25 августа 1942 года в неравном бою с немецким тяжелым крейсером «Адмирал Шеер» геройски погиб советский ледокольный пароход «Александр Сибиряков»
(На иллюстрации: Бой ледокола «Александр Сибиряков» с крейсером «Адмирал Шеер» 25 августа 1942 года. П. П. Павлинов, 1945 год.)
Летом 1942 года гитлеровские ВМС развернули операцию «Вундерланд» («Страна чудес»). Цель операции - недопущение прохода конвоев союзников в Баренцево море с востока, Северным морским путём.
В Карское море для перехвата конвоев был направлен тяжелый крейсер «Адмирал Шеер». Вооружение крейсера составляли шесть 280 мм орудий главного калибра, восемь 150 мм орудий среднего калибра и зенитные орудия: шесть — 105 мм и восемь — 47 мм калибров, а также десять спаренных крупнокалиберных зенитных пулеметов. Кроме того, «Адмирал Шеер» был оснащен двумя четырехтрубными торпедными аппаратами калибра 533 мм.
По замыслу операции, тяжелый крейсер должен был появиться в Карском море скрытно, не выдавая государственной принадлежности, и застать суда караванов врасплох.
Советский флот серьезными силами в Карском море не обладал. Под ружье приходилось ставить даже обычные мирные суда.
Таким был и ледокольный пароход «Александр Сибиряков». Построенный в 1908 году на верфи в Глазго, в первые годы своей биографии он носил имя «Беллавенчур» и использовался для промысла тюленей.
В 1915 году «Беллавенчур» был куплен Министерством торговли и промышленности Российской империи для зимних рейсов в Белом море. Новое название кораблю дали в честь исследователя Сибири Александра Сибирякова.
После революции пароход продолжал заниматься мирной деятельностью по снабжению грузами северных поселков. В 1932 году на «Сибирякове» было совершено первое в истории сквозное плавание по Северному морскому пути из Белого моря в Берингово за одну навигацию.
В 1941 году ледокол-снабженец стал военным судном, войдя в состав ледокольного отряда Беломорской военной флотилии под названием ЛД-6 («Лёд-6»). На «Сибирякове» установили два 76-мм орудия, два 45-мм орудия и два 20-мм зенитных автомата «Эрликон».
Уже в военном статусе ледокол продолжал доставлять грузы в северные поселки и на метеостанции.
24 августа 1942 года «Александр Сибиряков» вышел из порта Диксон, выполняя рейс на Северную Землю. На борту находилось 104 человека и 349 тонн грузов. Целью рейса была замена персонала, пополнение запаса полярных станций на Северной Земле и организация новой станции на мысе Молотова.
О возможности встречи с крупным немецким судном речь не шла — информации о том, что оно может появиться на пути «Сибирякова», не было.
В это время «Адмирал Шеер» был уже в Карском море. Подобравшись к каравану, тяжелый крейсер не сумел подойти на расстояние артиллерийской стрельбы из-за тяжелого льда. Маневрируя, капитан крейсера Вильгельм Меендсен-Болькен пытался найти проход к судам каравана.
Без сведений о ледовой обстановке в проливе Вилькицкого и маршрутах безопасного движения сделать это было невозможно. У «Адмирала Шеера» был самолет-разведчик, однако он разбился при посадке. Капитан Меендсен-Болькен полагал необходимым захватить любое советское судно, получив от него информацию.
В 13:17 25 августа 1942 года в районе острова Белуха сигнальщик «Александра Сибирякова» заметил дым неизвестного судна. Незнакомый корабль поднял флаг США, и передал название «Тускалуза», которое, правда, было «расшифровано» как японское «Сисияма».
«Союзник» запросил информацию о ледовой обстановке в проливе Вилькицкого. У капитана «Сибирякова» Александра Качаравы возникли серьезные сомнения — а американское ли судно перед ним? На судне была объявлена боевая тревога, а в Главное управление Севморпути ушла радиограмма: «Встретили иностранный крейсер. Наблюдайте за нами». Ответная радиограмма гласила: ни американских, ни японских судов в акватории Карского моря нет.
После двадцатиминутного диалога, в котором немцами на русском языке запрашивались сведения о ледовой обстановке в проливе Вилькицкого, капитаном Качаравой принято решение следовать на полном ходу к острову Белуха (10 морских миль), для того, чтобы укрыть людей и груз.
Сибиряковцы немедленно сообщили на Диксон о появлении вражеского рейдера.
Противник потребовал прекратить работу рации, спустить флаг и сдаться. Немцами был сделан предупредительный выстрел. В ответ советские моряки открыли огонь из четырех маломощных орудий.
Огнем «Адмирала Шеера» были разбиты два кормовых орудия, убиты артиллеристы. Была снесена мачта и повреждена радиостанция. Еще один снаряд попал на носовую палубу, где взорвались бочки с бензином, из-за чего обгорели многие моряки. Счет погибших шел уже на десятки, ледокол горел, но уцелевшие орудия продолжали отвечать немцам.
Новые попадания вывели из строя паровой котел «Сибирякова». Ледокол полностью потерял ход и дал дифферент на нос.
Капитан «Сибирякова» был тяжело ранен. Он успел передать приказ старшему механику Бочурко: «Открывай кингстоны. Выводи людей. Выходи сам».
Командование судном принял комиссар Элимелах. По его приказу радист Шаршавин передал в эфир радиограмму: «Помполит приказал покинуть судно. Горим, прощайте. 14 ч. 05 мин.»
Комиссар и старший механик, открыв кингстоны, погибли вместе с кораблем. На тонущем «Сибирякове» продолжало сражаться последнее орудие, пока его расчет не был уничтожен немцами.
На спущенной на воду шлюпке оказались немногим более 20 выживших моряков. К шлюпке был выслан немецкий катер — гитлеровцы надеялись получить секретные документы и шифры. При виде немцев несколько человек бросились с лодки в воду, предпочитая умереть, нежели попасть в плен. Один из матросов бросился на фашистов и был застрелен. В плен попали 18 моряков, среди которых оказались, в частности, раненый капитан корабля Качарава, радист Шаршавин, руководитель планируемой полярной станции Золотов.
В бою героически погибли 79 моряков и полярников. Но на Диксоне уже знали о приближении фашистского рейдера и подготовились к встрече с ним.
С 26 на 27 августа «Адмирал Шеер» атаковал Диксон. Стоявшие на рейде порта Диксон суда — сторожевой корабль СКР-19 (ледокольный пароход «Дежнёв») и пароход «Революционер», а также береговая 152-мм батарея открыли ответный огонь. Крейсер обогнул остров Диксон, ведя огонь по различным объектам на берегу и в акватории порта, временами ставя дымовую завесу от огня береговой батареи. «Дежнёв» и «Революционер», получившие повреждения, позже смогли самостоятельно дойти до Дудинки для ремонта, повреждения порта вскоре были устранены.
«Адмирал Шеер» вернулся в Нарвик 30 августа, не добившись больше никаких успехов.Благодаря мужеству советских моряков операция «Вундерланд» окончилась полным провалом.
Попавшие в плен члены экипажа парохода оказались в концлагере. 13 из них выжили и вернулись на Родину после войны.
29 апреля 1961 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была награждена часть членов экипажа «За мужество и стойкость, проявленные членами экипажа Краснознаменного ледокольного парохода „А. Сибиряков“ в бою с фашистским крейсером „Адмирал Шеер“ в период Великой Отечественной войны»:
- Бочурко Николай Григорьевич,
- Никифоренко Семён Фёдорович,
- Элимелах Зелик Абрамович,
- Алексеев Иван Алексеевич,
- Герега Серафим Изосимович,
- Копылов Иван Фёдорович,
- Павловский Андрей Тихонович,
- Седунов Фёдор Васильевич.
Капитан «Александра Сибирякова», Анатолий Алексеевич Качарава был награждён орденом Красного Знамени после реабилитации.
Задолго до официального признания место гибели парохода «Александр Сибиряков» моряки советских кораблей обозначали траурными гудками.
В 1965 году координаты гибели ледокольного парохода «Александр Сибиряков» (76 градусов с.ш., 91 градус 31 минута в.д.) были объявлены местом боевой славы.
Вечная память!