Сообщество «Форум» 12:05 12 сентября 2020

ЧЕБЫШЁВЫ. КАЛУЖСКОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ БРАТЬЕВ КИРЕЕВСКИХ.

Из памятного альманаха "П.Л. Чебышёв и его малая родина".

ЧЕБЫШЁВЫ. КАЛУЖСКОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

БРАТЬЕВ КИРЕЕВСКИХ.

«…У нас есть Надежда и Мысль о великом назначении нашего отечества!»

И.В. К И Р Е Е В С К И Й.

Иван Васильевич Киреевский и Пётр Васильевич Киреевский - родом из Козельского уезда Калужской губернии. Иван Васильевич первым проложил путь в Оптину пустынь. Его примеру последовал Пётр Васильевич Киреевский. Преподобный Макарий Оптинский стал их духовным наставником. Вместе они пришли к идее оптинского книгоиздательства; печатали литературу духовно-нравственных жанров. После кончины, согласно завещаниям, похоронены в Оптиной Пустыни (за стеной Введенского собора).

Чебышёвы также немало сделали для нравственно-духовного развития земляков-калужан; они деятельно содействовали строительству храмов, просветительству. Калуга и Козельск, Таруса и Малоярославец, Полотняный Завод и Нара, жители Поочья помнят Чебышёвых, Киреевских, Гончаровых, Арсеньевых, Карамзиных…

.............................................................................................

.............................................................................................

Доминиру­ю­щее место у И.В. Ки­ре­ев­ско­го за­ни­ма­ет идея цель­но­сти ду­хов­ной жизни. Имен­но «цель­ное мыш­ле­ние» поз­во­ля­ет лич­но­сти и об­ще­ству из­бе­жать лож­но­го вы­бо­ра между неве­же­ством, ко­то­рое ведет к «укло­не­нию ра­зу­ма и серд­ца от ис­тин­ных убеж­де­ний», и ло­ги­че­ским мыш­ле­ни­ем, спо­соб­ным от­влечь че­ло­ве­ка от всего важ­но­го в мире. Другая опас­ность для со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка, если он не до­стиг­нет цель­но­сти со­зна­ния, осо­бен­но ак­ту­аль­на, по­ла­гал Ки­ре­ев­ский, ибо культ те­лес­но­сти и культ ма­те­ри­аль­но­го про­из­вод­ства, по­лу­чая оправ­да­ние в ра­ци­о­на­ли­сти­че­ской фи­ло­со­фии, ведет к ду­хов­но­му по­ра­бо­ще­нию че­ло­ве­ка. Прин­ци­пи­аль­но из­ме­нить си­ту­а­цию может толь­ко пе­ре­ме­на «ос­нов­ных убеж­де­ний», «из­ме­не­ние духа и на­прав­ле­ния фи­ло­со­фии».

Как и Хо­мя­ков в уче­нии о со­бор­но­сти, Ки­ре­ев­ский свя­зы­вал рож­де­ние но­во­го мыш­ле­ния не с по­стро­е­ни­ем си­стем, а с общим по­во­ро­том в об­ще­ствен­ном со­зна­нии, «вос­пи­та­ни­ем об­ще­ства». Как часть этого про­цес­са об­щи­ми («со­бор­ны­ми»), а не ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми ин­тел­лек­ту­аль­ны­ми уси­ли­я­ми и долж­на была войти в об­ще­ствен­ную жизнь новая, пре­одо­ле­ва­ю­щая ра­ци­о­на­лизм, фи­ло­со­фия. Суть этого пути — стрем­ле­ние к со­сре­до­то­чен­ной цель­но­сти духа, ко­то­рая да­ет­ся толь­ко верой: «осо­зна­ни­ем об от­но­ше­нии че­ло­ве­че­ской лич­но­сти к лич­но­сти Бо­же­ства». Этому долж­на по­мочь также и ас­ке­за — необ­хо­ди­мый эле­мент не толь­ко жизни, но и фи­ло­со­фии. Вместе с тем И.В. Ки­ре­ев­ский от­нюдь не счи­тал бес­смыс­лен­ным опыт ев­ро­пей­ско­го фи­ло­соф­ско­го ра­ци­о­на­лиз­ма: «Все лож­ные вы­во­ды ра­ци­о­наль­но­го мыш­ле­ния за­ви­сят толь­ко от его при­тя­за­ния на выс­шее и пол­ное по­зна­ние ис­ти­ны». Некоторые пояснения и уточнения. Цель­ность духа — одно из цен­траль­ных по­ня­тий фи­ло­со­фии Ки­ре­ев­ско­го. Она со­че­та­ет в себе чув­ствен­ный, ду­шев­ный и ду­хов­ный опыты. При этом по­след­ний под­чи­ня­ет себе пер­вые два. Че­ло­век может до­стичь этой це

Сочинения

ль­но­сти духа толь­ко путём по­сто­ян­ной ас­ке­зы, пре­жде всего внут­рен­ней, вы­ра­жа­ю­щей­ся в борь­бе со стра­стя­ми. Киреевский-и­ло­соф сто­рон­ни­к идеи из­на­чаль­ной пад­ше­сти че­ло­ве­ка, а по­се­му счи­тал, что толь­ко путём са­мо­сто­я­тель­но­го вы­стра­и­ва­ния соб­ствен­ной лич­но­сти путём об­ра­ще­ния к ми­сти­че­ско­му опыту че­ло­век может пре­одо­леть пер­во­род­ный грех.

Сочинения

Киреевский И. В. Критика и эстетика. — М.: Искусство, 1979. — 440 с. — (История эстетики в памятниках и документах). — 20 000 экз.

/ Сост., авт. вст. ст., авт. прим. Ю. В. Манн. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Искусство, 1998. — 464 с. — (История эстетики в памятниках и документах). — ISBN 5-210-00917-3.

Киреевский И. В. Избранные статьи. — М.: Современник, 1984. — 384 с. — (Библиотека «Любителям российской словесности»). — 20 000 экз.

Киреевский И. В. Разум на пути к истине: Философские статьи, письма, дневник. — М.: Правило веры, 2002. — 662 с. — 4000 экз. — ISBN 5-7533-0119-3.

Киреевский И. В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России. — СПб.: О-во памяти игумении Таисии, 2006. — 112 с. — 800 экз.

Киреевский И. В., Киреевский П. В. Полное собрание сочинений: В четырех томах / Сост. А. Ф. Малышевский. — М.: Гриф, 2006. — ISBN 5-89668-104-6.

....................................................................................................................

......................................................................................................................

КИРЕЕВСКИЙ ПЁТР ВАСИЛЬЕВИЧ - российский фольклорист, переводчик, публицист.

Дво­ря­нин. Брат И. В. Ки­ре­ев­ско­го. В дет­ские го­ды на­хо­дил­ся под силь­ным влия­ни­ем лич­но­сти и по­эзии В. А. Жу­ков­ско­го. С переездом в Москву (1822 год) Киреевский несколько лет брал уроки у профессоров Московского университета. В середине 1820-х годов был близок к обществу любомудров. В 1829-1830 годах учился в Мюнхенском университете, где на него оказал серьезное воздействие Ф. В. Шеллинг. В 1831-1835 годах актуариус при Комиссии по изданию грамот Московского главного архива МИД (до 1832 года Московский архив Коллегии иностранных дел). С 1837 года жил в своём имении в деревне Киреевская Слободка.

В 1831-ом Киреевский (совместно с Н. М. Языковым) приступил к последовательному сбору произведений народной поэзии. Он первым в России разработал научные принципы записи фольклорных текстов; он также намеревался издать полное собрание русских песен.

Важный момент: свои фольклорные записи передали Киреевскому братья Н. М., П. М. и А. М. Языковы, А. С. Пуш­кин, Д. А. Ва­лу­ев, А. Ф. Вельт­ман, Н. В. Го­голь, В. И. Даль, К. Д. Ка­ве­лин, П. И. Мель­ни­ков-Пе­чер­ский, Д. П. Оз­но­би­шин, М. П. По­го­дин, И. М. Сне­ги­рёв, С. А. Со­бо­лев­ский, С. П. Ше­вы­рёв, П. И. Якуш­кин и многие другие.

К сожалению, ему удалось опубликовать лишь небольшую часть своего собрания и поступивших к нему материалов. После его кончины значительная часть коллекции (около 3 тысяч песен) издана Обществом лю­би­те­лей российской сло­вес­но­сти при Московском университете, как-то : «Песни, собранные П. В. Киреевским» (выпуски 1-10, 1860-1874 годы), «Песни, собранные П. В. Киреевским. Новая серия» (выпуски 1-2, 1911-1929 годы). Другие публикации песен из собрания Киреевского - «Песни, собранные писателями. Новые материалы из архива П. В. Киреевского» (серия «Литературное наследство», 1968 год, том 79), «Собрание народных песен П. В. Киреевского: Записи Языковых в Симбирской и Оренбургской губерниях» (том 1, 1977 год), «Собрание народных песен П. В. Киреевского: Записи П. И. Якушкина» (тома 1-2, 1983-1986 годы), «Собрание народных песен П. В. Киреевского» (1986 год).

В 1840-е (вместе с И. В. Киреевским, А. С. Хомяковым) он - активнейший участник в полемических баталиях западников и славянофилов. Концептуальна его статья «О древней русской истории. Письмо к М. П. Погодину» («Москвитянин», 1845 год, №3, часть 2). Пётр Васильевич решительно выступил против тезиса М. П. Погодина о толерантности и смиренности как чертах русского народного характера.

Заметим, что он первым из славянофилов рассмотрел становление Древнерусского государства в контексте истории славянских народов и пришёл к выводу о том, что для всех славян была характерна организация общества в виде родовых и мирских (состояли из нескольких родовых) общин. Они, по его мнению , сохранились и после возникновения государства, имели политическую самостоятельность в виде веча, на котором собиралось несколько родовых общин, при этом государственное единство держалось на «взаимном сочувствии», единстве быта и потребностей. Позднее тезис о «родовом начале» как о краеугольном камне в русской истории славянофилы (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков) заменили общинной теорией.

Сочинения:

Пись­ма П. В. Ки­ре­ев­ско­го. 1829–1854. М., 1905

Пись­ма П. В. Ки­ре­ев­ско­го к Н. М. Язы­ко­ву / Ред., вступ. ст. и ком­мент. М. К. Аза­дов­ско­го М.; Л., 1935

Ки­ре­ев­ский И.В., Ки­ре­ев­ский П. В. Полн. собр. соч. / Сост. А. Ф. Ма­лы­шев­ский. Ка­лу­га, 2006. [Т. 1–3].

1.0x