Авторский блог Алексей Юрин 00:10 26 августа 2017

25 августа 1942 года. Неравный бой ледокола «Александр Сибиряков»

Подвиг, который надо помнить...

25 августа 1942 года в неравном бою с немецким тяжелым крейсером «Адмирал Шеер» геройски погиб советский ледокольный пароход «Александр Сибиряков»

(На иллюстрации: Бой ледокола «Александр Сибиряков» с крейсером «Адмирал Шеер» 25 августа 1942 года. П. П. Павлинов, 1945 год.)

Летом 1942 года гитлеровские ВМС развернули операцию «Вундерланд» («Страна чудес»). Цель операции - недопущение прохода конвоев союзников в Баренцево море с востока, Северным морским путём.

В Карское море для перехвата конвоев был направлен тяжелый крейсер «Адмирал Шеер». Вооружение крейсера составляли шесть 280 мм орудий главного калибра, восемь 150 мм орудий среднего калибра и зенитные орудия: шесть — 105 мм и восемь — 47 мм калибров, а также десять спаренных крупнокалиберных зенитных пулеметов. Кроме того, «Адмирал Шеер» был оснащен двумя четырехтрубными торпедными аппаратами калибра 533 мм.

По замыслу операции, тяжелый крейсер должен был появиться в Карском море скрытно, не выдавая государственной принадлежности, и застать суда караванов врасплох.

Советский флот серьезными силами в Карском море не обладал. Под ружье приходилось ставить даже обычные мирные суда.

Таким был и ледокольный пароход «Александр Сибиряков». Построенный в 1908 году на верфи в Глазго, в первые годы своей биографии он носил имя «Беллавенчур» и использовался для промысла тюленей.

двойной клик - редактировать изображение

В 1915 году «Беллавенчур» был куплен Министерством торговли и промышленности Российской империи для зимних рейсов в Белом море. Новое название кораблю дали в честь исследователя Сибири Александра Сибирякова.

После революции пароход продолжал заниматься мирной деятельностью по снабжению грузами северных поселков. В 1932 году на «Сибирякове» было совершено первое в истории сквозное плавание по Северному морскому пути из Белого моря в Берингово за одну навигацию.

В 1941 году ледокол-снабженец стал военным судном, войдя в состав ледокольного отряда Беломорской военной флотилии под названием ЛД-6 («Лёд-6»). На «Сибирякове» установили два 76-мм орудия, два 45-мм орудия и два 20-мм зенитных автомата «Эрликон».

Уже в военном статусе ледокол продолжал доставлять грузы в северные поселки и на метеостанции.

24 августа 1942 года «Александр Сибиряков» вышел из порта Диксон, выполняя рейс на Северную Землю. На борту находилось 104 человека и 349 тонн грузов. Целью рейса была замена персонала, пополнение запаса полярных станций на Северной Земле и организация новой станции на мысе Молотова.

О возможности встречи с крупным немецким судном речь не шла — информации о том, что оно может появиться на пути «Сибирякова», не было.

В это время «Адмирал Шеер» был уже в Карском море. Подобравшись к каравану, тяжелый крейсер не сумел подойти на расстояние артиллерийской стрельбы из-за тяжелого льда. Маневрируя, капитан крейсера Вильгельм Меендсен-Болькен пытался найти проход к судам каравана.

двойной клик - редактировать изображение


Без сведений о ледовой обстановке в проливе Вилькицкого и маршрутах безопасного движения сделать это было невозможно. У «Адмирала Шеера» был самолет-разведчик, однако он разбился при посадке. Капитан Меендсен-Болькен полагал необходимым захватить любое советское судно, получив от него информацию.

В 13:17 25 августа 1942 года в районе острова Белуха сигнальщик «Александра Сибирякова» заметил дым неизвестного судна. Незнакомый корабль поднял флаг США, и передал название «Тускалуза», которое, правда, было «расшифровано» как японское «Сисияма».

«Союзник» запросил информацию о ледовой обстановке в проливе Вилькицкого. У капитана «Сибирякова» Александра Качаравы возникли серьезные сомнения — а американское ли судно перед ним? На судне была объявлена боевая тревога, а в Главное управление Севморпути ушла радиограмма: «Встретили иностранный крейсер. Наблюдайте за нами». Ответная радиограмма гласила: ни американских, ни японских судов в акватории Карского моря нет.

После двадцатиминутного диалога, в котором немцами на русском языке запрашивались сведения о ледовой обстановке в проливе Вилькицкого, капитаном Качаравой принято решение следовать на полном ходу к острову Белуха (10 морских миль), для того, чтобы укрыть людей и груз.

Сибиряковцы немедленно сообщили на Диксон о появлении вражеского рейдера.

Противник потребовал прекратить работу рации, спустить флаг и сдаться. Немцами был сделан предупредительный выстрел. В ответ советские моряки открыли огонь из четырех маломощных орудий.

Огнем «Адмирала Шеера» были разбиты два кормовых орудия, убиты артиллеристы. Была снесена мачта и повреждена радиостанция. Еще один снаряд попал на носовую палубу, где взорвались бочки с бензином, из-за чего обгорели многие моряки. Счет погибших шел уже на десятки, ледокол горел, но уцелевшие орудия продолжали отвечать немцам.

Новые попадания вывели из строя паровой котел «Сибирякова». Ледокол полностью потерял ход и дал дифферент на нос.

Капитан «Сибирякова» был тяжело ранен. Он успел передать приказ старшему механику Бочурко: «Открывай кингстоны. Выводи людей. Выходи сам».

двойной клик - редактировать изображение


Командование судном принял комиссар Элимелах. По его приказу радист Шаршавин передал в эфир радиограмму: «Помполит приказал покинуть судно. Горим, прощайте. 14 ч. 05 мин.»

Комиссар и старший механик, открыв кингстоны, погибли вместе с кораблем. На тонущем «Сибирякове» продолжало сражаться последнее орудие, пока его расчет не был уничтожен немцами.

На спущенной на воду шлюпке оказались немногим более 20 выживших моряков. К шлюпке был выслан немецкий катер — гитлеровцы надеялись получить секретные документы и шифры. При виде немцев несколько человек бросились с лодки в воду, предпочитая умереть, нежели попасть в плен. Один из матросов бросился на фашистов и был застрелен. В плен попали 18 моряков, среди которых оказались, в частности, раненый капитан корабля Качарава, радист Шаршавин, руководитель планируемой полярной станции Золотов.

В бою героически погибли 79 моряков и полярников. Но на Диксоне уже знали о приближении фашистского рейдера и подготовились к встрече с ним.

С 26 на 27 августа «Адмирал Шеер» атаковал Диксон. Стоявшие на рейде порта Диксон суда — сторожевой корабль СКР-19 (ледокольный пароход «Дежнёв») и пароход «Революционер», а также береговая 152-мм батарея открыли ответный огонь. Крейсер обогнул остров Диксон, ведя огонь по различным объектам на берегу и в акватории порта, временами ставя дымовую завесу от огня береговой батареи. «Дежнёв» и «Революционер», получившие повреждения, позже смогли самостоятельно дойти до Дудинки для ремонта, повреждения порта вскоре были устранены.

«Адмирал Шеер» вернулся в Нарвик 30 августа, не добившись больше никаких успехов.Благодаря мужеству советских моряков операция «Вундерланд» окончилась полным провалом.

Попавшие в плен члены экипажа парохода оказались в концлагере. 13 из них выжили и вернулись на Родину после войны.

двойной клик - редактировать изображение

29 апреля 1961 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была награждена часть членов экипажа «За мужество и стойкость, проявленные членами экипажа Краснознаменного ледокольного парохода „А. Сибиряков“ в бою с фашистским крейсером „Адмирал Шеер“ в период Великой Отечественной войны»:


- Бочурко Николай Григорьевич,

- Никифоренко Семён Фёдорович,

- Элимелах Зелик Абрамович,

- Алексеев Иван Алексеевич,

- Герега Серафим Изосимович,

- Копылов Иван Фёдорович,

- Павловский Андрей Тихонович,

- Седунов Фёдор Васильевич.

Капитан «Александра Сибирякова», Анатолий Алексеевич Качарава был награждён орденом Красного Знамени после реабилитации.

двойной клик - редактировать изображение

Задолго до официального признания место гибели парохода «Александр Сибиряков» моряки советских кораблей обозначали траурными гудками.

В 1965 году координаты гибели ледокольного парохода «Александр Сибиряков» (76 градусов с.ш., 91 градус 31 минута в.д.) были объявлены местом боевой славы.

Вечная память!

1.0x