи, тех государств, которые имели уважение к их общей истории.

А вот это уважение - и Новгородом, и Украиной было воспринято как слабость. Что эти две страны, разделенные временем, объединяет? Первое — это бесконечное лицемерие. Оно, может, и не так сильно отражено в Новгородских летописях, но в поведении новгородцев точно — они изо всех сил всегда пыжились казаться равными, сперва Владимирской, а потом Московской земле, при этом абсолютно понимая, что нет никаких сил просто защитить себя. Целых триста лет они выносили мозг Владимирским и Московским князьям...

В Крыму было украинское и российское телевидение, и мы видели то же самое. Одно дело — внешние заявления, другое дело — внутренние передачи: бесконечные оскорбления России, ее политики, при этом наблюдалось такое высокомерие, которое доходило до унижения России и ее народа, что Россияне некоторое время пыталась не замечать. Скажите, чем это отлично от политики Новгорода? Конечно, в летописях это не так сильно выражено, но это всё прослеживается. Второе сходство — это бесконечный шантаж: «Уйдем под Литву! Под шведов, под Ганзейский союз!» Интересен схожий момент по поводу заключения на Украине договора об ассоциации с Евросоюзом. Не Россия в этом победила, а европейская жадность проиграла.В сентябре 2013 года, когда договор был готов, небезызвестный любитель Русского мира Азаров выступил по телевидению. Со слезами на глазах он сказал: «Ну что такое? Мы же меняем все стандарты на Украине! Полякам вы дали на это 90 миллиардов, дайте нам хотя бы 40». А как же по-другому? А если бы дали? В этом вся логика купеческих стран и вся логика демократии в этих странах. Поэтому Янукович, а не Ющенко —редкий негодяй. Ющенко — враг России, и с этим всё понятно.

Именно когда к власти в Новгородской республике пришли партии врагов России, Москве было тоже всё понятно. Московский царь собрал войско и пошел на Новгород. А вот с януковичами куда как сложнее: они хитрят, лебезят, а сами делают свое дело. Мерзкие люди. И самое важное — демократичность торговых или транзитных республик — это утопия в полном смысле слова. Тем более тогда, когда считалось, что вся власть от Бога.

Когда говорят, что источником власти является народ — это глобальная утопия. Даже сейчас, когда это написано в Конституции Российской Федерации. Тут я отойду от Александра Невского и выскажу свое мнение по сегодняшнему дню.

Кроме демократии, которая сама по себе является утопией, такой же утопией является царизм, русский царь на сегодня. Вот у нас близок к этой утории Гоша Гогенцоллерн. Как всё хорошо начиналось! Исакиевский собор, почетный караул. Преданные, верноподданические взгляды всевозможных администраций. А где он? Где бабушка Маша? В том-то и дело, что русские князья в Константинополе потеряли Императора, а не царя (Rex), а в будущем, таки, приобрели царя. Но предки завещали нам Императора, впрочем, это не тема этой статьи...
Император — это не наследственная должность или титул монарха. Выбирался он по принципу демократического централизма, в основном армией. И основным критерием была его харизма — сила воли, которую признавали и которой награждал Бог избранных людей. И объясните мне чем сегодняшняя Россия отличается от Империи, кроме процедуры выборов? Быть может, мы, сами не заметив того, что пришли в Империю?

Но вернесмся к историии... Московским князьям и Московскому царю потребовалось еще триста лет, чтобы привести в норму Новгород.

Что Александр Невский сделал в Новгороде? Всего лишь поотрезал носы недовольным переписью и всё. Монголы бы поступили жестче. Тем более что требуется более внятное объяснение, почему монголы дошли только до Игнатова креста. Потому что дальше идти не имело смысла. Исходя из логики купеческих республик, сами прислали посольство и признали подданство. Нельзя верить купцам, которые разрывают на груди тельняшки и орут: «До последнего новгородца!» А попытка схитрить в переписи — это в душе купечества.

Не надо думать, что перепись происходила только на Руси. Она проходила и в Башкирских землях, и в Грузинских, и в Сирии, и в Иране, и в Китае. Это у монголов мы учимся и собирать налоги, и управлять огромными пространствами.

Вообще есть два способа собирать налоги: первый - очень простой, им пользовался князь Игорь, то есть, пришел с войском и «попросил», не понравилась дань, вернулся снова и попросил, опять не понравилось, вернулся и его убили... И второй, цивилизованный, когда государство знает количество людей и знает достаточное выражение 10% от доходов подданных. Такую схему монголы и предложили. В этом нет ничего плохого - не надо совершать набеги и грабить собственное государство. Когда Русь обучилась этому, она стала самостоятельно собирать налоги и, видимо, переписывать свое население.

Есть большое подозрение, что до Монгольского нашествия князья не платили налогов Великому князю. В летописи описан только один случай, когда Новгород передал Киеву некоторое количество гривен.

А напоследок разберемся, а что бы было, если бы Новгород взял Москву. У нас есть пример. Священная Республика Венеция — плоть от плоти, как сын от отца, она часть Римской Империи и была ею всегда. Выбиравшийся демократическим путем дож (он, же, дьяк, он же дюк) плыл в Константинополь и там утверждался Императором Рима с начала основания этой республики. Как нам объясняют историки, дож ввязался в спор между претендентами на Императорский престол, что привело к захвату Константинополя крестоносцами. Но ведь это не так. По делам их узнаете их. Ведь они разграбили сакральную столицу Христианства!

Не просто заплатили крестоносцам, а разграбили (о чем уже говорилось). Но важно и другое — они лишили ее сакральности, вывезя из нее все христианские ценности — плащаницу, терновый венец, копье Лонгина, одеяния магов, практически всё! Фактически это убийство сыном отца, если перевести это на человеческие понятия. Какой мог быть династический спор, если они, чтобы замазать следы, не дают возродиться Константинополю. Появляется крестоносный император, и на обломках Римской рождается Латинская Империя. А через 60 лет, за давностью, уже никто и не спросил, что куда делось. А историки пишут, что русские князья ничего не заметили, и как бы всё прошло мимо. Текст о погибели Земли Русской он именно про это. Вот так!

Два письма и две смерти

Существуют два послания папы Римского Иннокентия IV Александру Невскому. Первое датировано январем, второе пришло в сентябре 1248-го года. В первом послании фактически папа Римский увещевает Александра Невского пойти по стопам своего отца, принявшего католическую веру. Слабо верится что это надуманные факты. Слишком серьезные люди и Папа Римский и Плано Карпини, хотя в истории все возможно. Скорее всего это правда. Но факт остаеся фактом - князь Ярослав умирает там же в Каракаруме. Случайность? Если такое слово у Бога? Мало верится... Тогда Гуюку, императору Монгольской империи, был ближе государственный интерес - лучше сделать одной из государственных религий Монгольской империи католицизм, чем православие. Римской Империи, как таковой, нет, а папа есть. При этом принятие католичества как бы, открывает путь на Запад. Светский путь. Религиозная составляющая, как раз, меньше всего волновала Монгольскую Империю. Они понимали, что дипломатическим путем можно продвинуться гораздо дальше. И неважно, что Монголы уже понимали европейскую политику — скажем, папе Римскому нужны войска, чтобы обуздать Фридриха II, а вот пожалуйста, русские князья с дружинами. Да и Гуюку нужен был поход в Египет. Союз напрашивался сам собой. Не говоря уже о том, какие выгоды получал папа Римский. Например, проповедническая экспансия — в Империю монголов потянулись бы монашеские ордена и проповедники. Но для монголов они - представители Духовной, а не светской власти. В самой Монгольской империи, где в Конституции записано, что она обязана охранять веру народов и переступить через нее не имел права даже Гуюк.

И тут, на беду Гуюка,. подоспели новости от цесаревича Батыя: Великий князь Киевский и князь Черниговский Михаил Всеволодович привел убедительные доказательства в пользу того, что вера русских Православная. Так две смерти, одна в Сарае, другая в Карокоруме решили судьбу русского народа. Гуюку не было чем крыть...

Второй вопрос — папа просит шепнуть, если монголы пойдут на Тевтонский орден. Но это наглость беспросветная, то есть, он предлагает предать своего сюзерена, не приводя никаких оснований. Да и орден, более благоволил к Императорам Священной Римской Империи, чем к папам.

Вообще текстовые документы, на мой взгляд, не отражают политики папского престола того времени. Вероятно корону Даниилу Галицкому папа вручал, именно за тем, чтобы он находился в Монгольской Империи. А отказался Даниил от короны не потому, что от папы не пришла помощь, а потому, что ему как внуку Императоров Константинопольской Римской Империи, пришлось все это объяснять своим подданным. А о подвиге Князя Михаила знала вся Русь.

Второе письмо папы Александру понятнее первого. Там уже речь идет о конечном расколе на Православие и католицизм. В некотором роде это последняя попытка. Иннокентий IV благодарит Александра за разрешение построить во Пскове католический храм... Но это было не то к чему стремилась католическая церковь, а ей было необходимо не строительство храма в немецкой слободе некоего города, а поминовение папы на литургии во всех Православных храмах. Конечно, какие-то храмовые сооружения были у католиков в других землях и православные храмы стояли в купеческих слободах западных городов... Вообще, второе письмо напоминает мне «последний шанс» на свидании, пронзительную просьбу - «Не уходи!».

Вот такие два письма и во такие две смерти...

Двести пятьдесят лет рабства

Помню, как в 4-м классе учительница истории рассказала, как мы попали на 250 лет в рабство... Это был шок! Страшнее было только прочитать в 9-м классе «Преступление и наказание»... После этого Стивен Кинг казался маленьким мальчиком с совочком в песочнице. Но вернемся к рабству. А что это такое? Это достаточно размытое понятие. Если мы прочитаем контракт сотрудника Кока Колы (а я его читал...), заключенный с корпорацией, то мы просто обалдеем... Это чистой воды рабство, в которое добровольно отдают себя люди. Мало того, эти контракты даже нельзя читать посторонним. А можно ли считать рабами китайских рабочих, да весь Китай, где для шестисот миллионов крестьян высшей нормой зарплаты является 50 долларов в месяц. Так что такое рабство при Александре Невском?

Перед этим надо сказать об опустошении некоторых русских земель, в частности Киевской. Это война, о которой мы сегодня можем судить по СВО... Но, вот, что интересно - СВО закончится и эти земли буду снова заселены. А вот Киев не восстановился. Скоре всего его упадок начался еще до нашествия монголов. Как говорилось выше, налоги Киевские князья собирать не умети, жили с таможенных пошлин, чего вполне хватало для существования такого большого города, как Киев. А вот торговые пути изменились: Днестр, Прут и Дон стали основными торговыми артериями, вместо Днепра.

В эпоху монгольского нашествия обезлюдело много мест. Если бы только Киев, Обезлюдела и Булгария — будущее Казанское ханство, им досталось от монголов больше всего. Обезлюдела Башкирия, часть башкиров бежала в Венгрию и там сражалась против монголов. Обезлюдел и Дешт — И — Кыпчак, часть половцев бежало через Венгрию в Малую Азию. Это говорит о том, что «прифронтовая» зона реально обезлюдела. Это тяжело назвать рабством, это лихолетье. Монголы доросли уже до того состояния, когда им не нужны были рабы, им нужны были деньги. А деньги любят тишину, а тишина — это мир. Мир им нужен был, а не рабство. Война на периферии — это пожалуйста, а внутри должен быть мир. Конечно, не получалось. Но рабство с этими проблемами не было связано. Рабство, как раз, таки — это общение с итальянскими торговыми государствами. И мы, на сегодня, знаем и количество и источник поставки рабов. Такое исследование провел зав. кафедрой истории Средних Веков МГУ, академик Карпов. Дело в том, что все генуэзские и венецианские фактории дублировали свою документацию. Один экземпляр оставался в фактории, а дубликат уходил в Венецию или Геную. Полная бухгалтерия, счета, контракты — мы знаем практически все о торговле Монгольской Империи с Европой, в частности с Венецией и Генуей. Через фактории продавалось в год от 2 до 3 тысяч рабов. Большая часть из них шла по контрактам. Например, служанка должна была отработать некоторое количество лет, потом хозяин должен был выплатить ей жалование в форме приданного и выдать ее замуж. Она получала гражданство не только города, но и европейское и далее спокойно жила. Но многих продавали в Египет как воинов, особенно ценились монголы, и европейцы могли отличать их от татар. Славянских имен среди проданных в рабство было от 4 до 6%, максимум 200 человек в год. Но что происходит в это время во Владимирском княжестве, которое князь Александр обрёк на это бесконечное рабство? А туда побежал народ русский с Киевщины, Черниговщины, Волыни... Не к Литовскому князю, а к Владимирскому. И у нас есть для этого достаточно убедительные доказательства — этнонимы. Через сто лет после Александра Невского появляется 2000 этнонимов, связанных со всей остальной Русью. Мало того, люди уходили со своей культурой, теми же былинами и сказками, которые органически связанны с Киевом, но там не сохранились. Через сто лет там появится совершенно иная культура, со своими думами о казаке Мамае (это тот самый Мамай). Ну а, что сказать о внутреннем рабстве. Это тоже вопрос крайне надуманный. Зачем Ордынскому царю для постройки своей столицы сгонять рабов? Ну, военнопленных использовать на стройке он еще может себе позволить. А зачем остальных, если у него есть деньги и он считает их своими подданными и более того, гражданами. Это как-то глупо звучит, по капиталистически. Но Ордынский царь — не капиталист, он не может не отблагодарить работников, в силу своего титула, звания и своей чести. Рабство в Монгольской Империи - это полная ерунда. Вот такое «рабство» продержалось двести пятьдесят лет... И через те же двести пятьдесят лет появилось настоящее рабство. Почему оно появилось? Очень кратко это необходимо объяснить, хотя статья не о рабстве. Рабство начинается с XVI — го века, как ответ периферии на резкое увеличение ВВП центральных, уже капиталистических стран. Именно на безудержный рост военных расходов капиталистических стран, феодальная периферия вынуждена была компенсировать рабством и крепостным правом, что по сути одно и тоже, тем самым попадая в порочный круг «Нового мышления». Но это другая история... По факту же двести пятьдесят лет в Монгольской Империи мы прожили вне рабства. Самый большой вопрос, от чего этого рабства монголы не применяли к башкирам, иранцам, самаркандцам? Это же глупость.

Пространство и церковь

Русская земля после нашествия монголов столкнулась с интересным феноменом. Новгородская Русь, которая своими размерами могла покрыть Францию и большую часть Германии в Монгольской Империи превратилась в лужу по сравнению с Чудским озером. Это действительно была самая большая Империя когда либо созданная кочевыми народами и включившая в себя огромное количество оседлых народов: Сирия с Ираком, Иран, вся Средняя Азия, уйгуры, китайцы и Половецкая степь, то есть все народы, живущие в ней, сибирские леса, все Поволжье и Кавказ и конечно Русские земли... И все это была одна страна, как безопасная для торговли, так и для проживания, если конечно последние слова не доводить до идеалистического маразма. Просто, это была страна, в которой можно было жить. Интересна книга итальянского купца Пеголотти «Практика торговли» - о безопасности торговых маршрутов в Монгольской Империи, пишет профессионал. Проживание мало чем отличалось в то время от других стран и территорий. Во всяком случае, население стран, входивших в Монгольскую Империю только увеличивалось. Но как любая империя, кроме Римской, Монгольская Империя очень быстро сожгла свою пассионарность. Огромный по силе монгольский пассионарный импульс, зародившийся где-то в Прибайкалье, разлетаясь во все стороны, постепенно терял силу. Он завяз и начал исчезать в море, разделяющем Японию и Китай, во вьетнамских джунглях, в непроходимых сибирских лесах, в пустынях Иордании и Сирии... А вот в Русской стороне произошло чудо...Расколов Русские земли надвое, импульс как биллиардный шар оттолкнулся от Руси (перефраз Л.Н. Толстого). Оттолкнулся, передав части русских свой имперский импульс и начал катиться обратно. Сила имперского русского самосознания уже существовавшая на тот момент, за счет принадлежности к Римскому содружеству, впитала в себя и монгольскую имперскость со всеми ее не только отрицательными, но прежде всего положительными качествами — право народов на свою религию, просто право народов быть народами. И часть Русского народа собранная во Владимирской земле прорвала ее видимые границы и посыпалась в Поволжье, как пшеница высыпается из прорванного мешка... Поволжье стало той территорией. которую начали заселять русские переселенцы (они называли Поволжские территории «Подрайская землица»). Не было вражды, не было никаких вопросов, потому что это была одна страна. Точно так же, как не возникнет никаких вопросов у меня при переезде из моего Симферополя в Казань, ибо это — одна страна. Точно так же никаких вопросов не возникало и тогда. Переселение не происходило так быстро как монгольский накат — русские это оседлый народ. Поэтому все было степенно и не спеша... Так вот, весь этот процесс зародился при Александре Невском. Летописцы того времени: Ипатьевская и Лаврентьевская летописи схожие между собой во всем, кроме последних, описанных там лет жизни Александра Невского и Данилы Галицкого. Одна уделяет внимание Александру Невскому, другая Даниле Галицкому... Именно через их души проходит черта, разделившая Русь на Русь Старую, Ветхую, которую хотел сохранить Даниил и Русь Новую, которая, как казалось, в этом водовороте исторического движения и должна была потерять свою самобытность. А вышло все с точностью до наоборот! С территории Даниила Галицкого ушли русские былины, через полтора века им на смену придут казацкие песни, но это далеко не Ветхая Русь! И сюда пришло новое самоназвание Руси — Литва, хотя это те же самые Русские земли.

А вот вторая часть Руси каким-то образом сохранила свою культуру и, не смотря на взаимопроникновение других культур, при этом не теряла своей идентичности. И этим русские были обязаны Православной церкви. Если посмотреть внимательно на импульс который послан был монголами, то можно увидеть, что они растворились, они исчезли.... Мы даже не знаем кем они были. Уж точно не казанскими татарами. Которым досталось больше всех от монголов, не башкирами, часть которых, спасаясь от монголов, дошла до Венгрии, не половцами, которые пройдя Венгрию, растворились где-то в Малой Азии. Везде монголы оставили о себе память, но сами исчезли, исторически исчезли... Современные монголы очень подозрительно выглядят для населения страны овладевшей 20% мировой суши. А, вот обратный ход русских по монгольским завоеваниям выглядит совершенно иначе. Русские, сохраняя воспитанные в них заповеди Великой Ясы, не трогали самое святое для всех народов — их веру. По большому счету до появления СССР русские были верны этим правилам. Так случилось, что русские, дойдя до Манчжурии, не утратили своей идентичности, потому что с ними вместе шла церковь, сохраняющая их сакральные ценности в самых тяжелых, отдаленных от центра, условиях. Это была та церковь, выбор которой и выбор в направлении которой сделал Александр Невский при участии Митрополита Кирилла. Это длинная история, которая называется историей России и истоки ее лежат в том, что сделал Александр Невский.

Последствия правления Александра для церкви

Великий князь умер примерно в то же время, когда и возродилась Римская империя. Но это уже была не та империя, которую помнил и почитал весь христианский мир. Песок времени засыпал ее былую славу. Именно этот период мы можем назвать «византизмом» Римской империи, когда все ее «существо» пыталось при помощи дипломатии проскочить между капелек дождя. Это был долгий период постоянных унижений и «договорняков». По большому счету, эти «договорняки» были вынужденной мерой. И первым из них была Лионская уния с папой Римским — предтеча Ферраро - Флорентийского собора.В документах Лионской унии признавалось первенство папы Римского, римская поправка Символа Веры и право папы быть судьей в имперских вопросах. В 70-х годах XVII века уния была заключена, и в Константинополе появился униатский патриарх. Для проведения решений унии в жизнь в Константинополе были собраны все остальные патриархи и митрополиты. От России был митрополит Кирилл, отпевавший Александра Невского. Как человек мудрый и понимающий, зачем он туда едет, он взял с собой епископа Сарайского. На совещании или соборе (как это правильно назвать, непонятно) всем было вменено исполнять условия Лионской унии. Всем, кроме русского митрополита. Потому что патриарх понимал, что епископ Сарайский не сможет объяснить своему царю (уже царю), а зачем была жертва князя Михаила Черниговского, о которой в Орде еще помнили, да и многое другое. Католики успели наделать глупостей и в Орде. По итогу «совещания» «чистое» православие осталось только в Орде. Конечно, это другой литургичский язык (Церковно - славянский), но именно на этом языке православие осталось в чистом и неизменном виде впервые за время своего существования. Это очень важный итог жизни Александра Невского и его сподвижника митрополита Кирилла. Православие осталось именно таким, без всякого объяснения его через Платона, Аристотеля, без глубокой философии, что казалось римлянам просто немыслимым. Православие первично стало Верой, Верой во Христа и его Любовь к людям.

Последствия правления Александра для государства

Как такового государства на Руси не было. Русское государство манифестировало себя как Великое княжество Литовское и Русское. Тогда это была великая сила, сила, говорящая на русском языке и по культуре, быту, архетипам была Русью и наследницей Ветхой Руси. Но вот что интересно: митрополит Кирилл, как нам рассказывает история, ставленник Великого князя Даниила Галицкого, практически не появлялся в землях юго-запада бывшей Руси, а его наследник митрополит Максим просто переехал жить во Владимир. С этих времен Русь начала «сосредоточиваться» в северо-восточных землях. Именно там влияние католических идей и смыслов было минимальным, а православная вера во Христа максимальной. Именно православная мощь Владимирского княжества в Орде создавала возможность Римской империи дожить до 1453-го года. Именно эта мощь, нависающая над всей Европой, имеющая в себе православные земли, останавливала огромное количество фантазий европейских королей, герцогов и папы Римского. Только с распадом Золотой Орды появилась возможность уничтожить Христианскую империю. Достаточно сказать, что и хан Тохта, и царь Узбек были породнены с родом Палеологов через династические браки. Остается один вопрос: понимала ли церковь, кому она обязана сохранностью? Конечно, понимала. Сергий Радонежский отдал долг наследникам Александра Невского, когда его жестким решением были быстро собраны войска на Куликовскую битву, но она — слишком сложное явление, и о ней лучше подробно поговорить в другой раз, хотя она не менее значимое событие.

Необходимо остановиться еще на одном аспекте существования Золотой Орды, которое важно для восприятия современного Русского мира. В эпоху расцвета Золотой Орды при царе Узбеке было создано два культурных центра — православный Сергеево-Радонежский и поволжский Исламский. Эти центры ни в чем друг друга не ущемлялии не противопоставлялись друг другу. Исторически их попытались разрушить во время восстания двух «полковников»: Тимура, который уничтожил Исламский центр, и Мамая, который пытался уничтожить Православный центр. Но у него не получилось. Это очень краткая история событий, подытоживших последствия правления Александра Невского.

Илл. Владимир Могилевцев

1.0x