Военная форма преображает мужчину. К этой мысли я привыкла с детства и пронесла ее через всю жизнь. Мой дед, отец, муж, зять — все носили военную форму. Сейчас, к сожалению, на улицах наших городов все реже можно встретить офицеров, курсантов или солдат — сказываются последствия военной реформы. Но, между тем, есть еще места, где форму начинают носить с 5-го класса.
Московское суворовское училище… От ближайшей станции метро идти до него не очень далеко, минут десять — пятнадцать. Если бы не мокрый, липкий снег и промозглый зимний московский ветер, дорога показалась бы совсем короткой. Но я, стойко преодолевая непогоду, упорно иду по пушистому снежному ковру к намеченной цели. И вот, наконец, показался знаменитый красный с белым забор, за которым скрыто от любопытных людских глаз старейшее, знаменитое суворовское училище.
Учиться здесь мечтают многие мальчишки, но поступают далеко не все. Конкурс достаточно большой. О том, кто и на каких основаниях может поступить, лучше прочитать на официальном сайте. Но можно сказать, что для детей погибших военнослужащих, военнослужащих, проходящих службу в зонах вооруженных конфликтов или в отдаленных гарнизонах, это, по сути дела, единственная и прекрасная возможность получить великолепное образование.
На входе строгие охранники придирчиво осмотрели мои документы и, записав аккуратным почерком все необходимые данные в толстую книгу, какая, наверняка, имеется в наличии на каждой проходной, проводили в приемную директора. Согласитесь, немного режет слух "директор суворовского училища" вместо привычного "начальник училища".
Я пришла раньше назначенного времени — до окончания традиционного утреннего совещания оставалось еще минут десять. Ну что ж, придется подождать. Секретарь, миловидная темноволосая девушка, предложила кофе. Поблагодарив, я присела. Большая комната, служащая приемной, чем-то неуловимым напомнила мне штаб войсковой части, где я когда-то давно, почти десять лет назад, служила (в нашей семье военную форму носят не только мужчины). Напомнила даже не интерьером, хотя и им тоже, а, скорее, духом, самой атмосферой. Наверное, такое впечатление усиливал офицерский бушлат, еще того, старого образца, с полковничьими погонами на плечах, висевший на вешалке, и лежащая рядом военная зимняя шапка. А, может быть, слегка скрипящий при шагах паркет и деревянные панели на стенах, или папки с гербами, аккуратной стопочкой громоздящиеся на столе. И даже то, что в комнате кроме меня и секретаря находились еще две женщины, не рассеивало эту военную атмосферу.
В этот момент дверь с табличкой "Директор училища генерал-майор Касьянов Александр Михайлович, доктор исторических наук, профессор" открылась. Приемная наполнилась мужчинами, как в военной форме, так и в гражданских костюмах, и женщинами. Совещание закончилось, и Александр Михайлович любезно пригласил нас проследовать за ним. Мы разместились за большим овальным столом. Я огляделась. Обстановка кабинета многое может рассказать о его хозяине. Иногда гораздо больше, чем он сам или его подчиненные.
На столе царит идеальный, я бы даже сказала, военный порядок. Все четко и лаконично, что называется, под рукой. Сразу видно, что у каждой вещи есть свое, именно ей отведенное место. На стенах кроме традиционного портрета президента Российской Федерации, висят картины с изображением Петра Первого и владыки Питирима.
Под стать кабинету и его хозяин — энергичный, высокий, подтянутый, в оливковой форменной рубашке с генеральскими погонами, с тронутыми сединой коротко стрижеными волосами. Этот немолодой человек с живым, и в тоже время пронзительным взглядом и обезоруживающей своей искренностью улыбкой, оказался очень интересным и красноречивым собеседником.
Александр Михайлович закончил свою военную службу в звании генерал-майора погранвойск ФСБ. Спустя какое-то время он возглавил московский район Сокольники. Когда владыка Питирим благословлял его, то в качестве совета мой собеседник услышал, что главная задача руководителя такого уровня — формировать ощущение праздника и ожидание этого самого праздника. Сначала он не совсем понял всей глубины данного высказывания, но когда проработал два года в одном из самых узнаваемых, самом сложном и ответственном районе Москвы, то осознал, насколько владыка был прав. Ведь такой подход к работе формирует у людей очень правильный мотив, и человек идет на службу, как на праздник, иногда даже домой возвращается с неохотой, так комфортно и хорошо ему бывает на работе. Это стало, можно сказать, одним из главных управленческих мотивов всей жизнедеятельности Александра Михайловича. И теперь он всегда и всех предупреждает: "Заходите ко мне, пожалуйста, с улыбкой." Кстати, я тоже услышала от него эту фразу.
Александр Михайлович признался мне, что очень рад, что на излете своей профессиональной деятельности пришел в суворовское училище. Ему здесь, как он сам говорит, и радостно, и благостно. Действительно, когда видишь этих ребятишек, душа спокойна за будущее российского офицерства. Именно им суждено стать будущей военной элитой России. Именно здесь растет будущая новая генерация российского офицерства с учетом потребностей сегодняшнего дня. Да-да, здесь, в стенах суворовских военных училищ, готовятся сегодня будущие главкомы, командующие округами, а, может быть, и министры обороны.
То, что сегодня происходит в этих стенах в рамках модернизации, улучшения качества образования, внедрения военной компоненты, дает надежду и уверенность в будущем суворовских училищ. И процесс организации кадетских корпусов в каждом субъекте Федерации, который мы сегодня наблюдаем, является очень правильным и своевременным. Ребята, прошедшие эту школу, имеют большую стартовую готовность к восприятию армейской действительности. Они являются, если можно так сказать, хорошим офицерским материалом.
Чем эти дети отличаются от нас, взрослых? Одно из обязательных слагаемых сегодняшнего успеха — предрасположенность к инновациям. У нас с вами есть жесткий стереотип, и как бы нас не гнули и не ломали, переделать нас тяжело, а иногда и невозможно. Эти же ребята — воск в руках умных и профессиональных наставников. А они здесь, поверьте, есть.
На входе в учебный корпус нас встретил, как и положено, строгий охранник. В коридорах тихо и пусто — идут уроки. Ребята здесь их не прогуливают, как во многих обычных школах. Суворовское училище трудно, да и не хочется сравнивать со среднестатистической школой: последняя сильно проиграет. По уровню оснащения материально-технической базы училище находится, что называется, впереди планеты всей. Кабинет химии стал первым, который мы посетили. Честно говоря, если бы в то время, когда я училась в школе, там был такой кабинет, то еще неизвестно, кем бы я стала, может быть и химиком. Хотя, нет, я бы все равно стала журналистом, но химия стала бы моим увлечением.
Марина Игоревна Литухина с гордостью демонстрирует нам самое современное оборудование, на котором работает каждый день вместе с учениками. Впечатляет — сплошной интерактив. Во время урока здесь все бурлит и взрывается, вызывая неподдельный интерес у ребят. Но, естественно, происходит это строго в рамках изучаемого предмета, а преподавание ведется в соответствии с новыми образовательными стандартами. Рядом с кабинетом находится лаборатория, отделенная или лучше сказать, соединенная с ним большим окном, через которое лаборанту удобно передать учителю все необходимое для урока. Кстати, шкафы, в которых хранятся реактивы и оборудование, подключены к системе вентиляции. Далеко не каждая школа может этим похвастаться.
Ребята, у которых только что закончился урок химии, в один голос рассказывали, что в их прежних школах кабинеты были оснащены значительно хуже. А здесь они с удовольствием ходят на этот предмет, как, например, девятиклассник Глеб Алдохин. В дальнейшем он планирует стать военным врачом, так что хорошие знания по химии ему пригодятся.
Татьяна Валентиновна Демёхина, учитель физики с 32-летним стажем, работой в училище гордится. Да и ученики ей нравятся. Суворовцы тоже отвечают ей взаимностью — они любят и своего преподавателя, и ее предмет. А с этого года, учитывая большую заинтересованность физикой не только старшеклассников, но и пятиклашек, здесь ввели пропедевтику, в рамках дополнительного образования.
Техника безопасности в кабинете находится на высочайшем уровне, органично сочетаясь при этом с удобством и комфортом. Например, все розетки закреплены на специальных откидных панелях, которые убираются после завершения работ. В шкафах, расположенных вдоль стен, — одинаковые серебристые чемоданчики, где хранится все необходимое для уроков. То, что в обычных общеобразовательных школах есть только в теории, здесь существует на практике. А ведь для преподавателя очень важно, чтобы воспитанник имел такие возможности.
Кстати, у каждого суворовца есть электронный дневник. Вообще-то в училище действует система — LMS. Мы попросили одного из суворовцев, шестиклассника Ваню Тупика, продемонстрировать нам ее возможности. Несмотря на свой юный возраст, он ловко обращается с ней. После введения пароля, у каждого суворовца он персональный, мальчик показывает нам свои оценки — в основном четверки и пятерки, мелькнула только одна тройка. Но это, говорит, случайность, в четверти он хорошист. В подтверждение представляет лист итоговой аттестации, тоже в электронном варианте.
Кстати, здесь можно посмотреть не только успеваемость. Например, еще узнать, что сегодня будет на обед. Меню на выбор, как в хорошем ресторане — по три блюда на первое, второе и третье. Самый привередливый не останется голодным. Я бы с удовольствием попробовала винегрет по-курсантски и рассольник ленинградский с мясом, а на десерт взяла бы апельсины. Но для этого нужно пройти в столовую.
Столовая… место, дорогое сердцу не только любого ребенка, но и взрослого. Как говорится, война войной, а обед по расписанию. Думаю, никто не будет спорить, что кушать намного приятнее в современной, уютной соответствующей всем санитарно-гигиеническим нормам столовой.
В огромном светлом уютном помещении под пение Татьяны Булановой, чей голос негромко лился из динамиков, сотрудницы наводили порядок. Я аккуратно, стараясь не наследить, подошла к раздаточной. Дневной рацион питания суворовцев очень разнообразный. В этом я уже убедилась сначала виртуально, а потом и своими глазами. Питание пятиразовое. Уделяется внимание и техническому оснащению столовой — недавно поменяли плиты, установили посудомоечные машины.
Когда мы вышли из здания столовой и направились в роты, чтобы посмотреть, в каких условиях живут ребята, небольшой трактор чистил плац в центре училища от снега, видно, готовились к репетиции парада.
Помещение роты если и напоминает чем-то казарму, то очень отдаленно. Огромное помещение разделено на отсеки, похожие на комнаты, правда, без дверей. В каждой комнате по пять-шесть кроватей. Вокруг идеальная чистота и порядок, все кровати аккуратно заправлены, на тумбочках ничего лишнего, на шкафу висит график дежурств. Пока воспитатель рассказывает нам о распорядке дня, я подхожу к кровати Александра Богачева (на всех спинках приклеены бирочки с фамилиями). Мое внимание привлекают фотографии. На тумбочке рядом с небольшой иконкой разместились четыре фотографии. На одной запечатлен сам суворовец, на остальных, как я поняла, его родители, бабушка с дедушкой и еще кто-то. На мужчинах военная форма разных лет. Настоящая военная династия! Наша армия всегда славилась своими династиями, сыновья часто шли по стопам отцов и дедов. Здорово, что и сегодня несмотря ни на что, мальчишки надевают военную форму и гордятся своими предками.
Осмотрев тренажерный зал, сушилку, кладовую, учебные комнаты, предназначенные для самоподготовки, заходим в комнату досуга. Уютно, как дома — кресла, диваны, огромный телевизор, комнатные цветы, на полках теснятся книги. А возле окна — настоящий бильярдный стол. Сейчас почти никто из ребят не играет, разве что изредка. А несколько лет назад один из суворовцев серьезно увлекался бильярдом, даже участвовал в соревнованиях и занимал призовые места.
Вообще-то, любой ребенок, попавший в суворовское училище, может раскрыть здесь свои таланты. И в этом ему с удовольствием помогут. В обычной же среднестатистической школе, особенно в отдаленном военном гарнизоне наши дети, к огромному сожалению, лишены такой возможности. Здесь же к услугам суворовцев огромное количество различных кружков, спортивных секций. Очень сильное впечатление производит фото- и видеостудии. Ребята работают с великолепной аппаратурой, которой позавидует иной профессионал.
Стены студии завешены фотографиями, с которых на нас смотрят как суворовцы, так и гости училища. А еще по этим фото можно узнать, какие мероприятия здесь проходят, ведь ребята самостоятельно их освещают. Вот встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, а рядом спортивные соревнования, выступления на научно-практической конференции и традиционный суворовский бал. А один уголок посвящен космической теме. В училище существует традиция — ребята ездят в Звездный городок встречать только что вернувшиеся из космического полета экипажи.
На территории училища есть и свой храм — храм Вячеслава Чешского. По выходным здесь проводятся службы. Ребята же могут в любое время подойти поговорить с батюшкой или позвонить ему по телефону, его номер есть у всех ребят. Отрадно, что суворовцы приходят сюда, кто-то чаще, кто-то реже. Все мероприятия в училище начинаются с Божиего благословения. Говоря современным языком, духовной составляющей уделяется достаточное внимание.
Кстати, больших проблем с дисциплиной у суворовцев нет. Но коллектив-то мальчишеский, конечно, бывает, шалят, бегают, громко кричат в столовой, не всегда адекватно откликаются на требования, которые к ним предъявляют учителя. А куда без этого? Возрастное. Да и мальчишки ведь. Хотя среди суворовцев есть и две роты девчонок. Несколько лет назад решили провести такой эксперимент. Но… не прижился, решили этих представительниц прекрасного пола доучить и новых не набирать.
Дисциплина в училище строгая, но, конечно, не такая жесткая, как у солдат срочной службы. Пусть ребята пошалят немного — директор не видит в этом ничего страшного. Ребята постепенно взрослеют и становятся настоящими мужчинами. И по мере становления появляются другие проблемы. Недавно, например, пришлось уволить суворовца — парень курил, и в результате неосторожного обращения с огнем загорелся мусор. Пожара, слава Богу, удалось избежать — вовремя заметили. Но — его пример, как говорится, другим наука. Хоть и жалко было парня, но отчислили.
Кстати, зона училища объявлена антиникотиновой. На его территории категорически запрещено курить не только суворовцам, но и всему постоянному составу, начиная с директора. Объявлен заслон и сквернословию. Директор предупредил всех, что за мат будет карать, как за грубое нарушение воинской дисциплины со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так что прежде чем произнести крепкое словечко ребята теперь обязательно задумываются, а стоит ли? Ведь если тебя исключат, обратно уже не возьмут.
Помните фильм "Офицеры"? Как суворовец Трофимов опоздал из увольнения, потому что смотрел на бегемота? Здесь ребята тоже иногда опаздывают, правда, в последнее время значительно реже. Самый ненадежный авторитет, как известно, это авторитет, основанный на страхе. И новый директор это прекрасно понимает. Поэтому и старается сделать побудительные мотивы появления совестливости (не выполнишь — подведешь коллектив и командира) главным рычагом решения данной проблемы. Усилия оказались ненапрасными. Опоздания удалось сократить до минимума, а если все-таки опаздывают, то, буквально, на считанные минуты.
Есть в училище и мощная психологическая служба. С прошлого года за каждой ротой закреплен свой психолог.
На День Защитника Отечества, который является для суворовцев, как настоящих защитников своей Родины, одним из важнейших праздников, в училище прошло множество мероприятий. С 22 на 23 февраля никаких увольнительных, уже в 10 утра — торжественное построение. Недавно в училище был проведен блестящий плац-парад — представление парадной роты, которая будет принимать участие в Параде Победы. Это произойдет впервые за последние несколько лет, и здесь все этому очень рады. Наконец-то возвращаются утерянные традиции!
Конечно, подготовка предстоит сложнейшая. И в училище к этому готовы. Но вот чего, откровенно говоря, здесь не ожидали, так это такого потрясающего эффекта и такой реакции со стороны ребят, которые говорят, что понимают всю меру возложенной на них ответственности. А это дорогого стоит!
В течение последних лет участие в парадах рассматривалось исключительно как шагистика. Вот такой вот однобокий и ужасающий по своей безграмотности подход. Сейчас, слава Богу, ситуация поменялась, вернее, вернулась на круги своя. И снова прохождение торжественным маршем расценивается как дело чести училища — достойно показать себя, как важное организационное решение, и как немаловажный политический момент. Но самое прекрасное, что и ребята начинают это понимать.
Отрадно, что парад сегодня не рассматривается суворовцами как наказание, чего некоторые опасались (наоборот, как поощрение), и ни в коем случае не сказывается негативно на учебном процессе. У ребят мощнейшая мотивация для участия в параде — любой суворовец знает, что если он плохо учится, его могут убрать из состава парадной роты, легко заменив на другого, бывшего до этого в резерве. Поэтому конкурс на участие в параде среди суворовцев как при поступлении на престижные факультеты МГУ. В качестве правофланговых поставили выпускников, знаменная группа также состоит из одиннадцатиклассников. Но в училище уверены, что это никак не помешает подготовке к ЕГЭ.
… Когда суворовцы идут ровным строем, чеканя шаг, держа равнение, чувствуя локоть рядом идущего товарища, под музыку, под которую маршировали еще их деды и прадеды, они чувствуют себя наследниками великих российских традиций. Они проходят мимо своих родителей, держа равнение на них и отдавая им честь. В эти минуты слезы наворачиваются на глаза не только матерей, но и отцов. Отцов-офицеров, отдавших службе Родине не один год, побывавших в горячих точках и смотревших смерти в глаза. Но ни у кого и в мыслях нет принять эти слезы за какое-то проявление слабости. Нет! Это гордость! Гордость за своих детей, решивших пойти по их стопам, гордость за свою страну, воспитавшую достойных сыновей.
В последнее время много говорилось о попытках и даже тенденциях уничтожения национальной суворовской военной школы. Но Александр Михайлович категорически с этим не согласен. Он уверен, что ни у кого не было и помыслов об уничтожении национальной суворовской военной школы. Действительно, мы наблюдали определенные изменения в содержании образования, снижение военной компоненты (все это было привязано к имеющейся на тот момент идеологии). Но теперь все вернулось на круги своя, очень быстро восстанавливается, и этот процесс не может не радовать. У русского человека, у христолюбивого воина потребность и необходимость в защите Отечества, как родного дома, жила и живет всегда. И это неуничтожимо. Данную идею нужно просто бросить в благодатную почву и дать ей время взойти.
Ведь что такое традиция? Это наиболее стойкое образование. Все реформы, катаклизмы, изменения обстоятельств проходят, а традиции остаются. Александр Михайлович уверен , что в системе управления Вооруженными Силами, в системе военного образования суворовские училища являются константой. Конечно, временные изменения имеют место быть, но у любого мудрого правителя, а хочется надеяться, что в нашем государстве именно такие правители, есть понимание, что к военной службе, к офицерской должности нужно готовить со школьной скамьи.
Петр I в свое время организовал бомбардирские школы в Преображенском полку. Как видите, еще в те времена было понимание и осознание этой необходимости. Во всех цивилизованных странах, да и нецивилизованных тоже, существует подобная система, в разных формах, в разных представлениях. А суворовские училища являются очень удачной находкой решения этой управленческой задачи.