Сообщество «Философия истории» 03:26 8 июня 2020

Александр Невский — имя России

к 800-летию святого благоверного князя
5

В череде нынешних "коронавирусных непразднований", включивших в себя и Пасху Христову 19 апреля, и 150-летие со дня рождения Владимира Ильича Ленина 22 апреля, и Первомай, и 75-летие Победы, 800-летие святого благоверного князя Александра Невского прошло уж совсем неприметно. Тем более, точная дата рождения сына Ярослава Всеволодовича, внука Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, правнука Юрия Владимировича Долгорукого и праправнука Владимира Всеволодовича Мономаха неизвестна. А теперь и сам год рождения оспаривается современной историографией (точно та же история, что и с годом рождения Иосифа Виссарионовича Сталина, — да и разоблачают/"деконструируют" образ победителя псов-рыцарей на Чудском озере сегодня с тем же усердием и по тем же лекалам, что и образ Верховного Главнокомандующего, "отца Победы" 1945 года). 

Но, во-первых, так или иначе, эта дата, на мой взгляд, должна быть когда-то обозначена, поскольку фигура Александра Невского является одной из важнейших "точек бифуркации" в развитии русской цивилизации. Той самой цивилизации, наличие которой признал и действующий президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. 

А, во-вторых, — опять же, на мой взгляд, — необходимо не только оградить фигуру Александра Невского от различного мусора и грязи, которой и открыто, и исподтишка бросают в него, но и подправить нечто очень важное в том постаменте, на котором она стоит. 

В этом постаменте есть краеугольный камень военной и политической славы князя, который не потерпел ни одного поражения в битвах и сохранил северо-восточные русские земли от нашествий с Запада — мечом, а от ударов с Востока — дипломатическим умением. Образ великого полководца и государственного деятеля, вставшего "За землю Русскую!", сопровождает всю посмертную историю Александра Невского. Он явлен и в памяти народной, и в летописях, и в государственных наградах (орден Александра Невского с разными статутами существовал и в Российской империи 1725-1917 гг., и в Советском Союзе 1942-1991 гг., и в современной Российской Федерации — с 2010 года). Этот образ явлен и в знаменитом фильме Сергея Эйзенштейна 1938 года, созданном накануне Второй мировой войны, и в не менее знаменитом полотне Павла Корина, и в плакатах Великой Отечественной… 

В этом постаменте есть ещё один краеугольный камень канонизации Александра Невского Русской православной церковью в лике благоверных на соборе 1547 года, при митрополите Макарии. Совершенно очевидна связь этого события с помазанием на царство Великого князя Московского и всея Руси Ивана Васильевича Грозного, который особо почитал память своего великого предка. Как, впрочем, и Пётр Алексеевич Романов, первый российский император, заложивший "град Петров", по ряду преданий, якобы на месте той самой битвы 1240 года, благодаря которой князь Александр Ярославович и стал Невским. Более того, местом той битвы нередко называют территорию нынешней Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, первый монастырь которой якобы также был заложен Петром I. 

Есть, конечно, в этом постаменте сегодня и установленная трудами Льва Николаевича Гумилёва "связь времён", согласно которой всемирно-историческое значение Александра Невского заключается в том, что он предотвратил поглощение православной русской цивилизации цивилизацией западной, католически-протестантской, пойдя на союз с Ордой и на конфликт с папой Римским. Альтернативной Александру Ярославичу в этом смысле фигурой Гумилёв назвал князя Даниила Романовича Галицкого, который выбрал прямо противоположный путь, что, в конечном итоге, привело юго-западные русские земли к их захвату и поглощению соседними католическими государствами. 

В этой связи хотелось бы напомнить одну полузабытую уже историю. 

В 2007-2008 годах на Украине ("Великие украинцы"), а в 2008 году в России ("Имя Россия") были практически параллельно осуществлены два аналогичных медиа-проекта по лицензии британской Би-Би-Си. Телезрителям предлагалось выбрать сотню величайших представителей своего государства, первый из которых мог быть представлен как своего рода "лицо" всей своей государственной общности. 

Это было своего рода массовым социологическим исследованием, истинные заказчики и организаторы которого, разумеется, остались за кадром. А результаты могли быть и, скорее всего, были использованы для подготовки нынешнего украинского конфликта. 

Результаты эти оказались таковы. 

Для Украины (провайдер — телеканал "Интер"): 

Князь Ярослав Мудрый — 648 тысяч голосов (40% от 1621049 поступивших голосов), за ним следовали хирург Николай Амосов (19,88%), а также глава УПА* Степан Бандера — 261 тысяча голосов (16%). Общепризнанная "икона украинства" поэт Тарас Шевченко собрал меньше 115 тысяч, заняв только четвёртое место. Как утверждалось тогда в националистической прессе Украины, 200 тысяч СМС, голосовавших за Ярослава Мудрого, были посланы всего лишь с 80 номеров мобильных телефонов: "На канале "Интер" нашли кандидатуру, которая сможет заменить неизменного лидера зрительских симпатий — Степана Бандеру, за которого организованно голосуют национально сознательные граждане". 

Для России (провайдер — телеканал "Россия"), счётчик был остановлен 28 декабря 2008 года на следующих цифрах: 

Александр Невский (524 575 голосов), затем Пётр Столыпин (523 766), Иосиф Сталин (519 071) и Александр Пушкин (516 608). 

Вас ничего не удивляет в двух этих параллельных списках? Не касательно конкретики имён, а касательно самой структуры активных общественных предпочтений? На первой позиции — исторический правитель, воплощение "золотого века", на третьей — "знаковый" политик недавнего прошлого, на четвёртой — "знаковый" национальный поэт. Важная разница касается второй позиции. Казалось бы, что общего между хирургом Амосовым и государственным деятелем Столыпиным? Но если учесть, что последнего на протяжении долгого времени подавали в России как человека, желавшего спасти Российскую империю, своего рода "врача государства", который погиб при исполнении своего долга (кстати убийство Столыпина произошло как раз в Киеве, "матери городов русских", а ныне — столице Украины), аналогия становится полной. Структура одна и та же: великий предок—"врач"—вождь—поэт. Следовательно, мы имеем дело с одним и тем же социальным психотипом, где одни и те же позиции просто занимают разные по своей "наполненности" фигуры. Только в российском случае "врач" оказывается общественным, а в украинском — личным. Вот и все отличия. То есть украинцы образца 2008 года отличались от россиян только подсознательным предпочтением личного комфорта и здоровья комфорту и здоровью общественному. 

Если сравнить эти данные с результатами "пилотного" опроса Би-Би-Си "Сто великих британцев", то там "первая четвёрка" выглядела так: Уинстон Черчилль—Изамбард Брюнель—принцесса Диана—Чарльз Дарвин, — то налицо совсем иная система общественных приоритетов: вождь—инженер—красавица—учёный (Уильям Шекспир, национальный поэт, занял в опросе британцев пятое место). 

С точки зрения социальной психологии, все три случая можно рассматривать как персонификацию через "социально-исторические роли" типичной "пирамиды коммуникативных потребностей": казаться—нуждаться—стремиться—основываться. Вершина этой пирамиды, первая позиция — это образ того, чем или кем хочет выглядеть данный субъект в отношениях с другими субъектами. Следующий "ярус" — образ того, чего ему не хватает и в чём он нуждается для достижения этого идеального образа. Далее следует образ того, к чему он на самом деле стремится, "внутренний образ действия". И, наконец, последнее — то, на чём всё это строится, основа "внутреннего образа действия". 

И если на примере британцев мы видим основанное на научном знании (конкретно — на теории эволюции Дарвина) внутреннее стремление к гедонизму (конкретно — образ принцессы Дианы), окружённому и обеспеченному соответствующей техносферой ("У нас есть пулемёты — у вас пулемётов нет") через образ практически неизвестного нам британского судостроителя и железнодорожника XIX века и явленного вовне политическим господством (конкретно — образ сэра Уинстона Черчилля), то в случае с русскими и украинцами социальная психология типологически оказывается совершенно иной. Это — основанное на "языковом космосе" внутреннее стремление к политическому господству, окружённому и обеспеченному личной (общественной) безопасностью и явленного вовне "золотым веком", для которого нет прошлого, настоящего и будущего. 

Для России этот "золотой век" — по видимости, алогично, но по сути точно — ассоциируется с фигурой князя Александра Невского, сделавшего свой цивилизационный выбор (непримиримая борьба на Западе, мир на Востоке). А для Украины — с фигурой Ярослава Мудрого, автора свода законов "Русской правды" (не "Украинской правды", заметьте!), при котором никакого цивилизационного разделения на Европу и Русь (Россию) вообще не существовало (Анна Ярославна — королева Франции, будущие норвежские и датские короли десятилетиями служат киевскому великокняжескому столу и т.д.). 

Куда более исторически и политически оправданное сопоставление между Александром Невским и Даниилом Галицким, обоснованное, кажется, Львом Гумилёвым, для украинской социальной психологии категорически неприемлемо, поскольку судьбу Галицко-Волынского княжества трудно считать приемлемым образом "золотого века", идеалом, к которому надо стремиться. 

Эту тонкость, кстати, совершенно не понимали, не понимают и, скорее всего, не могут понять российские "национал-демократы", один из идеологов которых, поэт Алексей Широпаев, в своё время так прокомментировал итоги указанных выше медиа-проектов: "Война Москвы против Киева — это всего лишь новая форма старого спора, начатого еще в XIII веке. Спора между Даниилом Галицким и Александром Невским. 

Нет, это не просто конфликт "Газпрома" с "Нафтогазом". 

Это опять — Орда против Руси. Евразия против Европы. 

Александр Невский и Даниил Галицкий — не просто имена. Это "кармические" имена двух народов: русских и украинцев… 

И то, что в конце прошлого года Александр Невский победил в проекте "Имя Россия" — глубоко неслучайно. Думаю, это не подтасовка. За этой победой кроется реальное дремучее состояние русских умов. 

Мы как бы дали согласие на дальнейшее прозябание в азиатском безвременьи. 

Имя Украины — конечно, князь Даниил Галицкий, современник и политический враг Невского. Не случайно, что Галицко-Волынское княжество, просуществовавшее почти столетие, считается предтечей современного Украинского государства. Импульс, заданный Даниилом, прошёл через века, воплощаясь то в подвигах Выговского и Мазепы, то в строках Шевченко, то в борьбе Бандеры и Шухевича, то в "оранжевом" Майдане декабря 2004-го…" 

Ещё раз: всё это происходило, говорилось и писалось уже (или всего?) 11-12 лет назад, задолго до "евромайдана" и государственного переворота на Украине, воссоединения Крыма с Россией, сожжённого необандеровцами вместе с людьми Дома профсоюзов в Одессе (Куликово поле — тоже символ?) и начала боевых действий на Донбассе… 

И Ярослав Мудрый, прапрапрапрадед Александра Невского, как "имя Украины", в отличие от Даниила Галицкого, по отношению к "имени России" обладал несомненным старшинством — точно так же, как Киев, "мать городов русских", обладает несомненным старшинством по отношению к "первопрестольной" Москве, чего, например, в отношении того же Новгорода, где, кстати, княжил Александр Невский, нет и быть не может. 

Всё это указывает на то, что Украину и Россию объединяет не только общая история, но и общий "имперский" или, если угодно, "государственнический" социальный психотип с опорой на "языковый космос", в котором одни и те же позиции занимает разный набор фигур, в украинском случае — как бы отрицающий актуальность и важность раскола 1054 года, а в качестве актуального политического вождя выдвигающего униата по конфессиональной принадлежности, то есть "греко-католика" Бандеру. 

Иными словами, "украинство" по сути своей является таким же проектом "трансформационной войны" Ватикана (или стоящих за ним сил) среди восточного православного славянства, как и "хорватство" среди славянства южного. Однако его реализация, стоит повторить, началась гораздо позже и пока практически не продвинулась через эти "окна Овертона" дальше степени подмены персоналий "ценностного пантеона". Ещё немного, но уже и немало. Как раз хватило на победу "евромайдана" и гражданскую войну против русско-культурной Новороссии. 

И вот здесь мы подходим к тому моменту, который, несомненно, существует в русском ценностном поле "возле" фигуры Александра Невского, но пока удивительным образом не является его опорой. Конечно, речь идёт о двух знаменитых афоризмах, которые связаны со святым благоверным князем. 

Первый из них — "Не в Силе Бог, а в Правде". 

И второй — "Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!" 

По отдельности — это как будто отдельные исторические фразы, "просто" вошедшие в кровь и плоть русского народа, в его, так сказать, "психогенетику". А вот вместе, словно две половины, при соединении своём превышающие критическую массу ядерного заряда — это уже целая цивилизационная программа, та самая "матрица" русской цивилизации, трансформировать или "сломать" которую на протяжении вот уже семисот с лишним лет стараются наши западные "друзья" и "партнёры". Пока — без особого успеха. 

* деятельность организации с таким названием запрещена на территории России. 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
6 июня 2020 в 16:33

Уважаемый Владимир!
Мне показалось, что Вы могли бы высказаться
по прблеме сакрализации нашей Великой Победы
в Великой Отечественной войне.
Прилагаю свою статью.

Так чем ответить нам на вой гиен заморских?

А жертвы страшные во тысячи Христовых
чем искупить народу моему?
Носители русофобии всего мира не на шутку вознамерились вырвать у нашего народа его последнюю бесценную духовную опору – Великую Победу в Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков. В ход идут самые изощрённые в своей подлости технологии оболванивания масс. Мошенническим уравниванием режимов Гитлера и Сталина ,обнуляется великая освободительная миссия Советского народа, спасшего Европу от коричневой чумы фашизма и гаснет огонь беспримерного подвига Советского солдата-освободителя.
Этому безумному натиску политических мародёров крайне необходимо дать сокрушительный отпор, не ограничиваясь дипломатическим арсеналом воздействия . Таковые не для гиеноподобных особей из европейских парламентов.
Так вот, вопрос заключается в том, что Советский воин отдавал жизнь не только за освобождение Европы от фашизма. Он умирал за Родину, за самый справедливый уклад жизни на Земле, свободный от изощрённых оков эксплуатации, жизнь под знаком равенства и братства народов. Неугасимый подвиг миллионов придал бытию народа, рождённого Великим Октябрём , статус истинного, подлинного, озарённого светом первородства. И это своё первородство Советский народ в конце xx века променял на буржуазный жизненный уклад с циничной эксплуатацией человека капиталом. Такое вопиющее предательство той жизни, за которую погибли миллионы, требует искупления вины каждым из нас, чтобы вернуть себе высокое звание Человека, а народу нашему снова стать достойным его великой Истории. Ясно, что без искупления Великую Победу не удержать. А чтобы удержать, нужен духовный подвиг искупления. Бескровный, но по историческому значению вполне равнозначный воинскому подвигу в борьбе с абсолютным злом фашизма . Только вот одолеть врага придётся в себе самом.
Здесь мы должны заметить, что из миллионов погибших за Родину тысячи и тысячи совершали подвиги, сознательно идя на верную гибель. Часто это была мученическая смерть.
Мы посчитали актуальным сопоставить тысячи и тысячи жертв героев на поле брани и в фашистских застенках с жертвой Иисуса Христа на кресте. Христос жертвовал собой во имя и благо всех людей на Земле. Его мученическая смерть и последующее Воскресение явились истоком христианской веры, принесшей революцию в этике. В результате определённая, но меньшая часть людей,- носителей христианской веры- живёт в миру и с Богом в душе.
А если десятки тысяч геройски погибших за Советскую Родину взывают к нынешнему народу об искуплении его – народа – отступничества от той жизни и тех идеалов свободы, равенства и братства? Как тогда? И ведь если наш народ не искупит свою вину перед павшими, он лишится своей Великой Победы, потому что не будет её достоин. Дело это предельной остроты и трудности. Но вспомним, какова была война? Она была безумно огромной и чудовищно ожесточённой. Уходят последние фронтовики ветераны, состарились, а то и ушли в мир иной, их дети, а там и внуки уйдут и правнуки. Поэтому надо сотворить духовную революцию, не дожидаясь критической удалённости во времени Великого народного Подвига.
Если кратко, то нужна возгонка Духа памятью о павших. Это не игрушки. Нужна последовательная, настойчивая и неустанная работа сознания и души, которые будут рождать и далее возгонять и укреплять Дух. Души нашему народу не занимать, с сознанием хуже, а Духом надо будет обзавестись в борьбе, а значит в деле, о котором ниже.
Рождение движения «Бессмертный Полк» - первая ласточка больших дел, способных изменить лицо нашего народа, страшно изуродованного безумными реформами. Другим делом послужит возведение величественной «Дороги памяти» - Храма и огромной галереи с миллионами ликов и писем погибших и оставшихся в живых фронтовиков. Все условия для этого созданы.
И это далеко не всё, что предстоит сделать нашим гражданам для придания Великой Победе статусов сакральности и неприкосновенности. Надо научиться каждому дорожить в себе чувством Родины и соскабливать с себя коросту мещанства, погубившего социализм. Этому служит Волонтёрское движение, Трезвенное движение, овладение сокровищами мировой культуры и многое другое.
Христос, как известно, был окружён учениками .Ближайшие из них носили звание апостолов. Являя в себе духовное средоточие наставлений Учителя, апостолы обеспечили жизнеспособность новой Христовой этики, которая и внесла в мир новое измерение Человека. Создание института апостолов Победы не только логично, оно обеспечивает ту меру накалённости метафизики величайшего явления в истории, но является гарантом его сакральности и неприкосновенности.
Кроме института Апостолов Победы, предполагается изменение формата и духа семейного собрания, посвящённого Дню Победы, в сторону освобождения не только от алкоголя, но и от поглощения пищи. В этом последнем шаге значится отказ от псевдо-ритуального застолья. Алкоголь нарушает подлинность, глубину и полноту переживания великого события всечеловеческой ценности. Его не должно быть категорически! И никаких соков и вод с ритуальной посудой. Не это требуется, а осуществление такого сценария семейного или какого другого собрания, чтобы без алкогольной мути в голове почтить всех, даровавших нам жизнь. Для этого пережить глубоко и полно, чем была та бесконечно ожесточённая война и как добывалась Победа. В семье или группе должны найтись пионеры этого «военного» дела, которое будет являть маленькую по масштабам, но огромную по глубине и последствиям социальную революцию. Теперь понятно, почему тут не угодно принятие пищи и даже чая. Это диктуется высоким уровнем переживания, похожего на молитвенное .
Считаем, что для постановки вопроса изложенного вполне достаточно. Можно, конечно , добавить и процедуру внесения в Конституцию РФ законодательной нормы, обеспечивающей неприкосновенность Великой Победы, но последнее слово за живым творчеством масс, которым самым серьёзным образом и с самой высокой трибуны будет объяснена суть дела и намечены его контуры.
Так получилось, что именно Великая Победа Советского народа с его неисчислимыми жертвами бросила России исторический вызов, ответом на который видится преображение Человека, способного противостоять наползающему мировому злу нацизма; Человека, одолевшего безумие потребительства и сбросившего коросту мещанской тщеты и выросшего в Человеческом измерении. Только тогда мы победим окончательно. Именно в этом видится бескровный ,но по-своему беспримерный, подвиг искупления великих,- во тысячу Христовых,- жертв Светского народа в Великой Отечественной войне.
20.04.2020 г. Лев Козленко, кандидат медицинских наук, г. Саратов

6 июня 2020 в 16:46

Совсем не простая и полезная статья, касающаяся
воспитания державного имперского сознания.

Почему не заходят?
Так все думают, что с Невским то ничего не случится.
Статья развеивает это заблуждение.
И мостик к нашей Великой Победе.

Спасибо!

8 июня 2020 в 07:32

Куда-то несколько лет назад пропала серебряная ракка Александра Невского. Типа, "на реставрации". Никто её с тех пор не видел.

Для меня Александр спорная фигура, первое, с самого начала сначала он , потом его отец заключили дружбу с Бату. Даже стал побратимом. Ради своей власти прибегал к помощи монголов, чтобы усмирить и подчинить себе русских князей. Даже воевал со своим братом Андреем , вынудив его бежать в Швецию. Жестоко расправился с Великим Новгородом, который не признал его власть. РПЦ пользовалась покровительством монголов, призывала почитать монгольских царей и только через 200 лет она объявила Невского "святым". Сталин использовал его имя, как и имя Ивана Грозного для укрепления своей диктатуры.

9 июня 2020 в 21:23

=======Для России (провайдер — телеканал "Россия"), счётчик был остановлен 28 декабря 2008 года на следующих цифрах: Александр Невский (524 575 голосов), затем Пётр Столыпин (523 766), Иосиф Сталин (519 071) и Александр Пушкин (516 608)=======

У меня совсем иная информация на этот счет. По многочисленным опросам, большинство населения РФ - позитивно оценивает личность Сталина и его деятельность на посту главы СССР. Так, когда в проекте "Имена России"(2008) проводился опрос, кого россияне считают символом России - победил с очень большим отрывом Иосиф Сталин.
Либерально-демократическое жюри запаниковало и сфальсифицировало данные опроса, решив не засчитать более двух миллионов голосов отданных за Сталина. Сослались на то, что такие симпатии к Сталину могут поссорить Россию с Западом.
Одним словом, выбор "глупого" и "неразумного" народа либералы-наперсточники подправили - в результате чего "победил" князь Александр Невский. С тех пор и появилась шутка – "Тот самый Александр Невский - который Сталин!"

Если бы сегодня провести честный опрос, то Сталин лидировал бы с еще большим отрывом от всех остальных исторических деятелей.

1.0x