Сообщество «Учебный космос России» 07:56 22 июня 2020

23. Светло-болевые думы-воспоминания маршала авиации И.И. Пстыго

"Сердца, да это же высоты, которых отдавать нельзя..." Светлой памяти защитников и хранителей Отечества...

22. СВЕТЛО-БОЛЕВЫЕ ДУМЫ-ВОСПОМИНАНИЯ МАРШАЛА АВИАЦИИ И.И.ПСТЫГО

«Все выше, и выше, и выше

стремим

мы полет наших птиц…»

( встречи с Маршалом авиации И.И. Пстыго )

Не то чтобы разницы нету,

но в самом большом мы сродни,

и главные наши приметы

у двух поколений одни.

Я. С м е л я к о в. «Разговор о главном».

Иван Иванович хорошо знал историю Липецкого авиацентра. Крылатая история города началась еще в годы Гражданской войны, когда летчики эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец» взлетали с местного ипподрома, чтобы обрушиться на конницу Мамонтова и Шкуро. Здесь базировалась прославленная эскадрилья имени В.И. Ленина. Кузницей столь нужных для обороны государства кадров

стала Высшая школа красных военных летчиков. Высший уровень профессионализма постигался

в Летно-тактической школе. Старшеклассников для авиационных училищ готовила спецшкола ВВС ( она размещалась в здании на нынешней улице Ушинского, на Соколе).

В Липецке жили, проходили службу, обучались, командовали подразделениями главные маршалы авиации К.А.Вершинин, П.С. Кутахов, маршалы авиации П.С. Кирсанов, И.И. Пстыго, С.И. Руденко, Н.С. Скрипко, В.А. Судец, Е.И.Шапошников.

Липецк помнит этих тогда еще совсем молодых летчиков, которые проявят мастерство, мужество в воздушных сражениях Великой Отечественной, в небе Испании, Монголии, Китая, Кореи, Афганистана.

Более трехсот из них станут Героями Советского Союза, четырнадцать - дважды..

…Поездка по городу. Неузнаваемо изменился Липецк.. Вот тот же район железнодорожного вокзала, «Звездного»… Эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец» базировалась здесь с лета 1918 года ( в январе 1919-го была преобразована в дивизион). Размещались в помещеиях бывшего казенного винного склада. Кстати, с тех времен район тогдашней городской окраины рядом с железнодорожым вокзалом (теперешние улицы Космонавтов и Гагарина) именовался не иначе как а э р о д р о м.

И.И. Пстыго - один из тех, кто личным участием способствовал военно-патриотической работе в стране. Весомое слово героя-ветерана формировало активную жизненную позицию молодежи.

Иван Иванович живо интересовался постановкой просветительской работы в областном обществе «Знание», которое я возглавлял. С неподдельным интересом слушал он мой рассказ о встрече на Всероссийском съезде в Кремле с академиком Николаем Геннадьевичем Басовым. Родившийся в Усмани

выдающийся физик, один из основоположников квантовой радиофизики, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Нобелевской и Ленинской премии был руководителем Всесоюзного общества «Знание». Он поддерживал постоянные контакты с земляками-липчанами.

В Липецке маршал выступал в разных аудиториях. Иван Иванович - прекрасный собеседник, оратор, педагог-воспитатель. В основном, в залах - молодежь. Вопросы, раздумья - о самом сокровенном, заветном, примечательном… О преемственности поколений, о том, на чем стояла и стоит земля Русская…

Пришлись по душе Ивану Ивановичу (да и юным участникам «круглого стола») процитированные мною строки из публицистического эссе «Слава России» Леонида Леонова, написанного в самые трагические дни Великой Отечественной: «Ты не один в этой огневой буре, русский человек. С вершин истории смотрят на тебя песенный наш Ермак, и мудрый Минин, и русский лев Александр Суворов, и славный, Пушкиным воспетый мастеровой Петр Первый, и Пересвет с Ослябей, что первыми пали в Куликовском бою. В трудную минуту спроси у них, этих строгих русских людей,что по крохам собирали нашу родину, и они подскажут тебе, как поступить, даже оставшись в одиночку среди вражьего множества . С каким мужеством они служили ей!.. И куда бы ни отправлялись за далекие рубежи, кланялись в пояс родимой, и был слаще меду горький, полынный прах ее дорог. И пригоршню родной землицы, зашитую в ладанку, уносили на чужбину, как благословенье матери, на груди. И где бы ни оказался веленьем истории русский человек, сердце его, как стрелка компаса, неуклонно бывало устремлено в одном заветном направлении, в сторону России. И чистые рубахи надевали перед смертным подвигом, идя на воинскую страду, как на светлый праздник. Тем и была крепка, тем и стояла столетья русская земля».

1.0x