Сообщество «Форум» 15:43 1 декабря 2020

А судьи кто?

прежде чем говорить о процессе над Асадом, нужно отдать под суд тех, кто разрушил Сирию

Новая администрация Белого Дома, которая приступит к работе в январе будущего года, признала, что нынешняя, во главе с Дональдом Трампом, внесла раскол в отношения между Соединенными Штатами и международными организациями. Администрация Трампа сделала всё для того, чтобы разрушить союзнические отношения со своими партнерами, составлявшие в течение последних десятилетий основу международной стабильности. Такие действия вызвали множество вопросов со стороны как противников, так и союзников и друзей США относительно подлинных намерений Вашингтона.

В годы президентства Трампа Соединённые Штаты официально вышли из ядерной сделки с Ираном (8 мая 2018 года), из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (2 августа 2018 года), из Совета по правам человека ООН (20 июня 2018 года), из организации ЮНЕСКО (в конце 2018 года), из Парижского соглашения по климату (4 ноября 2019 года), из Всемирной организации здравоохранения (3 сентября 2020 года), и наконец, из Договора по открытому небу (22 ноября 2020 года). Стало быть, новой американской администрации достанется нелёгкое дипломатическое наследие. Вашингтону придётся иметь дело именно с этим наследием, учитывая новые международные реалии, появление новых сил и новых игроков, а также беспрецедентную по своим масштабам пандемию коронавируса и сложную экономическую ситуацию в мире. К этому следует добавить также глубокий внутренний раскол внутри американского общества и стремление новой администрации возродить былую роль Соединённых Штатов в мировой политике.

Заявления Джо Байдена, а также планируемые назначения его кандидатов на ключевые должности в вашингтонской администрации, вселяют надежду на то, что Соединённые Штаты будут играть позитивную роль в активизации деятельности тех структур ООН, членство в которых было приостановлено администрацией Трампа, будут стремиться улучшить отношения с Россией и Китаем и будут способствовать выполнению резолюций Совета Безопасности ООН, касающихся урегулирования насущных международных и региональных проблем.

Сейчас стало окончательно ясно, что положить конец страданиям миллионов жителей Сирии, Йемена, Ливии, Ливана и Палестины можно только объединёнными усилиями всего международного сообщества, и в частности, при помощи активизации роли ООН и её специализированных учреждений. Во всех вышеперечисленных странах сложилась крайне сложная обстановка. Опыт последнего десятилетия доказал невозможность урегулирования кризисных ситуаций в этих странах, и в том числе, внутренних конфликтов, решения сложных экономических проблем, вопросов внешнего вмешательства в конфликты и международной конфронтации, что, вне всякого сомнения, лишь усугубило ситуацию, а также без эффективного использования международных механизмов, таких как, например, седьмая статья Устава ООН, предусматривающая принятие Советом Безопасности резолюций, позволяющих использовать военную силу в случае угрозы миру или совершении акта агрессии в отношении гражданских лиц в той или иной стране.

Трагедия этих миллионов людей может, без всякого преувеличения, только усугубиться, если не будут предприняты срочные меры для урегулирования существующих конфликтов. Сотни тысяч, а может быть, и миллионы людей в этих стран обречены на медленную смерть от голода, холода, из-за отсутствия лекарств и медицинской помощи. Эти люди стали заложниками в руках кучки политических руководителей, правящих режимов, отказывающихся идти даже на минимальные уступки. Они продолжают делать ставку на обострение международных конфликтов, стремясь сохранить власть даже ценой катастрофического ухудшения жизни народов своих стран.

Российская инициатива о проведении международной конференции по проблемам сирийских беженцев показала невозможность решения этих проблем без скоординированных усилий мирового сообщества. Дело в том, что для возвращения 9 миллионов сирийцев из-за границы и из приграничных с Сирией районов потребуются миллиарды долларов. Кроме этого, проблема не сводится только к возвращению беженцев. Необходимо также восстановить инфраструктуру. Более половины сирийских городов были разрушены в результате боевых действий. Думается, было бы справедливо, если бы в восстановлении сирийской экономики и в решении сирийского кризиса вообще, приняли участие прежде всего арабские страны, часть которых потратила в своё время миллиарды долларов на разрушение Сирии.

Ряд арабских и европейских государств пытаются уйти от ответственности за восстановление разрушенных сирийских городов и деревень. Эти государства бойкотировали международную конференцию в Дамаске, инициатором проведения которой выступила Россия. При этом выдвигались различные аргументы, и в том числе, то обстоятельство, что сирийские власти не предприняли никаких шагов для выполнения резолюции Совета Безопасности ООН № 2254. Некоторые государства настаивали на «создании международного трибунала для расследования военных преступлений сирийского руководства». При этом полностью игнорировалось не только международное законодательство, но и само содержание резолюции № 2254 Совета Безопасности ООН, в которой делался акцент на достижении консенсуса между сирийским руководством, признанным Организацией Объединённых Наций в качестве законного представителя сирийского государства, и сирийской оппозицией.

Если уж вспоминать всё по порядку и говорить о необходимости международного расследования обстоятельств возникновения сирийского конфликта, почему бы не начать такое расследование в отношении тех, кто участвовал в финансировании террористов, оказывал им всю необходимую помощь, способствовал их переброске в Сирию из многих стран мира? Почему бы не начать такое расследование в отношении тех, кто занимался куплей-продажей контрабандной сирийской нефти и получал немалые комиссионные за эти операции? Почему бы не начать такое расследование в отношении тех, кто организовывал и осуществлял контрабанду из Сирии ценных артефактов, являющихся достоянием всего человечества, их доставку на чёрный рынок и последующую продажу в различных странах? Почему бы не назвать «военными преступниками» тех, кто планировал, координировал и организовывал логистическую поддержку боевых действий в Ракке, Идлибе, под Дамаском и в других пострадавших районах Сирии? Однако гораздо более важным представляется следующий вопрос: неужели западные разведслужбы, со всеми имеющимися в их распоряжении возможностями, не в состоянии отследить маршрут огромных финансовых транзакций, попадавших в Сирию из других стран, а также пути доставки в Сирию больших партий оружия, боевой техники, транспортных средств для «Исламского государства», (официально запрещенная в РФ террористическая организация) привлекавшего под свои знамена «боевые кадры» из многих стран мира с целью создания средневекового Халифата?

Поэтому, прежде чем говорить о создании международного трибунала и судебном процессе над сирийским режимом, я предложил бы создать международный трибунал для суда над теми, кто принимал участие в разрушении сирийского государства, кто посылал террористов в Сирию, Йемен и Ливию для уничтожения этих стран и народов. Я предложил бы также всем сторонам прекратить практику взаимного обвинения, которая оборачивается пустой тратой времени и затягиванием урегулирования конфликтов. Сирийскому руководству и оппозиции следует использовать новый шанс, предоставленный обеим сторонам конфликта Организацией Объединённых Наций. Речь идёт о проведении очередного заседания конституционной комиссии в Женеве 30 ноября с.г. для того, чтобы завершить работу над поправками в Основной закон Сирии и приступить тем самым к выполнению резолюции № 2254 Совета Безопасности ООН. В ходе состоявшейся недавно в Дамаске международной конференции по проблемам сирийских беженцев стало ясно, что необходимо как можно быстрее завершить работу над конституционными поправками, что позволит активизировать роль мирового сообщества в оказании помощи Сирии.

Помощь, которую в ходе конференции решила оказать Сирии Россия, будет предоставлена в виде целевых кредитов для закупки зерна, топлива, для подачи электроэнергии, для снабжения населения водой и медикаментами, хватит максимум на 4-5 месяцев. Это поможет сирийцам пережить зимний сезон.

Однако возникает вопрос: а что делать дальше? На что может рассчитывать сирийское руководство после окончания зимнего периода? На этот вопрос сирийскому руководству предстоит найти ответ.

Что же касается сирийской оппозиции, то её представители должны понимать, что существует реальная угроза раздела их Родины-Сирии на три или четыре части и распада сирийского государства. Это может повлечь за собой братоубийственную войну, которая лишь разобщит сирийский народ и усугубит катастрофическую ситуацию, в которой он находится.Неужели оппозиция заинтересована в таком развитии событий?

Для подключения мирового сообщества с целью оказания помощи Сирии нужна воля самих сирийцев. В этом случае могут быть созданы все условия для того, чтобы ООН и её специализированные учреждения смогли бы оказать сирийскому народу необходимую поддержку.

Сейчас настало время для того, чтобы проявить эту волю, завершив в Женеве в течение предстоящих дней работу над конституционными поправками во взаимодействии со специальной миссией ООН во главе со спецпосланником Генерального секретаря этой ведущей международной организации Гейром Педерсеном.

Подобный формат урегулирования конфликта можно было бы применить в Йемене, Ливии, Ливане и Палестине. Очевидно, что для этого прежде всего необходимо наличие политической воли у руководства, ведущих политических сил и партий этих стран. Это позволит выполнить соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН, касающиеся ситуации в каждой из этих стран в отдельности, позволит мировому сообществу, используя механизмы ООН и других международных организаций, оказать помощь народам этих стран. Это особенно важно сейчас, когда появилась надежда на то, что новая американская администрация во главе с Джо Байденом, изъявившая желание вернуться в те международные организации, из которых Вашингтон вышел в последние годы, предпримет шаги, необходимые для активизации роли ООН, и ликвидации тех трещин в международных отношениях, которые возникли при нынешней администрации США.

1.0x