6. «ТОНУЛА РОССИЯ БЛОКА…МЫ ДЕТИ
СТРАШНЫХ ЛЕТ РОССИИ»
…Идут века, шумит война,
Встает мятеж, горят деревни,
А ты все та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней, -
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?..
Александр Б л о к. «Коршун». 1916.
…Край мой! Любимая Русь и Мордва!
Притчею мглы ты, как прежде, жива.
Нежно под трепетом ангельских крыл
Звонят кресты безымянных могил…
Сергей Е с е н и н.
«Синее небо, цветная дуга…». 1916.
Малоизвестное стихотворение «Б л о к» Игоря Северянина (из «Медальонов») 1925 года:
Красив, как Демон Врубеля для женщин,
Он лебедем казался, чье перо
Белей, чем облако и серебро,
Чей стан дружил, как то ни странно, с френчем…
Благожелательность к меньшим и меньшим,
Дерзал – поэтно – видеть в зле добро.
Взлетал. Срывался. В дебрях мысли брел.
Любил Любовь и Смерть, двумя увенчан.
Он тщетно на земле любви искал:
Её здесь нет. Когда же свой оскал
Явила Смерть, он понял: - Незнакомка…
У рая слышен легкий хруст шагов:
Подходит Блок. С ним – от его стихов
Лучащаяся – странничья котомка…
Напомним (для художественно-психологического сравнения) созданный Игорем Северянином, в жанровых рамках того же «медальона», есенинский лиро-эпический «портрет» того же 1925 года («Он в жизнь вбегал рязанским простаком, голубоглазым, кудреватым, русым, с задорным носом и веселым вкусом, к усладам жизни солнышком влеком. Но вскоре бунт швырнул свой грязный ком в сиянье глаз. Отравленный укусом змей мятежа, злословил над Иисусом, сдружиться постарался с кабаком… В кругу разбойников и проституток, томясь от богохульных прибауток, он понял, что кабак ему поган… И Богу вновь раскрыл, раскаясь, сени неистовой души своей Есенин, благочестивый русский хулиган…»).
Игорь Северянин в конце жизни работал над поэтическим сборником (к сожалению, не изданным) с «нацеленным» названием «О ч а р о в а т е л ь н ы е
р а з о ч а р о в а н и я».
* * *
«Вчера мило гуторил с Блоком…» - из письма Сергея Есенина Любови Никитичне С т о л и ц е (Петроград, 22 октября 1915 года). Автор сборников стихотворений «Раиня», «Лада», «Русь», Л. Столица – в числе поклонниц, ценителей блоковского таланта (ей, кстати сказать, принадлежат рецензии, эссе о сочинениях Блока). Новоизданную книжицу «Русь» она подарила Есенину в знак встречи в сентябре 1915 года с надписью: «Новому другу – который, возможно, будет дороже старых…». Сам Есенин тоже «увековечил» поэтессу сочно-красочным четверостишием («Любовь Столица, Любовь Столица, О ком я думал, о ком гадал. Она, как демон, она как львица, - Но лик невинен и зорьно ал»).
Игорь Северянин к блоковскому и есенинскому «медальонам» 1925 года добавил (Кишинев, 1 марта
В упомянутом выше письме есенинском письме Л. Столице упоминается «Тенишевский зал», где предполагалось выступление Клюева, Городецкого, Ремизова, самого Есенина. Речь идёт об одной из творческих акций (в Тенишевском училище) литературно-культурологической группы «Краса».
По воспоминаниям присутствовавших на литературно-художественном вечере 25 октября 1915 года, можно «реконструировать» то незаурядное событие (с присутствием Александра Блока, Ларисы Рейснер) , с участием Есенина и других тогда довольно знаменитых авторов…