ЧЕБЫШЁВЫ. КАЛУЖСКОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
БРАТЬЕВ КИРЕЕВСКИХ.
«…У нас есть Надежда и Мысль о великом назначении нашего отечества!»
И.В. К И Р Е Е В С К И Й.
Иван Васильевич Киреевский и Пётр Васильевич Киреевский - родом из Козельского уезда Калужской губернии. Иван Васильевич первым проложил путь в Оптину пустынь. Его примеру последовал Пётр Васильевич Киреевский. Преподобный Макарий Оптинский стал их духовным наставником. Вместе они пришли к идее оптинского книгоиздательства; печатали литературу духовно-нравственных жанров. После кончины, согласно завещаниям, похоронены в Оптиной Пустыни (за стеной Введенского собора).
Чебышёвы также немало сделали для нравственно-духовного развития земляков-калужан; они деятельно содействовали строительству храмов, просветительству. Калуга и Козельск, Таруса и Малоярославец, Полотняный Завод и Нара, жители Поочья помнят Чебышёвых, Киреевских, Гончаровых, Арсеньевых, Карамзиных…
.............................................................................................
.............................................................................................
Доминирующее место у И.В. Киреевского занимает идея цельности духовной жизни. Именно «цельное мышление» позволяет личности и обществу избежать ложного выбора между невежеством, которое ведет к «уклонению разума и сердца от истинных убеждений», и логическим мышлением, способным отвлечь человека от всего важного в мире. Другая опасность для современного человека, если он не достигнет цельности сознания, особенно актуальна, полагал Киреевский, ибо культ телесности и культ материального производства, получая оправдание в рационалистической философии, ведет к духовному порабощению человека. Принципиально изменить ситуацию может только перемена «основных убеждений», «изменение духа и направления философии».
Как и Хомяков в учении о соборности, Киреевский связывал рождение нового мышления не с построением систем, а с общим поворотом в общественном сознании, «воспитанием общества». Как часть этого процесса общими («соборными»), а не индивидуальными интеллектуальными усилиями и должна была войти в общественную жизнь новая, преодолевающая рационализм, философия. Суть этого пути — стремление к сосредоточенной цельности духа, которая дается только верой: «осознанием об отношении человеческой личности к личности Божества». Этому должна помочь также и аскеза — необходимый элемент не только жизни, но и философии. Вместе с тем И.В. Киреевский отнюдь не считал бессмысленным опыт европейского философского рационализма: «Все ложные выводы рационального мышления зависят только от его притязания на высшее и полное познание истины». Некоторые пояснения и уточнения. Цельность духа — одно из центральных понятий философии Киреевского. Она сочетает в себе чувственный, душевный и духовный опыты. При этом последний подчиняет себе первые два. Человек может достичь этой це
Сочинения
льности духа только путём постоянной аскезы, прежде всего внутренней, выражающейся в борьбе со страстями. Киреевский-илософ сторонник идеи изначальной падшести человека, а посему считал, что только путём самостоятельного выстраивания собственной личности путём обращения к мистическому опыту человек может преодолеть первородный грех.
Сочинения
Киреевский И. В. Критика и эстетика. — М.: Искусство, 1979. — 440 с. — (История эстетики в памятниках и документах). — 20 000 экз.
/ Сост., авт. вст. ст., авт. прим. Ю. В. Манн. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Искусство, 1998. — 464 с. — (История эстетики в памятниках и документах). — ISBN 5-210-00917-3.
Киреевский И. В. Избранные статьи. — М.: Современник, 1984. — 384 с. — (Библиотека «Любителям российской словесности»). — 20 000 экз.
Киреевский И. В. Разум на пути к истине: Философские статьи, письма, дневник. — М.: Правило веры, 2002. — 662 с. — 4000 экз. — ISBN 5-7533-0119-3.
Киреевский И. В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России. — СПб.: О-во памяти игумении Таисии, 2006. — 112 с. — 800 экз.
Киреевский И. В., Киреевский П. В. Полное собрание сочинений: В четырех томах / Сост. А. Ф. Малышевский. — М.: Гриф, 2006. — ISBN 5-89668-104-6.
....................................................................................................................
......................................................................................................................
КИРЕЕВСКИЙ ПЁТР ВАСИЛЬЕВИЧ - российский фольклорист, переводчик, публицист.
Дворянин. Брат И. В. Киреевского. В детские годы находился под сильным влиянием личности и поэзии В. А. Жуковского. С переездом в Москву (1822 год) Киреевский несколько лет брал уроки у профессоров Московского университета. В середине 1820-х годов был близок к обществу любомудров. В 1829-1830 годах учился в Мюнхенском университете, где на него оказал серьезное воздействие Ф. В. Шеллинг. В 1831-1835 годах актуариус при Комиссии по изданию грамот Московского главного архива МИД (до 1832 года Московский архив Коллегии иностранных дел). С 1837 года жил в своём имении в деревне Киреевская Слободка.
В 1831-ом Киреевский (совместно с Н. М. Языковым) приступил к последовательному сбору произведений народной поэзии. Он первым в России разработал научные принципы записи фольклорных текстов; он также намеревался издать полное собрание русских песен.
Важный момент: свои фольклорные записи передали Киреевскому братья Н. М., П. М. и А. М. Языковы, А. С. Пушкин, Д. А. Валуев, А. Ф. Вельтман, Н. В. Гоголь, В. И. Даль, К. Д. Кавелин, П. И. Мельников-Печерский, Д. П. Ознобишин, М. П. Погодин, И. М. Снегирёв, С. А. Соболевский, С. П. Шевырёв, П. И. Якушкин и многие другие.
К сожалению, ему удалось опубликовать лишь небольшую часть своего собрания и поступивших к нему материалов. После его кончины значительная часть коллекции (около 3 тысяч песен) издана Обществом любителей российской словесности при Московском университете, как-то : «Песни, собранные П. В. Киреевским» (выпуски 1-10, 1860-1874 годы), «Песни, собранные П. В. Киреевским. Новая серия» (выпуски 1-2, 1911-1929 годы). Другие публикации песен из собрания Киреевского - «Песни, собранные писателями. Новые материалы из архива П. В. Киреевского» (серия «Литературное наследство», 1968 год, том 79), «Собрание народных песен П. В. Киреевского: Записи Языковых в Симбирской и Оренбургской губерниях» (том 1, 1977 год), «Собрание народных песен П. В. Киреевского: Записи П. И. Якушкина» (тома 1-2, 1983-1986 годы), «Собрание народных песен П. В. Киреевского» (1986 год).
В 1840-е (вместе с И. В. Киреевским, А. С. Хомяковым) он - активнейший участник в полемических баталиях западников и славянофилов. Концептуальна его статья «О древней русской истории. Письмо к М. П. Погодину» («Москвитянин», 1845 год, №3, часть 2). Пётр Васильевич решительно выступил против тезиса М. П. Погодина о толерантности и смиренности как чертах русского народного характера.
Заметим, что он первым из славянофилов рассмотрел становление Древнерусского государства в контексте истории славянских народов и пришёл к выводу о том, что для всех славян была характерна организация общества в виде родовых и мирских (состояли из нескольких родовых) общин. Они, по его мнению , сохранились и после возникновения государства, имели политическую самостоятельность в виде веча, на котором собиралось несколько родовых общин, при этом государственное единство держалось на «взаимном сочувствии», единстве быта и потребностей. Позднее тезис о «родовом начале» как о краеугольном камне в русской истории славянофилы (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков) заменили общинной теорией.
Сочинения:
Письма П. В. Киреевского. 1829–1854. М., 1905
Письма П. В. Киреевского к Н. М. Языкову / Ред., вступ. ст. и коммент. М. К. Азадовского М.; Л., 1935
Киреевский И.В., Киреевский П. В. Полн. собр. соч. / Сост. А. Ф. Малышевский. Калуга, 2006. [Т. 1–3].