Авторский блог Игорь Шумейко 20:41 15 ноября 2017

День России

4 ноября знаменовало победу россиян, включая их великое недавнее приращение: татар, чувашей, марийцев, мордву

В ноябрьские дни сошлось несколько линий нашей Истории, календарь полнится, ко Дню народного единства обращаюсь только сейчас. 4 ноября, "на Казанскую" — важнейшая Победа Минина-Пожарского.

"Диванные стратеги" принижают её значение: "Взяли не Кремль, а всего лишь слабо укреплённый Китай-город". Но если вдуматься, взяв тот "стратегически маловажный пункт", Россия вошла в новую эпоху — важнейшую в её исторической миссии. Ведь это — первая победа нашего многонационального народа! Куликово знаменовало победу объединённых русских княжеств. 4 ноября — победу россиян, включая их великое и совсем недавнее приращение: татар, чувашей, марийцев, мордву.

Шестьдесят лет (всего!) прошло от взятия Казани до освобождения Москвы в 1612 году Ополчением Пожарского и Кузьмы Минича Анкундинова (если уж точно давать ФИО нашего героя)! Двадцать татарских мурз шли во Втором ополчении. Татарами именовали всех наследников Орды: сибирские татары, кавказские… Среди татар в Ополчении 1612 года, отбивавшем свою новую столицу, был и мурза Искера-Тобольска, "российский стаж" которого был вообще — пара десятилетий! И ведь в неблизкий поход снарядился: где Тобольск и где Москва! Вот гениальная тема историческому писателю: какой-нибудь воин, проживи он лет 75 (редко, но случалось: мой предок, нежинский полковник в войске Богдана Хмельницкого Прокоп Шумейко погиб в Берестейской битве 80-ти лет от роду) — действительно мог поучаствовать и в обороне Казани от Грозного, и в походе Минина!

Факты вроде потрясающие, однако удивляться тут надо в меру. Более дивиться надо своей зашоренности, долговечности убогих штампов вроде "Ига".

Не Иго, а Хаос долгое время царили у русских, татар. До Батыя, вчитайтесь в хроники, на Руси тотальная непрекращающаяся война практически каждого с каждым. Лишь личный авторитет князей уровня Мономаха чуть приостанавливал ту "броуновскую" грызню. Главное в тогдашнем "государственном праве": вся Русь принадлежит — всем Рюриковичам. Нет вообще какой-то идеи, принципа, которые могли выделить одного князя и чтоб другие признали это. Занятие "киевского стола" превратилось в бессильную словесную приставку. "Ярлык" на великое княжение из Орды — первая такая "идея", дававшая подобие устойчивой иерархии. И в Орде дела пошли не лучше: "Великая Замятня" многодесятилетняя хаотическая резня — такой же факт, как и княжеские феодальные усобицы. И даже вместе получалось не сразу. Дмитрий Донской, верный союзник Тохтамыша, бьёт общего врага, узурпатора Мамая, добивает его сам Тохтамыш, а через год нападает на Москву, берет её с помощью нижегородских русских князей. В условиях беглой полемики на ТВ-передачах, конференциях я сформулировал краткий тезис: Русь освободилась от Орды — вместе с Ордой (в придачу)! "Освободилась" — термин условный, а вот "придача" вполне конкретна: Волга, Урал, Сибирь… Мурзы потому и пошли отбивать Москву, что взятие Казани, календарно тоже недалёкое (13 октября 1552), при всём кровопролитии не было повержением врага.

Когда Аркадий Елфимов и фонд "Возрождение Тобольска" предложили установить памятник Ермаку на Чувашском мысу, а некоторые татарские интеллектуалы выступили против (память-де о битве посеет рознь), я в газетно-журнальных ответах перечислял: да, Ермак разбил Кучума (не важно, наполовину узбека или более), но известно, что фактически руководил кучумовой армией его наследник Махметкула (Маметкул). И что же? Через полгода после пленения Маметкул в Москве, потом — "воевода полка левой руки" (третий по чину!) в русской армии, сражающейся со шведами. Уважение к "татарскому царевичу". Интересно задуматься: по "рейтингу" Маметкул в российском войске обошёл своего победителя-Ермака, и если предположить, что какая-то военная кампания вдруг свела бы их в одну армию, Маметкул начальствовал бы над Ермаком.

Все татары почитают Маметкула, так как из его Кысмет (Судьбы) вырезать российский взлёт карьеры, начавшийся с Ермака? А всю русскую армию Иван Грозный часто доверял бывшему казанскому хану Шиг-Алею.

Взятие Казани означало лишь: столица Улуса Джучиева поменялась, теперь ясак платить надо туда и молиться за здравие царя Ивана Васильевича. Как двести лет до того русские крестьяне молились за "Доброго царя Джанибека". "Добрый царь Джанибек" сохранился в русском фольклоре. Ханы и были первые цари, их дети — царевичи. Знаменитый в русских летописях и фольклоре, который не обманешь, "царевич Арапша". Центр силы в Улусе Джучиевом перемещался — легитимность оставалась. "Смена караула" на этой совсем не сахарной службе: принятие обязанности "сбирания и защиты" земель, народов. (Монголы на этой службе надорвались).

Ясак сводить к "бабкам" — тоже убогое сужение смысла. В его корне Яса, небесный закон, ясак — земная проекция. Душевная широта, способность увидеть то, что ранее было только источником страха и ненависти, считалось “карой господней”, а оказалось более сложным явлением: и наказанием, и испытанием. Былинный, "архетипичный", как теперь выражаются, сюжет. Выдержать удар, не озлобиться, не дойти до тупой национальной ненависти: татары, через 130 лет побежавшие на Русь, спасаясь от “Великой Замятни”, принимались великодушно, братски.

И русские дворяне на 60% ордынского происхождения. Шереметевы, Юсуповы, Беклемишевы, Басмановы, Годуновы, Кочубеи, Батурины, Салтыковы, Ушаковы, Строгановы, Карамзины, Татищевы, Тургеневы, Тимирязевы, Бехтеревы, Бичурины, Аксаковы, Рахманиновы, Корсаковы, Чаадаевы… гордились татарскими корнями.

Но даже если вы настроите ухо на звук тюркских корней и мысленно очертите свою версию этого круга — наверняка ошибётесь. Потому что (навскидку): Поливановы — дворянский род, происходящий от татарина Кочевы, в крещении Онисифора, выехавшего из Орды к великому князю Дмитрию Донскому. Огарёвы — дворянский род, происходящий от выходца из Золотой Орды, мурзы Кутлу-Мамета, прозванного Огар, служившего Александру Невскому и крестившегося с именем Пантелеймона. Ртищевы — аналогично… И так далее.

1.0x