После трагических событий в Магнитогорске и Шахтах, где от взрывов бытового газа погибли люди, всё чаще стали звучать предложения отказаться от газификации. Так, например, первый заместитель главы Комитета по госстроительству и законодательству, депутат Госдумы Михаил Емельянов предложил перевести уже газифицированные дома на электричество, а сенатор Валерий Рязанский заявил о необходимости выработать такие тарифы на электроэнергию, чтобы гражданам было выгодно отказаться от газовых плит.
Предлагаем вниманию читателей аналитический материал о возможных негативных последствиях таких предложений.
Электробытовые и газовые приборы и устройства являются опасными объектами, требующими постоянного надзора. За их безопасную эксплуатацию должны отвечать владельцы, а техническое состояние обязаны периодически проверять специализированные организации. В советские времена так и было. Но в 1992 г. внутридомовое газовое оборудование было передано от газораспределительных организаций в муниципальную собственность. При этом оказалось, что ремонтом и заменой изношенного оборудования заниматься стало некому.
Затем было принято ещё более глупое и опасное решение: в 1997 г. появился закон, который исключил жилые дома с газовым оборудованием из списка опасных объектов, до того находившихся под контролем Ростехнадзора. Ответственность за состояние и безопасность внутридомового газового хозяйства была возложена на граждан. С 2006 г. затраты на обслуживание домового газового оборудования включили в розничную цену газа, а его техобслуживание и ремонт стали выполнять только по заявкам жильцов за отдельную плату. Это было грубейшим нарушением правил безопасности, согласно которым опасные технические объекты необходимо периодически осматривать для своевременного выявления дефектов. Тогда же вступил в силу новый Жилищный кодекс РФ, согласно которому управляющие компании получили право самостоятельно решать вопросы обслуживания газового оборудования в домах. При этом единые требования к подрядным организациям, которые занимаются обслуживанием внутридомового газового оборудования, отсутствовали. Разумеется, все эти новшества ни к чему хорошему не привели.
Затем, согласно приказу Минрегионразвития №239 и постановлению Правительства РФ №410 от 14 мая 2013 г., граждан обязали заключать договоры на техобслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования со специализированными организациями. Таким образом, власти переложили ответственность с газовиков на некомпетентных собственников жилых помещений. Хотя совершенно очевидно, что контролировать и обслуживать газовые плиты в квартирах должны службы компании "Газпром межрегионгаз", которая доводит газовые трубы до плит. В 2016 г. ввиду участившихся взрывов газа в домах президент Владимир Путин поручил правительству закрыть "этот люк в законодательстве". "Люк" закрыли. Как водится, на словах. Проблемы же, как и с мусорными свалками, остались.
Предупреждение пожаров и взрывов в домах от утечек бытового газа с 1997 г. не входит в функции Ростехнадзора. Тем не менее, глава этого ведомства Алексей Алёшин решил проявить инициативу по ликвидации этих опасных утечек и взрывов. Ещё в конце 2016 г. он написал письмо одному из депутатов Госдумы, в котором, в частности, говорилось: "Для исключения взрывов и пожаров, которые приводят к человеческим жертвам и разрушениям жилых зданий, предлагается принятие принципиального решения о запрете использования газа в многоквартирных жилых домах — как во вновь строящихся, так и в эксплуатируемых (для приготовления пищи и горячего водоснабжения). <…> Важно отметить, что потребление газа в Российской Федерации на приготовление пищи в многоквартирных жилых домах составляет около 1% от общего количества потребления газа. <…> В качестве альтернативы газу следует рассматривать укомплектование многоквартирных жилых домов электробытовыми приборами".
Под альтернативой, надо полагать, подразумеваются электрические плиты. Кстати отметим, что есть и более дорогие высокочастотные индукционные плиты, но они имеют ряд принципиальных недостатков, поскольку их излучение создает электромагнитные помехи и негативно влияет на человека, что делает их неудобными для приготовления пищи.
Насколько грамотно декларативное предложение главы Ростехнадзора, которое технически и экономически никак не обосновывалось, а его реализация обернулась бы новыми поборами с населения страны? Как отмечалось, после недавней трагедии в Магнитогорске наблюдается вал предложений заменить повсеместно газовые плиты на электрические.
Если оценивать ситуацию, сложившуюся ко времени упомянутого обращения главы Ростехнадзора, то, согласно имевшимся тогда данным Росстата, на начало 2015 г. в России было газифицировано 67% площадей жилищного фонда, а электроплитами оснащено 22%. Общая площадь жилфонда равнялась 3,5 млрд. квадратных метров, общее число квартир в стране составляло почти 65 млн., средняя площадь квартиры — 54 кв. м. Таким образом, число квартир, в которых установлены газовые плиты, превышало 43 млн., а электроплит было около 14 млн. По информации ТАСС, в 2016 г. произошло 12 взрывов бытового газа, что составило 0,000027% от числа газифицированных квартир, и погибло при этом 33 человека, причём в нескольких случаях произошли самоубийства путём отравления газом.
При этом, по данным ГИБДД России, в 2015 г. в результате дорожно-транспортных происшествий, число которых составило 184 000, в стране погибло 23 114 и ранено было 231 197 человек. Но ведь никому в голову не пришло запрещать пользование автомобилями! Для снижения аварийности на дорогах усиливают надзор за поведением водителей и пешеходов.
Но, может быть, предложение главы Ростехнадзора было оправдано технически и экономически?
Электрические плиты с четырьмя конфорками и духовкой потребляют мощность от 7 до 10 кВт. Если ими заменить в стране все газовые плиты, то потребление мощности новыми электроплитами может превысить 430 млн. кВт. Но это тот максимум, которого можно ожидать при их одновременном включении. На самом же деле, с учётом часовых поясов, количество одновременно включенных электрических плит будет несколько меньшим, так как их будут включать с распределением по времени суток. Да и не все конфорки всегда включают одновременно. Следовательно, в каждый отрезок времени потребляемая ими мощность также будет меньше максимальной.
Тем не менее, её всё равно не хватит! На начало 2016 г. установленная мощность всех электростанций в стране составляла 235 млн. кВт. Правда, часть мощностей из-за спада промышленного производства законсервирована, но, надо полагать, указание президента страны о развитии экономики правительство когда-нибудь всё же выполнит, и тогда эти мощности востребуются вновь. Поэтому для замены газовых плит электрическими потребуется дополнительно к существующим построить новые электростанции. С учётом возможности передачи электроэнергии из "спящих" регионов в уже "проснувшиеся" (и обратно — по мере смены в них дня и ночи), включение плит, как отмечалось, будет распределено во времени, и потребуется несколько меньшая мощность новых электростанций. Но при этом надо заметить, что большая часть газифицированных квартир находится в европейской части России, расположенной всего в двух часовых поясах. Поэтому оценка требуемой дополнительной мощности источников электроэнергии может быть дана только на основе анализа потребностей в ней каждого из регионов.
Дело в том, что до реформы Единой энергетической системы (ЕЭС) страны, по Чубайсу, одни и те же электростанции последовательно во времени обслуживали соседние регионы. Перетоки электроэнергии оптимизировали по критериям, обеспечивавшим минимизацию её стоимости для потребителей. Сейчас перетоки во многих местах нарушены, и оптимизируются они теперь с целью получения максимальной прибыли поставщиками электроэнергии за счёт поборов с потребителей. Да и на расстояние свыше 600 км в ЕЭС можно передавать не более 5-7% имеющихся мощностей электростанций. Если принять предложение главы Ростехнадзора, то общая дополнительная мощность одновременно работающих электрических плит составила бы, конечно же, не 430 млн. кВт. Но всё равно из-за нарушений прежних принципов работы Единой энергосистемы дополнительная мощность должна была бы быть значительно больше ныне существующей, так как в тех или иных регионах потребовались бы индивидуальные источники дополнительной электроэнергии.
Замечу, удельная стоимость "строительства" одного киловатта электрической мощности тепловой станции составляет примерно сто тысяч рублей. Поэтому обеспечение новых электроплит электроэнергией потребует громадных капитальных затрат. При этом потребуется увеличить пропускную способность действующих линий электропередач и расширить распределительные сети и подстанции, к которым подключены дома. Понадобится также заменить внутридомовые электропровода на более "мощные". Всё это также будет стоить немалых денег. Да и сами электроплиты — недешёвые.
Действующие в стране электростанции строились на протяжении почти 100 лет. А сколько времени потребуется для строительства новых, с не меньшей суммарной мощностью, учитывая, что часть старых мощностей подлежит замене? И где взять и как оплатить столько турбин и генераторов, если затягивалось даже строительство двух тепловых электростанций в Крыму из-за задержки с поставками оборудования? Ведь отечественное энергомашиностроение развалили. Как отмечалось, придётся также перестраивать всю Единую энергетическую систему, включая строительство множества новых линий электропередачи, а также распределительных и понижающих подстанций на различные напряжения и мощности. Для них тоже потребуется масса дорогостоящего электротехнического оборудования.
Уже только одни эти обстоятельства, над которыми почему-то не задумались ни глава Ростехнадзора, ни его подчинённые из подразделения энергобезопасности, ни новые глашатаи очередной реформы из числа законодателей, не должны были позволить выступать со столь абсурдными предложениями. Наверняка не задумывались они и о том, где взять свыше 43 млн. новых электрических плит, если наша промышленность изготавливает их лишь порядка нескольких сотен тысяч в год? Очевидно, оплатить приобретение и установку новых плит, каждая из которых стоит от 7 до 25 тысяч рублей, должны будут владельцы квартир. Установка электроплит позволит при этом нажиться поставщикам электроэнергии, которые уже давно заломили цены за присоединение потребителей к электросетям. Без сомнения, они заставят население платить и за увеличение мощности подстанций. Само собой разумеется, что строительство новых электростанций повлечёт за собой очередное повышение тарифов на электроэнергию.
Не ведают также глава Ростехнадзора и сторонники его идеи, что, судя по току срабатывания установленных в газифицированных квартирах автоматических выключателей, допустимая мощность используемых в квартире электроприборов не должна превышать 5-6 кВт. На такую же (с определённым запасом) нагрузку рассчитаны подведённые к квартирам электрические провода. Неспроста при установке стиральной машины мощностью 2-3 кВт в большинстве случаев от щитка с электросчётчиком подводят отдельную пару проводов соответствующего сечения и монтируют отдельный, относительно мощный автоматический выключатель. Иначе говоря, в большинстве газифицированных жилых домов проложенные в квартирах электрические кабели и провода по размерам своего сечения не предназначены для дополнительной нагрузки — электроплит мощностью до 10 кВт. Замена прежних и прокладка внутри домов тысяч километров новых проводов и кабелей большего диаметра также влетят в копеечку.
Мотивируя своё предложение, глава Ростехнадзора почему-то утверждал, что потребление газа для приготовления пищи составляет лишь около 1% от общего его потребления в стране. На самом же деле, согласно данным Газпрома, в 2014 г. населению поставили "для приготовления пищи" не 1%, а 23%, коммунальному комплексу для выработки тепла — 15%, а электростанциям для выработки электроэнергии — 24% от общего объёма потреблённого в стране газа. При этом часть газа, используемого для производства электроэнергии, которая потребляется электроплитами, тоже, но опосредовано, используется "для приготовления пищи".
Как отмечалось, для питания новых электроплит потребуется построить новые электростанции суммарной мощностью, превышающей установленную мощность существующих станций. На большой группе тепловых электростанций, мощность которых составляет около 60% всей установленной мощности станций в системе электроснабжения страны, электроэнергия вырабатывается путём использования продуктов сгорания газа для вращения газовых турбин или сжигания его в паровых котлах для выработки пара, используемого в паровых турбинах. Так как количество новых электрических плит втрое превысит число ныне эксплуатируемых, то и газа для новых электростанций потребуется примерно во столько же раз больше. В этот объём войдёт и тот газ, который сегодня потребляет население. Нужно учесть, что так называемая зелёная энергетика — ветряки и солнечные батареи — вряд ли обеспечат выработку больше 2-3% всей потребляемой электроэнергии, что не позволит полностью заместить газ. Поэтому предложения о замене газовых плит электрическими наверняка встретит сопротивление не только Газпрома, но и правительства. Ведь в случае его реализации серьёзно нарушатся экспортные поставки голубого топлива, вследствие чего снизятся валютные доходы и налоги от экспорта газа.
Но, может быть, сжигать газ на тепловых электростанциях для производства электроэнергии и использовать её в электроплитах намного выгодней, чем жечь газ непосредственно в квартирных газовых плитах? По данным производителей, КПД обычной электроплиты составляет 30%, электроплиты с поверхностью из стеклокерамики — 50%, а газовой плиты — 60%. КПД паротурбинной электростанции с паровым котлом и паровой турбиной составляет 30-40%. Более эффективны парогазовые электростанции, в которых продукты сгорания газа, пройдя через турбину, используются в паросиловой установке. Такая комбинированная выработка электроэнергии позволяет увеличить КПД парогазовой электростанции до 50-60%. Можно сказать, что в среднем КПД тепловых станций, использующих в качестве топлива газ, составляет 35%. Таким образом, при сжигании газа для производства электроэнергии КПД системы "электростанция — электрическая плита" не превышает в лучшем случае 20% (округлённо). Если же сжигать газ в газовой плите, то КПД составит 60%. Поэтому, учитывая нынешние тарифы на газ и электроэнергию, получение одного и того же количества тепловой энергии обходится владельцам электрических плит дороже, чем газовых, по предварительным оценкам, на 20—40%.
Предположим ещё, что руководитель Ростехнадзора руководствовался сугубо ведомственными интересами — контролем экологической безопасности. Однако приведённые значения КПД опровергают и это предположение. Новые тепловые электростанции, на которых в качестве топлива использовался бы газ, выбрасывали бы тогда в окружающую среду гораздо больше так называемых парниковых газов, чем газовые плиты.
Итак, предложения о замене газовых плит электрическими представляются надуманными и абсурдными ввиду их бессмысленности — экономической и технической, а также мизерности числа случаев взрывов газа в квартирах. Они по сути своей направлены на дальнейшее увеличение поборов с потребителей электроэнергии в интересах её поставщиков — путём принудительного навязывания "газифицированному" населению электрических плит и присоединения их к электросетям. Можно сказать, что предлагается эдакое своеобразное продолжение "реформы" электроснабжения страны по-чубайсовски.
Поэтому, вместо того, чтобы предлагать отказаться от газификации, лучше по-новому взглянуть на деятельность наших государственных надзорных органов. Ведь под надзором понимают непрерывные или периодические наблюдения и проверки объекта с целью обеспечения его субъектами неукоснительного исполнения законов и иных нормативно-правовых документов, — в нашем случае регламентирующих экологическую и промышленную безопасность. А наблюдение, проверка и учёт результатов проверки называется контролем, суть которого состоит в том, что надзирающий орган (в нашем случае Ростехнадзор) должен контролировать, как на объекте выполняются нормативно-технические требования органов законодательной и исполнительной власти. Контроль, в том числе при помощи технических средств, — одна из важнейших функций управления, без которой невозможно существование как отдельного предприятия, так и государства в целом. Например, дорожное движение контролируется не только полицейскими, но и многочисленными камерами видеонаблюдения.
Для предупреждения утечек бытового газа и последующих взрывов с пожарами, в чем часто оказываются виноваты проживающие в квартирах люди, которые не выполняют элементарных правил безопасности, глупо отказываться от привычных, надёжных и эффективных в эксплуатации газовых плит. О технической и экономической бессмысленности замены газовых плит электрическими говорят приведённые выше доводы.
Для защиты квартир от катастрофических утечек газа и их последствий существуют давно апробированные технические средства контроля — газоанализаторы и датчики температуры, широко используемые в общественных, жилых и административных зданиях. Газоанализатор, настроенный на минимально допустимое наличие в воздухе угарного газа, срабатывает уже при ничтожных следах сигаретного дыма. В него же можно встроить датчик, реагирующий на предельно допустимую концентрацию в квартире природного (бытового) газа. А датчик температуры реагирует на её повышение задолго до возможного возгорания квартиры.
Вырабатываемые этими устройствами электрические сигналы тревоги позволяют оценить сложившуюся обстановку и принять меры, предупреждающие катастрофу. Их в виде конструктивно целостного прибора можно устанавливать в кухнях квартир. Тревожные сигналы датчиков будут передаваться в диспетчерский пункт на территории микрорайона, где расположен дом. Сигнализатор природного газа среагирует на повышенную концентрацию этого вещества, включит в квартире звуковое и световое оповещение и передаст сигнал на электромагнитный клапан, встроенный в квартирную газовую трубу; он перекроет приток в неё газа. Получив тревожные сообщения, диспетчер вышлет аварийную бригаду. Для передачи сигналов можно использовать радиомодули вайфай, Интернет или мобильную связь. Технически все эти вопросы давно решены, и соответствующие устройства выпускаются серийно. Стоят они примерно 2-3 тысячи рублей. Такова цена сохранения человеческих жизней.
Финансирование приобретения и установки сравнительно недорогих упомянутых средств контроля и запорного клапана возможно за счёт владельцев квартир, оно может быть реализовано выдачей им беспроцентного кредита от заинтересованных в безопасности газоснабжения поставщиков газа, а также (частично) за счёт компании, страхующей данную квартиру от несчастных случаев. Защищённое от взрыва и пожара жильё создаст значительно меньше риска для страховщика. Так что ему тоже будет выгодно из возникшей при этом дополнительной прибыли оплатить защиту квартир от утечек газа.
Нормативно-технические документы, регламентирующие правила безопасной эксплуатации различных промышленных и энергетических установок, написаны "на крови" множества жертв аварий и катастроф. Их содержимое касается в основном сугубо инженерных и организационно-технических требований. Юридическими они являются только с точки зрения обязательности выполнения. Поэтому для достоверной оценки выполнения правил промышленной безопасности необходимо обладать глубокими и всесторонними инженерными знаниями. В советские времена государственными надзорными службами в горной промышленности, электроэнергетике, атомной отрасли и других потенциально опасных отраслях руководили специалисты, до того много лет проработавшие на соответствующих промпредприятиях, руководившие ими.
А пока одни новаторы без каких-либо обоснований призывают изгнать из страны газовые плиты, другие столь же "убедительно" призывают подключать к ним "умные" счётчики расхода газа. Когда-то счётчики были повсеместно установлены, но их обслуживание превышало оплату за собственно газ, и от этой идеи отказались. Сейчас, как известно, оплата за газ в быту — подушевая средневзвешенная: кто-то при этом слегка недоплачивает, а кто-то немного переплачивает, но все довольны и Газпром — с прибылью.
Тем не менее навязывание населению счетчиков газа продолжается. Вице-премьер Дмитрий Козак поручил уже к марту 2019 г. разработать предложения о внедрении систем автоматизированного учёта расхода газа в квартирах и дистанционной передачи результатов измерений в диспетчерские пункты. При этом не берётся в расчёт, что внедрение "умного учёта расхода газа" населением, у которого свыше 43 млн. газовых плит, потребует такого же числа счётчиков с автоматической передачей результатов измерений. Однако их производство в стране сравнительно невелико. В 2017 г. изготовили 1,5 млн. таких приборов и завезли около 1 млн. импортных.
Оценочно, установка такого счётчика обойдётся в 5000 рублей, а для всех потребителей затраты превысят 215 млрд. Если счётчики будут обязаны ставить сами потребители, то для многих стоимость окажется существенной, а средств на то, чтобы профинансировать программу за счёт бюджета, у государства нет. Для сравнения: Газпром за 12 лет (с 2005-го по 2017-й год) для газификации регионов России потратил 325 млрд. рублей.
Поэтому прежде чем поручать разработку такой системы (замечу, подобные системы были созданы ещё в середине 1980-х), грамотный руководитель поручил бы для начала оценить выгоду от её внедрения для населения, Газпрома и экономики в целом.
Можно предположить, что кто-то ради наживы очень заинтересован в наращивании производства электроплит взамен газовых, а кто-то, наоборот, в сохранении газовых плит, чтобы нарастить производство для них счётчиков расхода газа. Но государственный подход должен заключаться в обеспечении безопасности людей и гармоничном функционировании народного хозяйства, в котором газификация является важнейшей составляющей.