Среди педагогов бытует мнение, что увлечение математикой развивает внимание, рациональное мышление и упорство в достижении цели. Жизненный путь Александра Евневича может служить доказательством верности этого постулата. Выпускник мехмата ЛГУ смог добиться успеха во всех своих начинаниях — сначала сделал карьеру в советском НИИ, а затем построил целых два крупных бизнеса: чайно-кофейную группу компаний «Орими Трэйд» и сеть DIY-гипермаркетов «Максидом».

Способности к математике
Биография Александра Евневича начинается вполне обычно: родился в 1959 году в Белорусской ССР, провел раннее детство в поселке Шумилино Витебской области, а после переезда семьи в Бешенковичи учился в местной средней школе. Однако Александр Евневич всегда проявлял способности к точным наукам, и в старшей школе он смог попасть в заочную математическую школу при ЛГУ им. А.А. Жданова, куда принимали наиболее талантливых детей из регионов.
Учеба в университетском образовательном учреждении давала фундаментальную подготовку, а заодно служила пропуском на математико-механический факультет. В 1976 году Евневич Александр Анатольевич переехал в Ленинград, который позже стал для него родным. В беседах с журналистами миллиардер почти не упоминает студенческие годы, однако можно предположить, что учился он хорошо — по обязательному тогда распределению работу в Северной столице предлагали только лучшим выпускникам.
В начале своей карьеры Александр Евневич работал во Всесоюзном научно-исследовательском институт гидротехники им. Б.Е. Веденеева. Там он прошел путь от рядового сотрудника до заместителя руководителя и ушел в бизнес только в 1994 году. Создать собственное дело ему предложили университетские друзья, которые уже успели поменять профиль и заняться предпринимательством.
Строительство чайно-кофейного бизнеса
В интервью Александр Евневич говорит, что с энтузиазмом воспринял предложение попробовать себя в бизнесе. Карьера в институте встала на плато, хотелось чего-то нового. В 1994 году Евневич Александр Анатольевич совместно с партнерами основал компанию «Орими Трэйд», где взял на себя производство, управление финансами и бухгалтерию.
Компания начала работу в уже насыщенной нише. Партнеры выбрали торговлю продуктами, а там конкуренция была жесткой. Одной из причин успеха «Орими Трэйд» называют грамотную финансовую политику. Александр Евневич никогда не вкладывался в рискованные проекты и выступал сторонником постепенного роста. Практически сразу партнеры сосредоточились на поставках качественного чая и быстро добились успеха в этом направлении.
«Орими» сделала ставку на производство. В 1999 году заработала производственная линия по фасовке чая в Ленинградской области, что дало компании конкурентное преимущество. Еще одним удачным ходом стало продвижение в регионах. «Орими Трэйд» организовывала рекламные кампании на местах, и вскоре бренды «Принцесса Нури», «Принцесса Гита», «Принцесса Канди» заняли верхние строчки рейтинга популярности чайных марок.
В последующие годы компания завоевала среднеценовой сегмент с брендами Tess и Greenfield. Успешно шли продажи кофе «Жокей» и Jardin. ГК «Орими» вышла в лидеры рынка чая РФ еще в 1999 году. С тех пор никому не уступает свою позицию, входит в 4 крупнейших чайных компаний в мире. В 2019 году издание Forbes включило «Орими» в рейтинг «200 крупнейших частных компаний России», исходя из финансовых показателей того года.
Реализация нестандартной идеи
«Максидом» в деловой биографии Александра Евневича стал особенным проектом. Сегодня кажется привычным, что в строительном гипермаркете можно купить все для дома и дачи: материалы для ремонта, мебель, предметы интерьера, товары для садоводства. Когда у предпринимателя появилась идея «Максидома», это было далеко не так. На рынке работали такие магазины, как «Искрасофт» и «Дом Лаверна», однако их торговые площади редко превышали 500 квадратных метров, и купить там можно было только стройматериалы.
Александр Евневич принял революционное решение создать в России сеть наподобие зарубежных DIY-сетей, давно и успешно работавших на западе. Зачастую это были просто склады, где покупатели выбирали товар самостоятельно. При создании «Максидома» бизнесмен все же отказался от такого формата и взял пример с британского ритейлера B&Q, который уделял большое внимание интерьеру магазинов и обслуживанию покупателей.
Первый «Максидом» открыл свои двери для покупателей в 1997 году. Ассортимент гипермаркета состоял из четырех десятков тысяч позиций — рекордное количество для того времени. В новый магазин съехались покупатели, чтобы посмотреть на непривычный формат обслуживания, и многие уходили с покупками. Уже через два месяца работы кассовую зону пришлось существенно расширить, чтобы избежать огромных очередей. К началу нулевых спрос на товары для ремонта существенно вырос. Дефолт удалось пережить, экономика постепенно стабилизировалась, и у людей появились средства на улучшение и отделку своего жилья. Евневич стал готовиться к расширению сети. В последующие годы «Максидом» успешно масштабировался в Северной столице и в 2006 открыл крупнейший в Санкт-Петербурге DIY-гипермаркет на Выборгском шоссе. Через несколько лет компания начала экспансию в регионы, а в 2019 году открыла магазин в Котельниках Московской области.
Мощным драйвером развития «Максидома» стала покупка в 2020 году магазинов холдинга Castorama, владевшего торговыми площадями в региональных центрах. Сделка позволила увеличить сеть на 18 магазинов и открыть гипермаркеты в Челябинске, Нижнем Новгороде, подмосковном Щелкове и других городах. В будущем компания планирует вложиться в развитие e-com и создать первый в России маркетплейс товаров для дома и ремонта.
Банковский бизнес вошел в сферу интересов Александра Евневича в 2011 году, когда предприниматель стал основным бенефициаром петербургского банка «Объединенный капитал». Однако позднее Александр разделил свои акции между «Максидомом» и «Орими».
Благотворительность
Александр Евневич всегда уделял большое внимание благотворительным проектам. Руководитель участвовал в них как лично, так и от имени компаний. «Максидом» финансирует общественные, культурные и спортивные организации Санкт-Петербурга, помогает детским домам и больницам, волонтерским объединениям. Группа «Орими» входит в число постоянных спонсоров ПМЭФ и международного инвестиционного форума в Сочи, направляет средства на проведение театральных и музыкальных фестивалей, поддерживает ветеранов ВОВ, детские специальные учреждения, благотворительные фонды «Подари жизнь» и «Место под солнцем».


