Авторский блог Анна Серафимова 00:46 14 октября 2020

Ах, эта РАХ!

в полку академиков прибыло

Хотите быть академиком? Будьте. Слава Богу, академий ныне — как домиков в садовом товариществе: на каждой сотке гнездится академия с академиками. Есть даже академия коммунального хозяйства. Мы недооцениваем гастарбайтеров, думаем: мол, чего это на одного лениво помахивающего метлой — семеро с энтузиазмом и небывалой сноровкой тыкающих пальцами в смартфон? А они все — интеллектуально-коммунальные академики!

Но не у всех академий столь славная история, как, например, у Российской академии художеств, основанной аж в 1757 году! Фаворитом императрицы Елизаветы Петровны, видным государственным деятелем и меценатом Иваном Ивановичем Шуваловым! Затем славную историю продолжили Всероссийская академия художеств, Академия художеств СССР. Так что noblesse oblige — положение обязывает. Казалось бы. Тем более, что "всё имущество Академии художеств СССР после распада СССР перешло Российской академии художеств. По своему юридическому статусу РАХ является федеральным государственным бюджетным учреждением". Это сладкое, магическое слово — "бюджет".

Потому-то известие о том, что Евгения Васильева стала почётным академиком РАХ, удивило даже ко всему готовых российских граждан. Ныне эту экс-главу департамента имущественных отношений Минобороны представляют как юриста, художника и искусствоведа, а были времена, когда она была фигуранткой дела "Оборонсервиса". "Васильеву признали виновной в мошенничестве при продаже военного имущества и приговорили к пяти годам лишения свободы. В колонии она провела 34 дня, и в 2015 году её условно-досрочно освободили, так как к моменту вынесения приговора отбыла почти половину срока наказания". А отбыла она срок под домашним арестом в 13-комнатной квартире, где при обыске было найдено 19 кг золота, 51 тысяча драгоценных камней, ювелирных изделий на 13 миллионов. Во время домашнего ареста "заключённую" обслуживали повар, стилист, массажист.

Надо сказать, что решение о возможности проводить наказание под домашним арестом принял тот же судья, что тогда же приговорил мужика, утянувшего по пьяни рубанок, к полутора годам заключения. Васильеву досрочно освободили "за возмещение ущерба в кратчайшие сроки". А вот хотя мужик рубанок тоже сразу отдал, весь срок, тем не менее, оттрубил.

Новые времена — новые горизонты. И продавцы тюльпанов стали рулить энергетикой, нанотехнологиями и просто рулить, оборону держать табуретками. Эту тенденцию, шагая в ногу со временем, поддержал Церетели, возглавивший Российскую академию художеств. Лужков нас покинул, но дела и делишки его живут. И живут, надо сказать, припеваючи. Как и многочисленные ставленники, как вот этот самый президент академии. За одну только статую Петра, взгромоздившегося на стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала, надо бы таким "художникам" пожизненно запретить заниматься художествами.

Но, как сказал классик: "Не мог понять он нашей славы". Это нам дорога наша славная история. А кому-то, кто "издалёка,.. на ловлю счастья и чинов заброшен к нам по воле рока", — тем, похоже, наша слава совсем не дорога. Чем иначе объяснить эти загогулины с приёмами в академики? "Вице-президент РАХ Василий Церетели, сын Зураба Церетели, заявил: "Я выдвигал её (Васильеву). Это признание её творческих заслуг. Это многогранный художник, который с детства занимается искусством, ходила в художественную школу. Это не просто, как пишут многие, взяла и начала создавать недавно творчество (Вот академическая высота! По-русски говорить — это тебе не Петров ваять — "начала создавать недавно творчество". — А.С.). Поэтому было такое решение — выдвинуть её в почётные академики РАХ. Критика неуместна. Это потрясающий талантливый художник".

А вот искусствовед, художественный критик и преподаватель курса "Теория медиа" Школы Родченко Александр Евангели считает, что это звание не имеет никакого отношения к искусству и творчеству, и его присвоение не стоит рассматривать как признание каких-то талантов Васильевой. "По сути, это жест уважения, который фиксирует какую-то важность причастности… Кроме того, это женщина с довольно серьёзными связями среди чиновников".

Дополнительные связи она получит, видимо, и в среде таких же, как она "академиков РАХ", среди которых, как сообщается, Беглов, Илюмжинов… "В списке академиков есть и президент Путин". Только знает ли он о своём почётном членстве?

И пусть бросит в меня камень тот, кто скажет, что ничего не слышал о художествах всех этих почётных персон!

Много чести — приводить оценки "творчества" этой дамы, данные искусствоведами, а не членами пронырливого семейства, оседлавшего бюджет. Васильева свои художественные дары пыталась всучить Русскому музею, но тот их вернул. Надо в следующий раз впихивать их с припиской Василия Церетели. Пусть попробуют не взять, с такой-то высочайшей оценкой.

Интересно, что в своё время Следственный комитет опроверг информацию о возврате Васильевой арестованного имущества, уточнив, что "после проведения экспертизы арест был снят лишь с картин, так как они не представляли никакой художественной ценности". Не картины ли новоявленного академика так нагло обозвали — "не имеющие никакой ценности"? За что тогда в академики, за что тогда шляпу с кисточкой на голове?

Василий Церетели философствует: "Мне кажется, люди должны смотреть на искусство в первую очередь. Многие, не видя работ, пишут разное. На мой взгляд, главное показать художника. Пускай обсуждают, сравнивают, критикуют его творчество. А всё, что находится за пределами её профессиональной художественной деятельности, никого не должно волновать". Подход мудреца.

А вот был ещё в истории художник— Адольф Алоизович. Исходя из озвученной логики, и он — вполне себе в академики годится? А уж мелочи типа газовых камер, то, что "за пределами профессиональной художественной деятельности", никого не должны волновать?

1.0x