Авторский блог Александр  Бовдунов 04:01 22 ноября 2012

Профессор Кулиану и тайная история Запада. Часть 1. «Великий Манипулятор».

Жизнь и смерть Иоанна Петру Кулиану

Жизнь и смерть Иоанна Петру Кулиану

21 мая 1991 года в Чикагском университете приглашенный профессор по сравнительному религиоведению читал заключительную лекцию своего курса, посвященную гностицизму. Он был одним из специалистов высочайшего уровня, занимавшимся этой темой, одним из ведущих исследователей гностицизма, платонизма и неоплатонизма, герметизма, тайной и явной религиозной истории Запада. Перекинувшись парой слов со студентом относительно его дипломной работы, ученый удалился. Это был последний момент, когда ученики видели его живым. Через несколько часов тело профессора было найдено в мужском туалете на территории Университета. Он был убит выстрелом в затылок средь бела дня в одном из крупнейших учебных заведений Соединенных Штатов. Убийца по сей день остается не найденным. Звали ученого, чей труп так неприглядно валялся распластанным в отхожем месте, Иоанн Петру Кулиану.

Личность и творчество Иоанна Петру Кулиану практически неизвестны в России. Можно встретить пару упоминаний в интернете или прочесть единственную, посвященную ему статью в российском научном журнале «Йоан Кулиану: в четвертом измерении» О.В. Горшуновой, опубликованную в «Этнографическом обозрении». Вот и все. Между тем этот историк религий, наиболее известный ученик и соотечественник великого Мирчи Элиаде, которому учитель доверил по завещанию право стать его литературным душеприказчиком, заслуживает особого внимания. Эмигрировав из Румынии в 70-х годах прошлого века, он, в конце концов, решил связать себя с Чикагским университетом, где работал и великий Элиаде. К моменту встречи со знаменитым соотечественником Кулиану уже был вполне сформировавшимся ученым. Поэтому, попав под обаяние мастера ему удалось сохранить значительную оригинальность мысли. Конечно, под влиянием такой сильной фигуры было бы сложно сделать, не будь Кулиану сам личностью очень сильной и не обладай он собственным видением того, что и как следует исследовать историку религий, не будь у него собственной, оригинальной концепции и особой приоритетной области исследований, которую сам Элиаде затрагивал лишь по касательной …

Штудии Кулиану, посвящены как правило Западу и западной традиции. Кажется, следуя в этом направлении, он старался уравновесить своего учителя, занимавшегося в основном Азией и «примитивными» народностями. О тех областях религиозной жизни, которые всего интересовали Кулиану лучше всего скажут названия написанных им книг: «Дерево гнозиса: гностическая мифология от раннего христианства до современного нигилизма», «Вне этого мира: путешествия в другие миры от Гильгамеша до Альберта Эйнштейна», «Дуалистические гнозисы Запада», «Эрос и магия в эпоху Возрождения. 1484», «Опыты экстаза. Экстаз, вознесение и рассказы визионеров от эллинизма до средневековья», «Религия и власть» и др.. Опыты экстаза и выхода в иные миры, гностицизм, религиозный дуализм и сама проблема дуализма в религиозном сознании, проблемы духовного измерения власти, отдельные западные религиозно-философские системы, оккультизм и теневая сторона западной традиции, генезис того социального и философского явления, который получил наименование Модерна, сам путь Запада, рассмотренный с точки зрения историка религий стали приоритетной темой исследований Кулиану.

Великолепная эрудиция, использование самых редких источников, оригинальные концепции сочетались, как утверждает ряд исследований и с практической деятельностью. Кулиану был, как сообщает в своей книге «Эрос, магия и смерть профессора Кулиану» исследователь его творчества Тед Энтон, был вхож в ряд западных оккультных организаций, сам проводил со студентами различные магические сеансы, предписывая им отбросить неверие в исследуемые феномены магии и религии, рассказывал на научных конференциях о действенности магии. Судя по написанному им, он искренне верил в мудрость древних и стремился с помощью аппарата науки пронукнуть в самую сердцевину феноменов религии и религиозного сознания, но приближение к порогу этих тайн во все времена было делом опасным.

Либеральная общественность поспешила обвинить в смерти ученого румынских крайне правых и даже не существовавшую уже 2 года службу безопасности Секуритате, о которых Кулиану отзывался крайне нелестно. Постепенно эта более чем сомнительная версия с очень натянутой мотивацией стала чуть ли основной. Действительно, в плане критики как коммунистов, так и сменившего их режима Илиеску Кулиану ничем не выделялся среди других румынских диссидентов. То же самое можно сказать и о его жесткой позиции в отношение «Железной гвардии» и националистических предпочтений юности своего учителя Мирчи Элиаде. И тут он ничем особым от других либералов-эмигрантов или оппозиционеров в самой Румынии не отличался. Зачем нужно было убивать именно его? Да и так ли уж были страшны спецслужбы погружавшейся в хаос нищеты, коррупции, в дрязги внутренних конфликтов восточноевропейской страны? Могла ли это сделать организация, от которой к 1991 году осталось лишь имя, перенятое группами активной, но плохо организованной националистической молодежи, да кучка дряхлых стариков «первого призыва», мирно коротавших век в Испании и Аргентине?

Слишком неправдоподобна эта версия. Кулиану могли убить за политику, но политику совсем другого рода. Настоящая политика всегда там, где и настоящая философия, а именно религиозным и философским генезисом современного Запада и занимался злополучный ученый. Понять, кто мог быть заинтересован в смерти Кулиану мы можем, если вспомним еще одно событие, связанное на этот раз с его учителем.. Именно в тот момент, когда Мирча Элиаде в написании своей многотомной «Истории религиозных идей» дошел до периода, описывающего возникновение Современности, Модерна и религиозное развитие западной цивилизации с XVI до наших дней, в его доме в Чикаго в 1984 году случился пожар, уничтоживший значительную часть источников и редких документов по этому периоду. Так и не оправившись от колоссальной утраты, Элиаде умер через два года, не доведя последнее дело своей жизни до конца. Через 5 лет оборвалась и жизнь его ученика, занимавшегося как раз этой проблематикой.

Кулиану в течение всей жизни тайную и явную религиозную историю Запада. Нет сомнения, что знал он очень много, и возможно, как казалось кому-то, слишком много. Поэтому те, кто не согласен с либеральной версией причин убийства Кулиану предлагают обратиться к его научному наследию. Вряд ли мы сразу найдем то самое, скорее всего ученому просто не дали этого сказать, но почувствовать ту опасную черту, к которой приблизился исследователь, мы скорее всего сможем. Пример этому – исследование следующей темы:

Великий манипулятор: власть и магия

«De vinculis in genere»

В своей книге «Эрос и магия в эпоху Возрождения», Кулиану, обращаясь к творчеству Джордано Бруно, знаменитого ученого и мага XV века приоткрывает одну из тайн формирования того типа общества, что основоположник ситуационизма, один из идеологов весны 1968 года, левый нонконформист Ги Дебор назвал «обществом спектакля, концепцию «Великого Манипулятора».

Историк религий исследует книгу «De vinculis in genere” Кулиану отмечает, что по своему значению эта темная работа превосходит многие известнейшие труды по политической и социальной теории не только того времени, но и современности. По своему цинизму и откровенности она сравнима лишь с «Князем» Маккиавелли. Но если фигура «Князя», политического авантюриста, суверенного, ни от кого ни зависящего главы государства, как отмечает Кулиану, в современном мире находится на грани исчезновения, то фигура мага, стоящая в центре концепции Бруно, является прототипом безличных систем масс-медиа, механизмов по промыванию мозгов, которые осуществляют темный (оккультный) контроль над массами в западном мире. Название труда Бруно «De vinculis in genere” переводится как «о связях в общем», и направлен он на магическую манипуляцию отдельными индивидами и массами, на установлением механизмов дистанционного контроля над людьми, вне иерархических конструкций принуждения и наказания прямой власти.

Понятие связей «vinculis» выбрано Бруно не случайно. Кулиану отмечает, что здесь Джордано Бруно является во многом продолжателем другого неоплатоника эпохи Возрождения Марсилио Фиччино и доводит до логического, хотя и неожиданного конца аналогию магии и Эроса, проводимую основателем Платоновской академии во Флоренции. Для Фиччино, как и для Бруно, любая магия основана на Эросе, в том числе то, что может быть названо магией социальной или политической. Кроме того, между магией и эротическим влечением есть инструментальная схожесть, маг как и влюбленный, отмечает автор, выстраивает вокруг интересующего его объекта сети, ловушки, искусство любви или обольщения структурно схоже с задачей мага. Фичино активно использует в отношении магии и любовной игры термины «rete» - сеть, а также такие слова как illex, illecebra, esca, означающие капкан, ловушку, силки, приманку.

Задача мага – выстроить сеть, связать, добиться своего непрямым действием. Это и предлагает Бруно в исследуемом нам трактате. Выдвигаемая Бруно модель состоит из манипулируемых индивидов или массы и мага или Великого Манипулятора, активно использующего сети и ловушки и прочие инструменты «связывания». Важнейшей предпосылкой существования такой системы является знание человеческих желаний, Бруно отмечает, что операции такого плана требуют субтильности, задачей манипулятора является не прямое оболванивание или пропаганда, но создание иллюзии удовлетворения человеческих желаний и потребностей, из-за этого он должен знать и предвидеть эти потребности и желания, ожидания общества. Иначе не возможно установление связи между индивидом и манипулятором, «связывание».

Петру Кулиану так характеризует описываемую им систему «очевидно, что эротическая магия Бруно нацелена на то, чтобы позволить манипулятору контролировать изолированных индивидов и массы. Фундаментальной ее предпосылкой является существование инструмента манипуляции и таким инструментом является Эрос в самом его общем виде – то, что мы любим». Джордано Бруно сводит все человеческие аффекты, все чувства, как низменные, так и возвышенные к любви, так тщеславие является любовью к чести, жадность – к богатству, зависть, любовью к себе, которая не выносит равенства и даже превосходства другого, ненависть, которая особенно выделяется Бруно в качестве инструмента контроля, также является любовью, правда с отрицательным знаком. Наиболее успешная манипуляция, отмечает Бруно, осуществима, если удается разжечь в манипулируемых любовь к себе, Philautia, эгоизм. В исследуемой работе встречается такая характеристика любви как «связь самая возвышенная, самая общая и самая важная». В магических формулах, используемых книге Бруно призывается «великий демон» (Daemon Magnus), но именно так называли любовь итальянские неоплатоники (первым это выражение применил Фиччино в комментариях к «Пиру» Платона).
Магическое воздействие на общество, использующее человеческие страсти, результирующие в любовь, осуществляется манипулятором через непрямой контакт (virtualem seu potentialem), а именно, через использование зрительных образов и звуков (универсальные оккультные инструменты), для установления контроля над видимым и слышимым. Через эти второстепенные ворота, манипулятор, может подойти к своей главной цели, называемой porta et praecipuus aditus «главными воротами» и vinculum vinculorum «связью связей» - фантазии. Необходимо иметь ввиду, что под фантазией в Средневековье понимали в соответствии с учением Аристотеля аппарат воображения выполняющий функцию посредника между телом и душой, чувствами и интеллектом. «Под именем фантазии или внутреннего смысла, он трансформирует показания пяти чувств в фантазмы, образы, которые только и может понимать душа». Аппарат воображения является, переводчиком переводя с языка чувств на язык фантазмов и наоборот.
Фантазмы и фантазия обладают преимуществом над миром видимых явлений и ощущений точно так же как душа обладает преимуществом над телом. Интересно, что к такому же выводу пришла школа социологии воображения Жильбера Дюрана, французского социолога XX века, который выдвинул и обосновал социологическую теорию, согласно которой все важнейшие элементы социального предопределены специфическими типами и режимами работы воображения, его символическими структурами и архетипами.

Именно образы, возникающие в аппарате воображения имеют преобладающее значение для осуществления манипуляции. Душа говорит на языке фантазмов, значит для контроля над ней необходим контроль над ее воображением. При понимании того, что существует связь между универсальной пневмой, особой материей, образующей аппарат воображения и локальной и использовании мощи Эроса, который является силой, осуществляющей связь в этой субстанции возможно управление отдельными сознаниями путем вбрасывания вызывающих ту или иную реакцию образов, фантазмов, поскольку в большинстве случаев не человек управляет своим воображением, но оно управляет им.

Выводом трактата Джордано Бруно является то, что все манипулируемо, любовь, как сила, пронизывающая мир является единственно возможным инструментом манипулятивной магии, а управление воображением посредством аудио-визуальных образов формой осуществления данного управления, связи. Манипулятор плетет сети связей, основанных на аффектах, между собой и между различными людьми, заставляя их таким образом действовать согласно его воле, а сам как паук находится в центре сформированных им сети связей и взаимодействий. Особенно важно то, что с точки зрения Бруно манипулятор должен быть абсолютно индифферентен любому внешнему воздействию, а значит любой форме любви, включая любовь к добру и правде или ко злу.

Великий Манипулятор и современность

Традиционная, классическая, платоническая схема устройства государства, характерная для государств Древности и Средневековья напоминает пирамиду. Власть в нем организована в соответствии с лестницей иерархии достоинств сверху вниз и осуществляется по схеме «приказание-повиновение». Именно против этой авторитарной и даже тоталитарной диктатуры идей во имя идеалов свободы, равенства и братства восстало Новое Время. Социальный мир, выстраиваемый вокруг Великого Манипулятора, – иной, он организован по принципу сети связей вокруг анонимного мага, который осуществляет не прямую, но косвенную власть, негласный контроль, путем подчинения воображения. Он не ведет прямой пропаганды, но путем создания иллюзии удовлетворения ожиданий и искусного управления человеческими чувствами подчиняет область их фантазии. Для Великого Манипулятора важно, чтобы люди оставались подвержены страстям, а общество состояло не из людей, причастных общему делу, но из разрозненных эгоистов и эгоистичных групп и группок. Не иерархия, но сеть, не подчинение, но контроль, не общее дело, но эгоизм, не устремленность к божественному, но голая чувственность или индифферентность.

Так ли секулярен современный мир? Достаточно сравнить описываемую Кулиану концепцию с современным, окружающим нас обществом, чтобы увидеть поразительные сходства. Да, власть осуществляется именно за счет контроля над воображением, да это общество именно сетевое, и не случайно сейчас концепт сетевого общества, практически стал общеупотребимым, не только в специфической научной среде. Удивительно, но используются те же самые корни, что и в магическом трактате Джордано Бруно..
В современном мире контроль над воображением осуществляется с помощью аудиовизуальных средств, телевидения, кино, виртуальной реальности интернета и компьютерных игр, торчащих на каждом шагу реклам, с помощью миллионов образов. Современное общество - это общество, где царствует культ эгоизма и чувственного удовлетворения, и да, в нем стимулируется, возгоняются и используются в первую очередь именно сексуальные энергии, общество пронизано чувственностью, кричащей о себе и устанавливающей самою себя в качестве социальной нормы. Это необъяснимое бешенство, торжество растления духа и плоти, тотальное переключение внимания именно на эту сторону жизни в рамках концепции Джордано Бруно получает рациональное и достаточно логичное объяснение.

Современное общество с полным на то основание может быть названо обществом магическим или обществом Великого Манипулятора, если мы соотнесем положения и выводы из работы Джордано Бруно и данные современной социологии, да и просто обыденные наблюдения окружающей нас социальной реальности. Случайное совпадение? Иоанн Петру Кулиану, говорит: возможно, хотя скорее всего прямая связь между нынешним положением дел и работой Джордано Бруно наличествует. Возможно работа Бруно лишь сигнал симптом общего направления движения западного духа, но никто не отменял и того факта, что к его персоне, как к философу и магу традиционно было приковано внимание всех оккультистских организаций Запада, претендующих на высшее знание, а значит, и на власть. Джордано Бруно был важнейшим участником того процесса, который исследовательница истории и религиозной философии Возрождения Ф. Йейтс назвала «Розенкрейцеровским Просвещением», которое создало предпосылки и в какой-то степени переросло в Просвещение XVIII века, в Американскую и Французскую революцию и создание совершенно нового общества, буржуазно-капиталистического, современного и внешне секулярного, покончившего со Старым Режимом и прежними формами духовной власти, где на смену освященной Церковью священной иерархии, пришла власть невидимого глобального центра силы, «Великого Манипулятора».

Продолжение следует…

1.0x