Инскрипты из собрания библиотеки писателя Василия Белова. Из фондов Музея-квартиры В.И. Белова : альбом-каталог / Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник; филиал "Музей-квартира В.И. Белова". — Вологда : Древности Севера, 2022. — 431 с. : ил.
Книги разные нужны, книги всякие важны. Прав классик. Даже если это и не о книгах. Думаю, такое издание довелось держать в руках впервые не мне одной. Есть женщины, приятные во всех отношениях. Есть книги, удивительные во всех отношениях. Когда авангард и классика, изысканная красота и минимализм, глубина мысли и простота фразы.
Как человека по одёжке встречают, так по обложке встречают книгу. Провожают её, ставя на полку, тоже по уму — содержанию. Но во многом именно от обложки-одёжки зависит, будешь ли ты книгу читать. Захватила ли она внимание, вызвала ли желание открыть, ознакомиться. А увидев эту книгу-альбом, которая уже с первого взгляда на неё увлекает загадочностью и ясностью одновременно, каждый станет шелестеть страницами.
Интригует само название — "Инскрипты…" Не всякому русскому слуху привычное слово из старой латыни. И — фото Василия Белова на обложке, столь русского, сколь это возможно человеку. Но такое удивительное сочетание — не столкновение, не борьба противоположностей. Название, означающее "рукописная дарственная надпись на предмете", даёт исчерпывающее понятие о содержании. Альбом состоит из фотокопий титульных книжных страниц с автографами авторов изданий (те самые инскрипты) и дарственными надписями писателю Василию Ивановичу Белову — русскому классику.
В альбоме интересна каждая страница, представляющая ту или иную книгу. Фотография обложки, фото автографа, выходные данные, справочный материал о дарителе. Интересно и предисловие, которое не в каждой книге читаешь, попросту пролистывая. Здесь из него узнаёшь интересные факты о явлении инскрипта в целом, тебя знакомят с идеей создания этой книги, принципами её составления в частности.
Так, оказывается, что "с конца 1970-х дарственные надписи стали предметом отдельных научных исследований". И нельзя не согласиться, что "развёрнутые и краткие инскрипты профессиональных писателей и критиков, выявленные в библиотеке Музея-квартиры В.И. Белова, позволяют узнать о литературных интересах писателя, очерчивают близкий круг дружеского, профессионального и творческого общения — столичную и вологодскую писательскую среду, характер деятельности и общения с советскими и российскими литераторами".
Несколько сотен изданий представлено в этой книге. А в музее-квартире Василия Ивановича в Вологде, где посчастливилось побывать и мне, тысячи книг — полками с ними заставлены все комнаты мемориальной квартиры. Посещая музеи, особенно в провинции, невольно думаешь: как "Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном", так культура, истинная интеллигентность нашей страны прирастает и будет прирастать работниками, как правило работницами, музеев. Повсеместно это — какие-то неземные создания, влюблённые в каждый экспонат, коим они служат искренне и бескорыстно (вознаграждения музейных работников за их труды, к сожалению, таковы, что труд такой можно считать бескорыстным). Вот и в музее Василия Ивановича Белова служительницы рассказывали о своём выдающемся земляке, признанном ещё при жизни классиком русской литературы, с такой любовью, с такой гордостью, словно говорили о родном человеке.
Даже просто перелистывая страницы, ещё не углубившись в чтение, видишь, какой широкий круг общения был у Василия Ивановича. Какой достойный круг! Писатели, критики, литературоведы, учёные, общественные деятели и представители культуры. Сколько любви, уважения, почитания, душевной приязни в строках, написанных от руки на подаренных Белову книгах, написанных от сердца. Евгений Носов, Виктор Астафьев, Савва Ямщиков, Валентин Распутин, Василий Шукшин, Валентин Сорокин, Александр Проханов, Ольга Фокина, Валентин Берестов, Фёдор Абрамов, Наталья Нарочницкая…
Короткие строки дарственных порой говорят о многом. Читая автограф Андрея Вознесенского "Дорогому Василию Белову всегда с восхищением его даром", понимаешь, что в то время люди разных литературных кругов отдавали должное таланту друг друга. Чего нельзя сказать о временах нынешних.
Владимир Сергеевич Бушин преподнёс свою книгу стихов так: "Дорогому Васе Белову, с которым вот уже лет сорок идём, покряхтывая, рядом, — сердечно". И ты узнаёшь остроумного, самоироничного нашего незабвенного друга.
А своей надписью на книге "Васе Белову, которого не заменишь, как и всё живое, близкое, родное. Всё! Борька Примеров. На Рождество Христово — 6 января 1968 г." поэт развенчивает страшилки о советском повальном безбожии и репрессиях всякого, кто замечен в "отживающих свой век суевериях".
А какая пища для ума графологов! Кто надпись оставил, словно бисер рассыпал, кто будто рецепт выписал — ничего не разберёшь! Вот уж поистине, у каждого свой почерк.
Невольно знакомишься с культурой, традицией оформления книг в советское время, в наши дни. Широка география представленных изданий: Москва, Краснодар, Ростов, Вологда, Иркутск, Минск, Барнаул, Воронеж, Архангельск, Челябинск… И даже не знаешь, что интереснее, читать книгу-альбом или рассматривать. Надо отдать должное: книга достойная и по форме, и по содержанию.