*****************************************************************************************
проф. В.В. Ш А Х О ВАБИТУРИЕНТУ – 2016: Г Е О Л О Г И Я, О Й К У М Е Н А. 5.
……………………………………………………… ………………………….
«…После того я лёг на камень и долго слушал; этот
камень-сердце по-своему бился, и мало-помалу всё
вокруг через это сердце вступило со мною в связь,
и всё было во мне как моё, как живое. Мало-помалу
выученное в книгах о жизни природы, что всё отдельно,
люди - это люди, животные - только животные, и
растения, и мёртвые камни - всё это, взятое из книг, не
своё, как бы расплавилось, и всё мне стало как своё, и
всё на свете стало как люди: камни, водоросли, прибои и
бакланы, просушивающие свои крылья на камнях
совершенно так же, как после лова рыбаки сети
просушивают…».
М.М. П р и ш в и н. «Жень-шень».
Г е о л о г и я - наука о строении Земли, её происхождении и развитии, основанная на изучении горных пород и земной коры в целом всеми доступными методами с привлечением данных астрономии, астрофизики, физики, химии, биологии и других наук и научных дисциплин. Естественно. что без данных геологии будет неполной история материальной культуры. Закономерны «выходы» к курируемым геологами проблемам и вопросам краеведов, географов-регионоведов, провинциологов, культурологов, специализирующихся в сфере «вспомогательных» дисциплин.
В энциклопедических источниках есть статьи «Геологическое строение Подмосковья», «Геология Подмосковья», «Геология полезных ископаемых», «Геоморфология», «Геофизика», «Геохимия природных вод». Начиная разговор об истории Подмосковья, Поочья, Подонья, Приворонежья, мы не можем обойти вниманием накопленную «большой» наукой и краеведческими изысканиями совокупность знаний о строении Земли на данной территории ( в нашем случае - территории ближнего и дальнего Подмосковья и смежных с ним районов). Краеведческие музеи Коломны, Орехово-Зуева, Павлово-Посада, Зарайска, Егорьевска, Подольска, Каширы, Волоколамска, Истры, других районно-муниципальных музеев предлагают к ознакомлению и изучению образцы горных пород, остатки животных и растений, материалы, относящиеся к региональной геологии, геотектонике, литологии, минералогии, геологии полезных ископаемых, гидрогеологии. В геологическом строении Подмосковья «принимали участие» изверженные и метаморфические породы арзейского и протерозойского возраста, перекрытые мощным (200 - 900 м) чехлом осадочных пород верхнего-среднего девона, нижнего карбона (известняки, мергели, доломиты), юры, мела неогенового и четвертичного возраста (песочно-глинистый комплекс пород).
Геологическое строение Подмосковья и Подстепья формировалось на протяжении миллионов лет на древнейшей Русской платформе - гигантской тектонической структуре, имеющей кристаллический фундамент из гранита, сланцев, гнейса, других кристаллических пород протерозойского возраста. Грандиознейшая «глыба» земной коры погребена под толщей осадочных отложений девонского периода: глинами, доломитами, мергелями, известняками, песчаниками, разнообразными отложениями более «молодого» возраста. В северной части толщина подобных наслоений - где-то 900 метров, на юге же платформы толща от 10 до 20 м. Применительно к нынешней территории былой Московии месторождения доломитов, осадочные отложения над кристаллическим фундаментом Русской платформы достигают шестиста метров, в южной части - 300 м ( в Подворонежье напластования фактически сходят на нет, на «дневную» поверхность устремляются граниты - кристаллический фундамент платформы).
Наука мотивирует столь крупные изменения мощности осадочных напластований с севера на юг динамикой неравномерных процессов поднятия и опускания кристаллической платформы земной коры под мощным воздействием внутренних сил Земли. Учёные полагают, что осадочные породы сформировались на дне моря, покрывавшего тогда обширные пространства Русской равнины. Шёл эволюционный процесс отмирания раковин моллюсков, разнообразных морских обитателей; слой за слоем уплотнялся известковый ил, образуя впоследствии традиционный известняк. Осадочное минералообразование зависело от многих факторов (тектонических, гидрологических, биохимических, временных).
Региональная геология вычленяет из всеобщего контекста то, что имеет непосредственное отношение к конкретному региону, данной местности, опираясь при этом на достижения современной геологии ( динамической геологии, исторической геологии, геотектоники, петрологии, литологии, минералогии, кристаллографии, геологии полезных ископаемых, гидрогеологии).
Геологические исследования территории нынешнего Подмосковья и смежных регионов происходили более или менее планомерно с ХУ111 века. На первой стадии они носили экспедиционный характер. Постоянная же, стационарная служба здесь сформировалась в 1920-е годы, когда Правительство СССР выдвинуло целую установку на разведку железорудного месторождения (для строящихся металлургических гигантов).
В краеведческой работе важно использование данных региональной геоморфологии, геолого-географической науки об отдельных формах земной поверхности (рельефе) Земли, их происхождении, внешнем облике, эволюции и закономерностях географического распространения. Тематические отрасли геоморфологии решают различные практические задачи, связанные с рельефом и рельефообразующими процессами (например, практическая геоморфология занимается изучением формирования и поисками титано-циркониевых и золотоносных россыпей, эрозиями, карстами, исследованиями долин в целях гидротехнического строительства и т.д.). Созданы областные геоморфологические карты разных масштабов.
В краеведческих поисках привлекаются данные региональной геофизики, науки, изучающей физические явления и процессы, протекающие в оболочке Земли и её ядре. Прикладная геофизика исследует водовмещающие породы и параметры водоносных горизонтов, что способствует успешному проведению разведок и эксплуатации объектов водоснабжения.В Подмосковье проводились аэромагнитная, гамма-аэрогеологическая, магнитометрическая съёмки. При необходимости имели место сейсмические съёмки.
Геохимия подводных вод имеет своей задачей изучение участков природных вод в миграции химических элементов (атомов) Земли. Природные воды рассматриваются в своём единстве и материальной связи в различных физических состояниях и разных геосферах. Отметим, что становление геохимии природных вод как части геохимии происходит на стыке нескольких дисциплин: химии, физики, гидрохимии, гидрогеологии, микробиологии. Академик Вернадский назвал «одной из жизненно важных геологических проблем» проблему практического использования поверхностных и подземных вод. В Подмосковье геохимия природных вод основательно разработана и повсеместно практически используется. В частности, европейски известны подмосковные минеральные источники, ставшие основой курортного и санаторного лечения.
**************************************************************
2. МОГУЧАЯ ПОСТУПЬ СТОЛЕТИЙ…
Есть некий час, в ночи, всемирного молчанья,
И в оный час явлений и чудес
Живая колесница мирозданья
Открыто катится в святилище небес…
Ф ё д о р Т ю т ч е в. «Видение».
Знать, у всех у нас такая участь,
И пожалуй, всякого спроси –
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живётся на Руси….
С е р г е й Е с е н и н.
Т ё п л ы й С Т А Н в с п о м и н а е т…
( «Минувшая судьба» Тёпло-Становского, Троицко-
Подольского края: эхо из исторических глубин)
Я не умел постигнуть жизни смысла,
Ни ей, ни силам я своим не знал цены.
Дни и дела – разбросанные числа,
Которые в итог не сведены.
Все смешано: приход, расход и сметы:
Богатым ли рожден иль бедным – Бог весть!
Пожалуй, роскоши найдёшь во мне приметы,
Но нищеты приметы тоже есть.
П ё т р В я з е м с к и й.
Нужно отдать должное краеведам Подольско-Троицкого края, Тёпло-Становского : им принадлежат ценнейшие труды по истории региона. Мимо этих исследований, публикаций, переданных в музейно-просветительские экспозиции материалов не пройдёт ни один из тех, кого живо интересует «земли родной минувшая судьба». Местные Фаусты, опираясь на бытийный опыт пращуров, формируют «конечный вывод мудрости земной», духовные ориентиры, этические и эстетические идеалы, активную жизненно-нравственную позицию.
В моей интернетовской «Энциклопедии Подмосковья» ( www. near. msk.ru) есть много отсылок к регионально-краеведческим источникам. Эти источники легли в основу эссе и очерков в недавно вышедших моих работах: «Большая Москва и москвоведение», «Москвоведение: достопамятности Большой Москвы. Красная Пахра», «Москвоведение: достопамятности Большой Москвы. Вороново», «Москвоведение и Отечественная война 1812 года».
Работа над концепцией специфики становления и материально-духовного развития «новой Москвы» мотивирует необходимость уточнения целого ряда понятий, дефиниций, терминов. В книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия (собрано М. Забылиным» (1880) в разделе «Порядки, характер и обычаи русского народа. Жилые местности» читаем: «Жилые местности в Старой Руси, были: город, пригород, посад, слобода, погост, село, сельцо, починок. Это уже было в то время, когда образовалась прочная оседлая жизнь русского народа». М. Забылин делает при этом ссылку на «Очерк домашней жизни и нравов русского народа» Н.И. Костомарова.
Слово-понятие «город» первоначально означало огороженное место, равносильно с «оградой», «огорожею». Впоследствии между городами образовались два вида: старшие и младшие – г о р о д а (град) и п р и г о р о д ы (то есть состоящие под администрацией городской власти). Делается пояснение: «Так город Киев был городом земли Русской, Чернигов – городом земли Северской, Псков – земли Псковской, Хлынов – земли Вятской, Вышгород, Белгород – были пригороды Киева, Ладога – пригород Новгорода,
а со временем Москва – городом всей земли Русской, после того самое значение города было изменено. Городом стало называться не главное правительственное место, где сосредоточивалось правление и суд, а только, как укрепленное место, или как правительственный пункт».
Посадом стало называться то, что ранее называлось г о р о д о м. Посадский человек (житель посада) означал то, что позднее стало называться
м е щ а н и н о м. Посады служили местом торговой и промышленной деятельности; строились они близ города. Город при этом назывался кремлём, посад же располагался вокруг него. «Часто город был на горе, а посады внизу, как мы видим это на Москве. Посады эти обводились валами там, где жителям было опасно жить по случаю внешних нападений. Посад разделялся на две части: на острог и посёлок. Острогом называлось укреплённое место, служащее для защиты города от внешних нападений, а посёлок – населённое место для жителей, собственно посад, а за ним - слободы».
С л о б о д ы – населённые места, жители коих пользовались какими-либо льготами; льготы же эти предоставлялись «обществам», занимающимся преимущественно ремёслами. Погост, село, сельцо, деревня, посёлок, займище - населённые места, где жители обрабатывали землю, При таких поселениях строилась церковь, в них сосредоточивалось управление, а также был сборный пункт местного населения. «Но когда число церквей умножилось и таких поселений стало много, - констатирует М. Забылин, - они естественно начали
3. О й к у м е н а - обитаемая суша.
Археология: из многомиллионных
глубин первобытного общества
«Я помню, что мириады лет назад я был ягнёнком…»
(воспроизведённая в бунинском «Освобождении Толстого»
мысль Будды, над которой размышлял Лев Николаевич,
последние часы и минуты жизни которого протекли в
Астапове - ныне посёлке «Лев-Толстой»).
…Гляжу вокруг, остановив коня,
И древний человек во мне тоскует…
И в а н Б у н и н. «Уныние и сумрачность зимы…»
Отечественная и мировая наука накопила огромный материал, относящийся к древнейшим стадиям развития человека, эволюции человеческого общества. Движение времени… История природы и история людей, взаимно обусловливающие друг друга… Нас интересуют прежде всего «региональные» факты, связанные с территориями Москвы-реки, Оки, Дона, Воронежа, Лесостепи, Подстепья.
Движение времени… Судьбы человеческие и мироздание…
Взойдут огни небесных сводов,
Заблещет звёздный щит Стожар -
В тот час, когда среди молчанья
Морозный светится пожар,
Расцвет полярного сиянья.
Иван Бунин с его философскими прозрениями; энциклопедические источники бесстрастно констатируют, что обитаем мы на рядовой планете Солнечной системы; Солнце же, в свою очередь, лишь одна из сотни миллиардов звёзд в нашей Галактике. Подобных галактик в Метагалактике - несколько десятков миллиардов.
Руина храма Солнца, ты пуста!
Но ты - исток познаний человека,
Порог его искания, врата.
Ты - колыбель младенческого века,
Наш первый след и первый иероглиф -
И в бездну я взглянул из Баальбека:
Там - даль и мгла. Туманно-синий Миф…
Современная наука утверждает, что многообразие космических объектов возникло где-то двадцать миллиардов лет назад. Физики и лирики спорят: много это или мало? Всё познаётся в сравнении. Элементарные частицы существуют миллиардные доли секунды. Печалит сентиментальное воображение жизнь бабочки-однодневки. Человек же разумный имеет быть на сём свете в среднем семь десятков лет.
Там в полях, на погосте
В роще старых берёз
Не могилы, не кости -
Царство радостных грёз.
Летний ветер мотает
Зелень длинных ветвей -
И ко мне долетает
Свет улыбки твоей…
Учебно-методические фолианты напоминают, что Солнце существует 5 миллиардов лет, посему вся история эволюции космоса измеряется жизнью всего четырёх поколений «населения» Метагалактики. Эволюция же самой Земли и органической природы в этом «космическом» контексте оказывается весьма и весьма короткой. Земля возникла 4,6 миллиарда лет назад; через один миллиард лет появились микроорганизмы, ещё через два миллиарда лет предполагается зарождение макроскопических форм жизни. 450 миллионов лет назад в океанах, морях и прочих водоёмах заплескались рыбы; 50 миллионов лет назад стали попирать сушу млекопитающие. Человечеству же в этой космической эстафете отведено всего два миллиона лет.
Льву Толстому и Ивану Бунину нравилась мысль Будды:
«Я п о м н ю, ч т о м и р и а д ы л е т н а з а д я б ы л я г н ё н к о м».
Набегает впотьмах
и узорною пеною светится
И лазурным сиянием реет
у скал на песке…
О божественный отблеск
незримого - жизни мерцающей
В мириадах незримых существ!
За время своего существования Земля вместе с Солнцем осуществила
23 оборота вокруг центра Галактики; с человеком же ею пройдена всего одна шестьдесят шестая часть этой космической орбиты. Необходимо прибегнуть к сравнению, чтобы наглядно представить, какое место занимает история человечества в жизни Земли. предположим: возраст Земли насчитывает 24 часа. Тогда человечество начало свой путь всего около минуты назад, а история человека современного типа (продолжающаяся 40 тысяч лет) уложится всего в одну секунду.
Лишь поэтам-философам, таким, как И.А. Бунин, суждено постичь почти непостижимое:
Та красота, что мир стремит вперёд,
Есть тоже след былого. Без возврата
Сгорим и мы, свершая в свой черёд
Обычный путь, но долго не умрёт
Жизнь, что горела в нас когда-то.
И много в мире избранных, чей свет,
Теперь ещё незримый для незрячих,
Дойдёт к земле чрез много, много лет…
В безвестном сонме мудрых и творящих.
Кто знает их? Быть может, лишь поэт?
По мере диалектического движения цивилизации человечество развивалось как бы «с ускорением». Если считать, что появление нового поколенгия людей происходит каждые двадцать пять лет, то история человечества, начиная с кроманьонца (человека современного типа), будет насчитывать всего 1600 поколений. Из них 1200 поколений людей прожило в пещерах.
Мифы донесли до нас причудливые поэтические повествования об обитателях голубой планеты:
Кентавр бородатый,
мохнатый
и голый
на страже
у леса стоит.
С дубиной тяжёлой
от зависти вражьей
жену и детей сторожит.
В пещере кентавриха кормит ребёнка
пьянящим
своим молоком.
Шутливо трубят молодые кентавры
над звонко шумящим ручьём.
Андрей Белый в «Играх кентавров» (1903) художнически реконструирует миф-фреску:
Вскочивши один на другого,
копытами стиснувши спину,
кусают друг друга, заржав.
Согретые жаром тепла золотого,
другие глядят на картину,
а третьи валяются, ноги задрав.
Тревожно зафыркал старик,
дубиной корнистой взмахнув.
В лес пасмурно-мглистый
умчался, хвостом поседевшим вильнув.
И вмиг присмирели кентавры,
оставив затеи, и скопом
испуганно вытянув шеи,
к пещере помчались галопом.
Мифические времена, времена оны, богатырские дни, умчавшиеся в небытие «дни эпических поэм»…
Константин Бальмонт в «Нити Ариадны» (1894) как бы приостанавливает прекрасные мгновения вечности(«Меж прошлым и будущим нить Я тку неустанной, проворной рукою: Хочу для грядущих столетий покорно и честно служить Борьбой, и трудом, и тоскою, - Тоскою о том, чего нет, Что дремлет пока, как цветок под водою, О том, что когда-то проснётся чрез многие тысячи лет, Чтоб вспыхнуть падучей звездою. Есть много не сказанных слов И много созвездий, не созданных ныне, - Их столько же, сколько песчинок среди бесконечных песков В немой аравийской пустыне»).
***********************************************************
«Человек… есть чаша космических обособленностей»
«Наших предков сильно беспокоила
тайна мироздания. Они перепробовали
почти все двери, ведущие к ней, и
оставили нам много прекраснейших
ключей и отмычек, которые мы бережно
храним в музеях нашей словесной памяти.
Разбираясь в узорах нашей мифологической
эпики, мы находим целый ряд указаний на то,
что человек есть ни больше, ни меньше, как
чаша космических обособленностей…»
С. Е с е н и н
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгумую,
Самую смертную связь.
Н. Р у б ц о в
Движение времени… Вечность и скоротечность… Если считать, что появление нового поколения людей происходит каждые 25 лет, то, начиная с возникновения человека современного типа (кроманьонца), лишь 240 поколений жили в условиях письменности; 22 поколения имели возможность читать напечатанные книги. При электрическом освещении живёт лишь пятое поколение людей. Автомобили, самолёты, радио, кинематограф входить в жизнь человеческую стали всего сотню лет назад (практически в двадцатом столетии). Телевидение же существуек 70 лет, компьютеры - около шестидесяти лет.
Над Москвой-рекой, Окой синеокой, над Воронежом тенистым и туманным, над Доном светлым, Доном-Ивановичем испокон веков плывут, наполняя тревогой бурные ночи, высветляя вешнюю радость, перекликаясь с поднебесными кликами улетающих стай журавлиных, смиряя сердце думой о сторонке родной, подмосковной, окско-донской, придонско-воронежской, плывут-наплывают звоны колокольные:
- Донн… дон… донн…
Как бы кличут колокольные звоны эти, как бы величают землю былинную:
- Донн… дон… донн…
Вечерние звоны эти вплетались в музыку степей, музыку зорь и
рассветов, музыку сердца, музыку души человеческой.
Не сохами-то славная землюшка распахана…
Распахана наша землюшка лошадиными копытами,
А засеяна славная землюшка казацкими головами,
Украшен-то наш Тихий Дон молодыми вдовами.
Цветен наш батюшка Тихий Дон
отцовскими, материнскими слезами.
Ой ты, нам батюшка Тихий Дон!
Ой что же ты, Тихий Дон, мутнёхонек течёшь?
Ах, как мне, Тихому Дону, не мутно течи!
Со дна меня, тиха Дона, студены ключи бьют,
Посеред меня, тиха Дона, бела рыбица мутит.
Старинную казачью песнь Михаил Александрович Шолохов взял эпиграфом к своему гениальному эпическому повествованию - роману «Тихий Дон».
Москва-река. Ока. Дон. Воронеж. Лесостепь, черноземы, глиноземы, песчаники, ковыльные горизонты, пойменные луга. Здесь - родина многих достойных людей. В своей автобиографии М.А.Шолохов напоминает, что отец его - разночинец из Рязанской губернии. «Моего отца река и река Есенина», - скажет поэт. Леонид Леонов заметил с присущей ему мудростью и афористичностью: «А если Сергей Есенин так сильно любил свои удивительные «конопляники с широким месяцем над голубым прудом», то разве могло быть иначе? Не там ли пролегают самые толстые, вековые корни обширной нашей страны?..".


