Сообщество «Ельцин-центр» 03:59 4 декабря 2019

90-е: уничтожение речного транспорта

за постсоветский период объём грузоперевозок по внутренним водным путям сократился в 4,6 раз, пассажиропоток – в 7,4 раза
12

В «святые девяностые» каким-то странным образом оказались несовместимыми «свобода», «демократия» и…речной транспорт. В царской России, в СССР речная транспортная инфраструктура была крайне важна. Наша страна буквально была буквально усыпана роскошными дворцами-речными вокзалами. Великие реки были связаны в единую сеть многочисленными каналами. В городках и селах дремали дебаркадеры. Мелкие места и пороги укрывали водохранилищами. Существовало развитое речное судостроение. Создавались новационные даже для нашего времени суда на подводных крыльях и воздушной подушке. Вообще наша страна – это великий мир внутренней воды, это уникальная речная цивилизация.

Но в 1990-е годы все это оказалось ненужным. За постсоветский период объём грузоперевозок по внутренним водным путям сократился в 4,6 раз, пассажиропоток – в 7,4 раза. Как написал «Коммерсант» в 2001 году: «Всю пост-советскую историю российского торгового флота можно сравнить с гибелью эскадры». Это касается и морского, и речного флотов.

Эффект катастрофы 1990-х для речного судоходства напоминает поражение в страшной и разрушительной войне. Войну, которую многие из нас так и не заметили. Или не хотим замечать сегодня?

Речной транспорт сегодня – это транспортный и экологический хай-тэк, к которому был способен советский управленческий класс, умевший планировать, правильно стратегировать, управляться более сложным пониманием эффективности. Именно к этому оказались неспособными одномоментно деградировавшие постсоветские элиты, слившие этот крайне важный, цивилизационно значимый вид транспорта, как «неэффективный».

В итоге: «По внутренним путям России перевозится 1,2 процента перемещаемых по стране внутренних грузов. Несколько лет назад в Евросоюзе стали развивать речной транспорт как "приоритетный вид перевозок". В Западной Европе по воде перевозят 11 процентов всего объема внутренних грузов и собираются поднять эту долю до 17 процентов. В Германии этот показатель составляет 11 процентов, Нидерландах — 34, во Франции — 10. Это неудивительно, так как основное конкурентное преимущество водного транспорта — дешевизна»

Вообще я уже перестаю удивляться тому, как сегодня вдруг обнаруживается, насколько же толково и правильно что-либо было устроено в советское время. И авоськи, а также многоразовое использование пластиковых пакетов нашими родителями сегодня оказывается экологически ответственным поведением. И потрясающе развитая система сбора вторсырья тоже восхищает многих сегодня. То же и с речным транспортом. Сегодня мы уже начинаем его возрождение, что будет непросто после 30-летия уничтожения. И стоило ли нам терять эти тридцать лет? И нужно ли было делать этот адский круг самоуничтожения?

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Cообщество
«Ельцин-центр»
5
Cообщество
«Ельцин-центр»
15
Комментарии Написать свой комментарий
4 декабря 2019 в 08:16

Принципиально правильная статья, честная и рассудительная. автору большое спасибо. Речной флот действительно уничтожен, как и вся индустриальная инфраструктура России. Все сибирские города стоят на великих реках и потому, сказанное втором имеет большой смысл.

Вот пример из жизни города Б. на великой реке Обь. Когда то в нем мощный грузовой и пассажирский флот, судоверфь, училище речников. От всего осталось две плавучих веранды с гордым названием "Барракуда" и "Мурена", которые летом катают летом подгулявших хозяев новой жизни и городской быдляк - с пивасиком, танцами,, жманцами, обжиманцами. А ведь на верфи делали баржи "тысячники", оптимальные для нашего региона тоннажа. И буксирок, с двигателем от пазика, за пару дней доставлял тысячу тон груза по назначению.

4 декабря 2019 в 10:24

Наши реки оккупированы.

По крайней мере, на Волге идет последовательное замещение внутреннего туризма- не говоря уж о перевозке пассажиров- внешним. Катают только иностранцев, причём меняют названия судов с русского на английский (https://www.volgadream.com/ship/_), так что создаётся впечатление, что река захвачена неприятелем. Особенно, если учесть, что коренные жители, у которых еще лет десять назад была возможность добраться на Метеоре или Ракете по области или в соседние, теперь вынуждены трястись на автобусе с пересадками, наблюдая, как мимо проплывают белоснежные теплоходы с разными прочими шведами.

4 декабря 2019 в 10:37

Кстати, особенно массовой ликвидация волжских маршрутов стала с середины 2000-х, так что ничем путинские "рывки" от ельцинского разгрома не отличаются.

4 декабря 2019 в 11:08

А может за эти "подвиги" и взбодрили ЕБН-центр наши властьимущие???Или они в 90-х годах были в подполье?В оппозиции?Не участвовали в развале-грабеже СССР?

4 декабря 2019 в 14:53

Очень бы хотелось официально услышать оценку результатов реформ по всем направлениям (итоги надо же когда-то подбивать, 30 лет прошло?), имена разработчиков и "толкачей" реформ на протяжении этого периода. И не только ради малоприятного удовольствия знать имена "героев"... И еще хорошо, если бы назвали те области, где реформы удались в сопоставлении с заплаченной ценой. А то как-то в "потемках" то ли идем, то ли лежим.