35. ФРОНТОВАЯ УЧАСТЬ ЯСНОЙ ПОЛЯНЫ. ПОЗЫВНЫЕ
ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ (ЯКОВ ХЕЛЕМСКИЙ)
Калинов луг, Козлова просека,
Яснополянские угодья,
Вы больше, чем обитель классика,
Вы обитаете в народе.
Дубняк, природою изваянный,
Мерцание реки Воронки,
А рядом – черные развалины
И в серых избах – похоронки.
Скорбят над новыми утратами
Деревья Старого заказа.
Проснулся колокол, упрятанный
В дупле раскидистого вяза.
И чудится, что вышел из дому,
В рубахе длинной с подпояской,
На зорьке, как привык он издавна,
Сам старожил яснополянский.
Среди рассветного безлюдия
Идёт он трактом деревенским.
Так тихо, что слышны орудия,
Орудующие под Мценском.
По вырубкам и гарям топая,
Внимает горю он и грому.
А ветерану Севастополя
Знакомо это всё, знакомо.
И дом его, огню не отданный,
Ещё пожаром смутно пахнет.
Но в тесной комнате, под сводами,
Простор Истории распахнут.
Объемлет горизонты бедствия
Взор мудреца и канонира.
Печаль с надеждою соседствует
На рубеже войны и мира.
ЯКОВ ХЕЛЕМСКИЙ. МАЙ 1943 года.
…Московско-тульские фронтовые дороги журналиста Якова Хелемского. Под одним из стихотворений – пометка: «Ясная Поляна. Май 1943 г.» («Калинов луг, Козлова просека, Яснополянские угодья, Вы больше, Чем обитель классика, Вы обитаете в народе. Дубняк, природою изваянный, Мерцание реки Воронки. А рядом – чёрные развалины И в серых избах – похоронки»). Старца великого тень, тень русского гения-провидца, скончавшегося в Астапове и похороненного в родной Ясной Поляне, чует смущенной душой автобиографический повествователь в форме красноармейца («Скорбят над новыми утратами Деревья Старого заказа. Проснулся колокол, упрятанный В дупло раскидистого вяза. И чудится, что вышел из дому, В рубахе длинной с подпояской, На зорьке, как привык он издавна, Сам старожил яснополянский»).
Среди рассветного безлюдия
Идёт он трактом деревенским.
Так тихо, что слышны орудия,
Орудующие под Мценском.
По вырубкам и гарям топая,
Внимает горю он и грому.
А ветерану Севастополя
Знакомо это всё, знакомо.
И дом его, огню не отданный,
Ещё пожаром смутно пахнет.
Но в тесной комнате, под сводами,
Простор Истории распахнут.
Объемлет горизонты бедствия
Взор мудреца и канонира.
Печаль с надеждою соседствует
На рубеже войны и мира.
………………………………………………………
………………………………………………………
Толстовская абевега ( страницы великой жизни)
А а
«А з б у к а», «Н о в а я а з б у к а»
«Пора понять, что если хочешь служить людям, то работай для grandmond– рабочего народа – и его имей перед собой, когда пишешь…» (Дневник, 1909).
«Анна Каренина» - роман Л.Н. Толстого. Томас Манн в предисловии к американскому изданию говорил: «Я без колебания назвал «Анну Каренину» величайшим социальным романом во всей мировой литературе».
Арсеньевы, Лермонтовы, Толстые…
Краеведы и регионоведы установили родство Толстых и Арсеньевых, русских дворянских семей, проживавших в Подмосковье, Русском Подстепье. Уроженец Москвы Михаил Юрьевич Лермонтов по материнской линии - из дворян
Арсеньевых. Несомненен живейший интерес Льва Николаевича к личности и биографии М.Ю. Лермонтова.
А с т а п о в о
Станция Рязано-Уральской железной дороги.
28 октября (10 ноября) 1910 года Лев Николаевич тайно покинул Ясную Поляну. В пути он заболел воспалением лёгких и вынужден был сделать остановку.
10(23) ноября он был похоронен в Ясной Поляне. Могила его – в лесу, на краю оврага; здесь вместе с братом искал «зелёную палочку», по преданию хранившему тайну, как сделать всх людей счастливыми.
Станция Астапово теперь называется - Л е в
Т о л с т о й и является центром Лев-Толстовского района
Липецкой области.
Б б
Бартенев Пётр Иванович (1829-1912)
«За берёзовую рощу очень благодарен…» - писал Бартеневу Лев Николаевич (15-18 августа 1867). О чём идёт речь? Читая рукопись Толстого, готовя её к опубликованию, Бартенев обратил внимание на одну неточность: дуэль изображалась-происходила в берёзовой роще в Сокольниках. На самом же деле в Сокольниках была сосновая роща. Лев Николаевич в окончательном варианте «переносит» поединок в сосновую рощу.
Необычайно плодотворно для краеведов-москвичей изучение житейских и творческих контактов, эпистолярии Л.Н. Толстого и Бартенева, библиографа, издателя-редактора знаменитого «Русского архива».
«…Ближе блестели золотые поля и перелески. Везде – спереди, справа и слева – виднелись войска. Все это было оживленно, величественно и неожиданно; но то, что более всего поразило Пьера, - это был вид самого поля сражения, Бородина и лощины над Колочею по обеим сторонам ее.
Над Колочею, в Бородине и по обеим сторонам его, особенно влево, там, где в болотистых берегах Война впадает в Колочу, стоял тот туман, который тает, расплывается и просвечивает при выходе яркого солнца и волшебно окрашивает и очерчивает все виднеющееся сквозь него. К этому туману присоединялся дым выстрелов, и по этому туману и дыму везде блестели молнии утреннего света – то по воде, то по росе, то по штыкам войск, толпившихся по берегам и в Бородине. Сквозь туман этот виднелась белая церковь, кое-где крыши изб Бородина, кое-где сплошные массы солдат, кое-где зеленые ящики, пушки. И все это двигалось или казалось движущимся, потому что туман и дым тянулись по всему этому пространству…»
Бунин Иван Алексеевич (1870 – 1953)
«Освобождение Толстого» Бунина – одно из лучших произведений об «уходе» русского гения. Иван Алексеевич
встречался, переписывался с хозяином яснополянской усадьбы и дома в Хамовниках.
В в
Великая Отечественная война
1941 – 1945 годов.
Известный поэт Яков Хелемский написал
в Ясной Поляне стихотворение, датированное
маем 1943 года:
Калинов луг, Козлова просека,
Яснополянские угодья,
Вы больше, чем обитель классика,
Вы обитаете в народе.
Дубняк, природою изваянный,
Мерцание реки Воронки,
А рядом – черные развалины
И в серых избах – похоронки.
Скорбят над новыми утратами
Деревья Старого заказа.
Проснулся колокол, упрятанный
В дупле раскидистого вяза.
И чудится, что вышел из дому,
В рубахе длинной с подпояской,
На зорьке, как привык он издавна,
Сам старожил яснополянский.
Среди рассветного безлюдия
Идёт он трактом деревенским.
Так тихо, что слышны орудия,
Орудующие под Мценском.
По вырубкам и гарям топая,
Внимает горю он и грому.
А ветерану Севастополя
Знакомо это всё, знакомо.
И дом его, огню не отданный,
Ещё пожаром смутно пахнет.
Но в тесной комнате, под сводами,
Простор Истории распахнут.
Объемлет горизонты бедствия
Взор мудреца и канонира.
Печаль с надеждою соседствует
На рубеже войны и мира.
«Война и мир»
Пьер Безухов «действительно был выслан в Москву за буйство» («участвовал в связывании квартального с медведем… …история его уже известна в Москве»)
«В Петербурге, также как и в Москве, атмосфера нежных, любящих людей окружала Пьера…»
Служба, вместе с государем, в Успенском соборе Кремля
Слободской дворец, Дворянское собрание
«Ростопчинские афишки» «обсуждались наравне с последним буриме Василия Львовича Пушкина»
«В Можайске и за Можайском везде стояли и шли войска. Казаки, пешие, конные солдаты, фуры, ящики, пушки виднелись со всех сторон»
Шевардинский курган, Петрушково, спуск с Можайской горы, Татариново, Горки
«…позиция была выбрана по реке Колоче, пересекающей большую дорогу не под прямым, а под острым углом, так что левый фланг был в Шевардине, правый около селения Нового и центр в Бородине, при слиянии рек Колочи и Войны…»
«В начале июля в Москве распространялись все более и более тревожные слухи о ходе войны: говорили о воззвании государя к народу, о презде самого государя в Москву»
«Вся Москва только и говорила о войне…»
«Воскресение» - роман Л.Н. Толстого. Александр Блок полагал, что это произведение есть «завещание уходящего столетия новому». Ромэн Роллан назвал «Воскресение» «одной из прекраснейших поэм о человеческом сострадании»
Д д
«Декабристы»
Л.Н. Толстой ссылался на слова А.И. Герцена из письма к императору Александру 11: «После ссылки этих людей (то есть декабристов – В. Ш.) температура образования видимо у нас понизилась, меньше ума сделалось в обороте, общество стало пошлее, потеряло возникающее чувство достоинства»
«Детство» - повесть Л.Н. Толстого.
Д н е в н и к и Льва Николаевича Толстого
В дневниках Толстого наиболее ярко проявилась внутренняя сущность личности Толстого, его «светлый гений» (выражение А.А. Блока). Запись от 15 сентября 1889 года: «Думал: Радоваться! Радоваться! Дело жизни, назначение ее – радость. Радуйся на небо, на солнце, на звезды, на траву, на деревья, на животных, на людей. И блюди за тем, чтобы радость эта ничем не нарушалась. Нарушается эта радость, значит, ты ошибся где-нибудь – ищи эту ошибку и исправляй».
«Дом Ростовых» на Пречистенке. Здесь расположен Государственный музей Л.Н. Толстого, сосредоточивший
крупнейшее собрание экспонатов, связанных с жизнью
и творческой биографией гения земли Русской.
К к
К р е к ш и н о
Из дневника Л.Н. Толстого 1909 года: «…5 сентября.
К р е к ш и н о.
…Приехали в Крекшино. Очень радостно всех увидеть. Все веселые, добрые, не говорю уже ппро отношения ко мне… …Приходили крестьяне Крекшина…»
М м
«Молитва для внучки Сони».
М о с к в а
В начале 1880-х годов писатель переехал с семьей из Ясной Поляны в Москвы. Прежде всего это объяснялось желанием
Дать образование подрастающим детям.
В середине 1880-х годов Лев Николаевич и его соратники
создали в Москве издательство «Посредник» для выпуска доступных книг для простонародья.
М о с к в а - р е к а
«…Правый фланг наш вот где (он указал круто направо, далеко в ущелье), там М о с к в а – р е к а, и там мы три редута построили очень сильные…» - в «Войне и мире» офицер объясняет Пьеру Безухову позиции перед Бородинским сражением.
Московский Малый Театр
29 ноября 1895 года на его сцене поставлена «Власть тьмы». 23 ноября Толстой читал пьесу артистам, 28-го же ноября присутствовал на её генеральной репетиции. К Толстому приезжали режиссёр Малого театра С.А. Черневский и её декоратор (он же главный машинист сцены) К.Ф. Вальц
советоваться о постановке пьесы.
Московский Художественный Театр
(МХАТ)
На сцене Московского художественного театра осуществлены постановки драматических произведений
русского гения («Власть тьмы», «Плоды просвещения»,
«Живой труп», «И свет во тьме светит»).
Никольское-Горушки
Имение А. В. и А. М. Олсуфьевых в Московской губернии. Запись в дневнике от 3 января 1895 года: «Никольское. Олсуфьевы. Поехали, как предполагалось… Приехали прекрасно… Вчера был оживленный спор о православии. Вся неясность понимания происходит оттого, что люди не признают того, что жизнь есть участие в совершенствовании себя в жизни. Быть лучше и улучшить жизнь…»
Никольское, 6 января 1895 года: «…Жизнь истинная – в движении вперед, в улучшении себя и улучшении жизни мира через улучшение других людей. Все, что не ведет к этому, не жизнь, тем более то, что препятствует этому…»
О о
Общество любителей российской словесности при Московском университете (1811-1930)
В начале 1859 года молодой Толстой вместе с И.С. Тургеневым был избран в члены этого Общества.
4 февраля 1859 года он произнёс здесь речь. Это было первое публичное выступление Льва Николаевича. «В наше время возмужалости нашей литературы больше чем когда-нибудь можно гордиться званием Русского писателя, радоваться возобновлению Общества любителей Русской словесности и искренне благодарить за честь избрания в члены этого почтенного общества», - говорил он.
Орлов Николай Васильевич (1863-1924)
В Третьяковской галерее Лев Николаевич обратил внимание на картину из народной жизни. Автором произведшей сильное впечатление картины был Н.В. Орлов. Между ним и Орловым завязалась переписка. Льву Николаевичу нравились его «Недоимка», «Освящение монополии», «Переселенцы», «Порка».
В декабре 1909 года вышел альбом «Русские мужики» с толстовским предисловием . Льву Николаевичу особенно пришлись по душе картины: «С работы», «Со службы», «Умирающая», «Христа ради»,
«Шинкарка». «Даровитый, даровитый человек. И человек, который думает сердцем. Он знает народ и любит его…» - говорил об Орлове классик отечественной культуры.
П п
П а х р а. К р а с н а я П а х р а
«Перейдя отчаянным движением за П а х р о й на Тульскую дорогу, военачальники русской армии думали остаться у Подольска…» («Война и мир»).
П у ш к и н ы
Толстовские «тропы» в ближнем и дальнем Подмосковье нередко пересекались с «тропами» пушкинскими.
В «Войне и мире» Толстой, характеризуя умонастроения москвичей в Отечественной войне 1812 года, упоминает о стихотворных импровизациях, «буриме Василия Львовича Пушкина».
В начале 1868 года Мария Александровна Гартунг (Пушкина) познакомилась с Л.Н. Толстым. Она стала одним из прототипов главной героини толстовского романа. В черновом варианте романа «Анна Каренина» героиня носит фамилию… Пушкина.
«…произведения Толстого… как и Пушкина… повсеместно народ наш как бы усыновил навечно…» -
Т т
Тютчев Фёдор Иванович (1803 – 1873)
Тютчевские «тропы» Москвы и Подмосковья пересекались
с толстовскими. Л.Н. Толстой отмечал у Тютчева удивительную «чуткость к русскому языку». Тютчев и Толстой были членами Общества любителей российской словесности при Московском университете. Лев Николаевич переписывался, встречался с дочерьми Тютчева – Анной Фёдоровной ( в замужестве Аксаковой; 1829-1889), Екатериной Фёдоровной (1829-1889). Младшая дочь поэта от первого брака Екатерина Фёдоровна жила у своей тётки Дарьи Ивановны Сушковой. Здесь, в доме Сушковых, бывал Лев Толстой.
Ф ф
Фет (Шеншин) Афанасий
Афанасьевич (1820-1892)
Сохранилось 171 письмо Толстого к Фету, 3 его письма к Фету и И.П. Борисову и 139 писем Фета. Омонимы, топонимы, гидронимы Москвы, ближнего и дальнего Подмосковья… Москва, Тверская, Брюсов переулок, у Руднева № 7… Московско-Курской железной дороги полустанция Еропкино… «…Приезжайте, когда поедете в Серпухов...»
( Толстой – Фету 27 марта 1860 года). Встречи, прощания, беседы, полемика, размолвки. Фет в письме И.С. Тургеневу от 12 января 1875 года вспоминал: «Однажды, делая сначала вид, что не замечает меня, в театральном маскараде Толстой вдруг подошёл ко мне и сказал: «Нет, на вас сердится нельзя», - и протянул мне руку».
… «Мыши пили воду. Баба мыла руки. Маша била Васю», раздается из коридора, где девочка, благодаря Вашей превосходой «Новой азбуке», читает эти истины, 10 дней тому назад увидавшая впервые буквы. Пора окончательно убедиться людям, что книжки для детей не составляют исключительной области людей, не способных ничего писать для взрослых» (Фет – Толстому; 23 апреля 1877 года).
Фёдоров Николай Фёдорович (1828 – 1903) библиотекарь Румянцевского музея
Х х
Х а м о в н и к и
В июле 1882 года Толстые купили в Москве в Долго-Хамовническом переулке (ныне ул. Льва Толстого, 21) дом и
8 октября переехали туда на постоянное жительство.
В доме Толстого в Хамовниках бывали издатели, писатели,
художники, музыканты, профессора Московского университета.
Х о д ы н к а
Запись в дневнике от 28 мая 1896 года: «…Страшное событие в Москве, погибель 3000…». В Москве на Ходынском поле, во время празднеств в ознаменование коронации, случилось
катастрофическое: задавлены тысячи людей. Лев Николаевич напишет в 1910 году рассказ «Ходынка».
«Х о л с т о м е р»
«Хочется писать историю лошади» - запись в дневнике от 31 мая
1856 года. Первоначально повесть имела название «Х л ы с т о м е р». Позднее (а именно в 1885 году) Лев Николаевич назвал эту повесть
«Х о л с т о м е р». Прозвание Холстомер восходит к выражению «холсты мерить», что характеризует такие качества лошади, как быстроходность, редкий и длинный мах при беге.
В 1887 году известный художник Н.Е. Сверчков подарил Льву Николаевичу две акварели: «Холстомер в молодости» и «Холстомер в
старости».
Э э
Эртель Александр Иванович (1855-1908)
Толстовский дом в Хамовниках помнит неоднократные встречи с А.И. Эртелем. В начале 1908 года Лев Николаевич
написал предисловие к эртелевскому роману «Гарденины, их дворня, приверженцы и враги».
…………………………………………………………………………………………………………………………
«…Вы больше, чем обитель классика, вы
обитаете в народе…» ( Яков Хелемский
о «старожиле яснополянском» в годы
Великой Отечественной войны)
…Московско-тульские фронтовые дороги журналиста Якова Хелемского. Под одним из стихотворений – пометка: «Ясная Поляна. Май 1943 г.» («Калинов луг, Козлова просека, Яснополянские угодья, Вы больше, Чем обитель классика, Вы обитаете в народе. Дубняк, природою изваянный, Мерцание реки Воронки. А рядом – чёрные развалины И в серых избах – похоронки»). Старца великого тень, тень русского гения-провидца, скончавшегося в Астапове и похороненного в родной Ясной Поляне, чует смущенной душой автобиографический повествователь в форме красноармейца («Скорбят над новыми утратами Деревья Старого заказа. Проснулся колокол, упрятанный В дупло раскидистого вяза. И чудится, что вышел из дому, В рубахе длинной с подпояской, На зорьке, как привык он издавна, Сам старожил яснополянский»).
Среди рассветного безлюдия
Идёт он трактом деревенским.
Так тихо, что слышны орудия,
Орудующие под Мценском.
По вырубкам и гарям топая,
Внимает горю он и грому.
А ветерану Севастополя
Знакомо это всё, знакомо.
И дом его, огню не отданный,
Ещё пожаром смутно пахнет.
Но в тесной комнате, под сводами,
Простор Истории распахнут.
Объемлет горизонты бедствия
Взор мудреца и канонира.
Печаль с надеждою соседствует
На рубеже войны и мира.
………………………………………………………
………………………………………………………