В российском фильме 2016 года под названием «Викинг» конунг-князь Владимир пришёл в город Полоцк со своей дружиной. Дружинники между собой и с князем Владимиром общаются на языке, очень похожем на современный шведский, хлебают суп из шведских мухоморов, исполняют шведские ритуальные брачные ритмические постукивания оружием по различным предметам и подбадривают совокупляющихся русских князя и княгиню выкриками на шведском языке.
– Кто с тобой пришёл? - спросили у князя Владимира жители Полоцка.
– А, это викинги, - доходчиво объяснил тот.
Жителей Полоцка удовлетворил ответ князя – викинги так викинги, обычное дело.
Последователи российской научной школы, созданной российскими же учёными Миллером, Шлёцером и Байером, и сегодня убеждены, что потомки легендарного Рюрика имеют шведское происхождение. В частности, автор нескольких публикаций по данной теме В.Г. Волков утверждает, что у потомков Рюрика выявлены скандинавские ДНК. Так ли это на самом деле?
Начнём с того, что пару лет назад в когда-то братской Украине провели Y-хромосомное тестирование останков, которые украинскими учёными были определены как останки князей из дома Рюриковичей. Для тех, кто не знает, сообщу, что Y-хромосома (она является частью генома человека) передаётся от отца к сыну почти без изменений. Редкие изменения (мутации) при передаче её от отца к сыну подчиняются определённому закону, который описывается теми же формулами, что и закон радиоактивного распада. Мутации накапливаются с фиксированной скоростью. Математические законы позволяют посчитать эту скорость. При сравнении результатов двух или большего количества Y-хромосомных тестов дальних родственников это позволяет определить, когда – сколько столетий или тысячелетий назад – жил общий предок прошедших тестирование по прямой мужской линии. Тестирование останков князей, захороненных на территории Украины, дало результаты, типичные для восточных славян. По большому счёту, неизвестно, правы ли были украинские учёные, не перепутали ли они князя с самым авторитетным дружинником из окружения князя, который своими ратными подвигами, своей отвагой удостоился чести быть похороненным с княжескими почестями. Могли и не перепутать.
Но у легендарного Рюрика имеются ныне живущие потомки. Их документальная генеалогия восходит если не к самому Рюрику, то к Ярославу Мудрому. Правда, генеалогические схемы нынешних Рюриковичей до нас дошли в списках ХV-ХVII веков, но мы не будем лезть в дебри – нельзя цепляться за любые поводы для сомнений, иначе невозможно будет найти отправную точку, от которой можно оттолкнуться в поиске ответов на накопившиеся вопросы.
Итак, два десятка ныне живущих потомков гипотетического Рюрика прошли Y-хромосомное тестирование. Итоги тестирования разделили нынешних генеалогически подтверждённых Рюриковичей на несколько групп. В группу с ДНК, характерной для западных славян и украинцев, вошло четыре человека: Оболенский, Волконский, Пентекост/Волконский и Барятинский (R1a-M458-L260). Они сходятся к предку, жившему 1100 ± 270 лет назад. Плюсу-минусу, то есть степени погрешности результата, нужны пояснения: самая вероятная дата – это центр, нижняя и верхняя границы задают интервал, в пределы которого датировка попадает с вероятностью 95%. Центр – это как эпицентр землетрясения. В группу с ДНК изначально уральского происхождения – N1a-L550 нижестоящий субклад (родовая ветка) – Y10931 вошло десять-одиннадцать человек: Гагарин, Кропоткин, Хилков, Пузына, Путятин, Вадбольский, Шаховской, Мосальский (Массальский), Ржевский, Лобанов. Общий предок группы жил 1290 ± 190 лет назад. В эту же группу попал потомок рода Корибутов, всегда считавшийся Гедиминовичем. Результаты троих (Шуйского, Белозерского и Друцкого-Соколинского) имеют характерный результат для восточных славян (R1a-Z280). Но все они сходятся к предку, жившему более 4 тыс. лет назад, то есть близкими родственниками друг другу не являются и к своему гипотетическому Рюрику на генеалогическом древе не сходятся. У Святополк-Четвертинского выявили гаплогруппу I2a субклад (ветку) –Y3120, характерную для восточных и южных славян. Есть ещё три потомка князей из рода Рюриковичей, у которых выявлен результат N1a, но субклады (ветки) другие, не -Y10931. Результат этих троих претендентов скандинавским точно назвать нельзя. Их общий предок жил задолго до нашей эры.
Вся компания – не N1a-Y10931, в том числе древнерусские воины, чьи кости были исследованы украинскими учёными, имеют такие же права на корону Рюриковичей, как и Рюриковичи-N1a-Y10931. Если просуммировать все результаты не N1a-Y10931, то их окажется столько же, сколько Рюриковичей-N1a-Y10931. Одним из двадцати не вписывающихся в общий ряд результатов можно было бы пренебречь, половиной пренебречь нельзя. Речь не о ниспровержении группы N1a-Y10931. Речь о том, что нельзя гипотезу и версию объявлять истиной. Ни у нас, ни у кого бы то ни было, нет оснований предполагать, что все Рюриковичи не N1a-Y10931 – потомки незаконнорожденных детей. Женские измены видимо имели место, но объяснять только ими рассматриваемые нами результаты никак нельзя. Если придерживаться этой фантазийной логики, то и всех Рюриковичей-N-Y10931 на тех же основаниях можно записывать в потомки незаконнорожденных. В этом вопросе вообще не должно быть никаких фантазий и домыслов: на выходе результат такой-то, откуда он взялся - мы можем только предполагать. Но утверждать мы ничего не можем, ибо, так сказать, свечку не держали.
Возможно, это случайное совпадение, но наши Белая и Алая розы, Ольговичи и Мономашичи, имели в клетках своих организмов разные Y-хромосомные последовательности, Ольговичи – R1a-M458-L260, Мономашичи, видимо, в основном N1a-L550-Y10931. Когда пришёл Батый, жажда междоусобиц у этих двух кланов пошла на убыль. До Батыя страсти кипели. Возможно, враждующие кланы что-то знали, чего не знаем мы.
Подробней коснёмся Рюриковичей-N1a-L550-Y10931 и их близких предков. Большая группа достойна большого внимания. У нынешних шведов уральская гаплогруппа N1a с её субкладом L550 действительно присутствует, правда, в единицах процентов. Среди шведов выявлено десяток или даже два десятка человек, у которых общий предок с Рюриковичами N1-Y10931 жил в начале нашей эры. Да, это так. Общий предок этой группы был ровесником Юлия Цезаря. Через двадцать или двадцать пять поколений, что рассчитано по снип-мутациям, или пятьсот лет после ровесника Юлия Цезаря жил предок группы Рюриковичей N1a-Y10931, в которую входят потомки российских князей и польские шляхтичи. В этой группе шведов не обнаружено. Зато в эту группу входят четыре очень интересных человека: румын с говорящей фамилией Русу (с румынского языка эта фамилия переводится и как «русский», и как «украинец»), два простых русских парня Куд..цев и Баш…ров и потомки историка Татищева. Татищев здесь самый хитрый и самый значимый. В то время, когда российские учёные Миллер и его компания продвигали в российских научных кругах норманнскую теорию, нашлись другие учёные, категорически не согласные с выводами норманнистов. Самыми видными из них были Ломоносов и Татищев. Имперские и советские учёные историки спорили, имел ли род Татищевых тюркское происхождение или нет. Генеалогия Татищевых ведётся от родоначальника, жившего в ХV веке. В ХV-ХVII вв. Татищевы не занимали заметных должностей в государстве. Историк и государственный деятель ХVIII в. В.Н. Татищев не только знал правду – ту которую можно документально и логически доказать, похоже он ещё и чувствовал её. В висок ему постоянно стучали потоки пращуровой крови, он прислушивался к стуку пульса и пытался услышанное как-то интерпретировать. Интерпретировать услышанное у него получалось достойно.
А если оставить лирику, и пристальней присмотреться к группе N1a–Y10931, что можно высмотреть? Её прародитель жил 1290 ± 190 лет назад, то есть между 540 и 920 годами. Летописный Рюрик попадает в интервал, который получается при расчете, но с не меньшей вероятностью тем предком–основателем группы N1a –Y10931 мог быть прапра…дедушка летописного Рюрика. Рассмотрим всю группу N1a-Y10931: в эту группу, помимо князей, входят три «бастарда»: два русских и один румын с как бы кричащей фамилией – «вообще-то я русский». У одного «бастарда», правда, тест был чуть менее развёрнутым, чем у других представителей группы, но у него подтверждена мутация Y19031, как и у остальных. Да, велик соблазн наклеить на этих людей ярлыки «бастардов», но с таким же успехом можно констатировать, что это могли быть потомки родов, потерявших свою знатность и значимость и слившихся с простонародьем. Можно румына Русу вынести за скобки, это ничего не изменит. В этом древе N1a-Y10931 видны пары и тройки, имеющие поздние родственные связи между собой, но можно заключить, что пять больших стволов этого древа расходятся от самого его основания. Важно то, что в ней, в группе N1a-Y10931, много людей без генеалогии или с непроработанной генеалогией. У Пузын достоверно известный, «задокументированный» первый предок жил в Позднем Средневековье. Ржевские во времена бабушки А.С. Пушкина были и обедневшими, и захудалыми, и княжеский титул утратившими. Как сюда попали Корибуты, ДНК-генеалогическая ветка которых отходит от самой ранней развилки ветки N1a-Y10931? Опять неверные жены во всём виноваты? Всё так просто? Другие варианты не рассматриваются? Безродных и сомнительных очень много. Почти столько же, сколько и тех, у кого документальная генеалогия косвенно подтверждена результатами ДНК-тестирования. Итого, в «сухом остатке» мы имеем надёжно установленный факт, что линии участников из группы Y10931, как родовитых, так и «безродных», расходятся веером от предка, жившего ещё в догосударственную эпоху. При желании его можно назвать Рюриком, но это всего лишь игра в слова. Летописи ничего не сообщают нам об этом человеке.
Пока остаётся хотя бы один швед, не прошедший ДНК-тестирование, российские ДНК-норманнисты имеют право на надежду. Но получается, что скандинавов в группе Рюриковичей-N1a–Y10931, на глубине 1200-1300 лет плюс-минус два столетия пока что не видно совсем. На шведских скалистых берегах таких результатов нет и близко. А у нас они есть. И наши результаты позволяют строить гипотезу, что род Рюриковичей жил на нашей земле до Рюрика, того, о котором сказано в летописях (если таковой в единственном лице вообще имел место быть), что этот род был не сильно оторван от основной массы населения, потому что здесь у нас встречаются безродные, простонародные, рабоче-крестьянские представители этого рода. Можно по-другому сформулировать: наша знать в стародавние времена не была отделена от простонародья непреодолимой пропастью. В странах Западной Европы такой феномен вообще не обнаружен, хотя там люди проходят тестирование в разы и в десятки раз активнее, чем русские и их восточнославянские братья. Для полноты картины нужно добавить, что в это родственное древо Рюриковичей N1a–Y10931, возрастом 1300 лет плюс-минус, попал один результат тестирования ископаемых костей, то есть палео-ДНК-тестирования. Кости нашли в Эстонии на острове Сааремаа. Норманнисты тут же решили взять этот результат в копилку своих аргументов. Не очень понятно почему. Эстония – это восточный берег Балтийского моря, край нашей Русской равнины, нашей Евразии. Это не Скандинавия. Оставьте. Это наши кости.
Всё же попробуем следовать логике российских ДНК-норманнистов. По расчётам во II-IV веках нашей эры жил более ранний предок из этого же рода. Как раз среди его потомков выявлены ныне живущие шведы. На пять Остбергов с разными фамилиями здесь приходится один русский Мук..ков. Русский Мук..ков в том списке не единственный восточный славянин, есть украинцы. Что получается? Шведов в пять раз больше? Да? На самом деле, нет. Шведы в пятнадцать раз чаще русских и украинцев проходят тестирование. Восточных славян и здесь побольше.
Евразийский (восточный) балтийский берег в этом списке (потомков ровесника Юлия Цезаря) дополняют ещё и несколько эстонцев. Опять, о чём это говорит? На этот вопрос хорошо сумели ответить европейские, в том числе и эстонские, генетики. Пару лет назад они провели тестирование нескольких десятков останков тех самых викингов, о которых в России в 2016 году сняли зрелищный кассовый фильм. Останки были найдены в характерных захоронениях викингов в различных точках балтийского побережья, удалённых друг от друга на сотни километров. Результат был получен интересный. Да, скандинавы нашлись, но их было максимум половина. На самом деле меньше. Больше половины результатов тяготели к европейскому населению, жившему и живущему за пределами Скандинавии, в том числе и к восточным славянам. И теперь пришло время задаться вопросом, а кто такие были викинги (варяги – они так названы нашими летописцами) по происхождению, чьих они были. – Чьих будете? На каком языке они говорили, когда входили вместе с князем Владимиром в Полоцк? Если входили. Это не важно. Предположим, они входили. На каком языке они говорили? Вопрос сложный. Торопиться с ответом не следует. Наверное, на каком-то суржике. Может быть, однозначного ответа нет и не будет. Но первое, что приходит в голову: это были отважные ребята, собравшиеся вместе именно потому, что они отважные ребята. Этнические и родственные связи для них, похоже, не были приоритетными. На ранних стадиях существования подобных пиратских объединений туда могли попасть и некоторые ребята из N1a-L550, а другие ребята из N1a-L550 скандинавского берега никогда не видели. Это гипотеза. Она требует подтверждения. Новые данные смогут её подтвердить, опровергнуть или скорректировать.
Если отмотать ещё лет на семьсот от Юлия Цезаря, то окажется, что рассматриваемый нами род к Скандинавии опять не имеет никакого отношения. Он по происхождению наш, с Русской равнины, до этого с Урала, ещё раньше из Сибири. Да, в начале нашей эры некоторые представители этого рода заходили на берега Балтики, в том числе и на скандинавскую сторону. Но это было за пятьсот лет до гипотетического Рюрика (до одного из пяти или семи претендентов на это почётное звание), а при нём уже этого не было. По крайней мере, в Скандинавии следов присутствия не видно. Возможно, это пока. Мы готовы с радостью принимать любые новые данные, ждём их. Но сейчас имеем то, что имеем.
Все, в том числе ДНК-норманнисты, всё это прекрасно знают и понимают. Поэтому они в обсуждения и в дискуссии не ввязываются. Им проще объявить своих оппонентов нерукопожатными. Подозрительным образом в самый неблагоприятный для них момент к ним на помощь приходят качественно сделанные, зрелищные, востребованные, кассовые фильмы. А ещё им помогает отсутствие интереса у российской официальной науки к останкам Ивана Грозного, Ивана Третьего, Дмитрия Донского и далее по списку в глубь времён. Если отсутствие интереса к останкам представителей дома Романовых ещё как-то можно объяснить политикой, желанием не разбудить лихо неожиданным непредсказуемым результатом, то в случае с царствовавшими Рюриковичами это объяснить вообще никак нельзя. Даже если будет получен неожиданный результат, кого он сможет взбудоражить и направить на баррикады? Таких неожиданных результатов уже получено пять, шесть, или десять. С учётом «бастардов», уже, наверное, все пятнадцать. Кстати, незадолго до своей нелепой трагической гибели коллега В.Г. Волкова генетик О.П. Балановский говорил о каком-то неоднозначном результате некоего тестирования неких останков кого-то из Рюриковичей. Он говорил и не договорил. Если бы у него был в руках «однозначный» результат, то есть удобный, скорее всего, он бы его обнародовал. А тут просто намекнул.
Но, по большому счёту, для науки это не важно, что один из учёных-генетиков не высказался чётко и ясно, когда у него была такая возможность: новые данные рано или поздно всё равно появятся и всё прояснят окончательно. Или ещё больше запутают! Будем ждать. Мы готовы принимать любые результаты. Если новый результат разрушит старую концепцию, это будет означать, что концепция не прошла проверку временем, только и всего. Мы готовы к неожиданным открытиям. То, что мы ещё очень мало знаем о своём прошлом, это очевидно. Но пока что мы имеем то, что имеем. Речь о фактах. Они описаны выше. Всё остальное – фантазии.
Авторы:
Рыльщиков И.В.
Рожанский И.Л.
Литература: Книги и статьи по данному вопросу А.А. Клёсова и И.Л. Рожанского.